Александровка (село)

село
Александровка
Общий вид на село Александровку
Общий вид на село Александровку
Краснозвездинское муниципальное образование
Дата основания

нач. 1810-х

Население

414 (2010)

Почтовые индексы

412013[1]

ОКТМО

63641428106[2]

Rtishevo rayon.png

Dark Red 800000 pog.svg
Александровка

Александровка — село в Краснозвездинском муниципальном образовании Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Расположение

Дорожный указатель на трассе Саратов-Тамбов
Село Александровка, улица 60 лет Октября

Село Александровка расположено в центральной части Ртищевского района на реке Изнаир, в 15 км к западу от города Ртищево[3]. В селе имеется пять улиц: 60 лет Октября, Горная, Заречная (бывшая д. Киселёвка), Молодёжная и Новая[2].

К середине 1880-х годов в деревне Александровка насчитывалось 64 избы, крытых соломой или камышом, из них 7 были каменные, остальные — деревянные[4]. Дома располагалось в 2 порядка. Длина селения была около полверсты, ширина — 20 саженей[5].

История

До 1861 года. Основание селения. Помещики

Деревня Александровка (Александрово) была основана в начале 1810-х годов. Крестьяне были переведены сюда помещиками Поливановыми из села Козьмодемьянское (Голицыно) Козьмодемьянской волости[5].

Позднее помещицей села стала коллежская ассесорша Эмилия Александровна Сатина (18181886). От неё крестьяне вышли на волю[5].

Александровское крестьянское общество. 1861—1917 годы

После реформы 1861 года крестьяне перешли в разряд собственников. Было образовано Александровское крестьянское общество (б. Сатиной)[5].

По уставной грамоте александровским крестьянам было отведено в надел 607,5 десятин удобной земли, по плану генерального межевания 1862 года за ними числилось 602 десятины удобной и 18 десятин неудобной земли. Граница должна была проходить по оврагу Каменному, но она до него не доходила. По этому делу Казённая Палата производила дознание, и землемеры, исследовав на месте, сделали донесения что земля до оврага Каменного, принадлежавшая по документам крестьянам, была продана некому господину М[П 1]. Последовало приказание отрезать эту землю в пользу крестьян и, кроме того, недостающие 5 десятин нарезать за оврагом Каменным. Межёвщиками был составлен новый план, но землю так и не отрезали[5].

По словам крестьян, всего удобной земли на середину 1880-х годов у них имелось 536,6 десятин, неудобной — 15 десятин и 2 десятины было занято под дорогами. Надел тянулся непрерывной полосою к северу от селения. На востоке надел отделялся от земель крестьян Битяговки рекой Изнаир[5].

Земледелие

В начале 1870-х годов землю переверстали на 135 ревизских душ. В середине 1880-х годов поднимался вопрос о переделе земли по наличным душам, однако этому воспрепятствовали многодушные домохозяева. Всей пашни по загонам имелось 459 десятин; межи и столбняки тоже шли в счёт. Земля была порезана на клетки, по 2 казённые десятины в каждой. При дележе разбивались на 13,5 жеребьев по 10 душ в каждом. Каждый жеребий делил потом доставшиеся десятины между собою по душам, так что каждая душа получила землю в каждом поле в одном месте. Всего в трёх полях на душу приходилось по 3,4 десятины земли. Умершие души оставались в той семье, к которой принадлежали, за исключением того случая, когда оставалась одна вдова. От вдов надельная земля отбиралась и сдавалась миром многосемейным домохозяевам за подати и повинности; вдовам оставляли только по 0,5 души на прокормление[5].

К середине 1880-х годов посевные площади, находившиеся в собственности крестьян Александровского общества, были заняты под рожью (50 %), овсом (30 %), просом (14 %), гречихой (6 %)[5]. К 1911 году площадь крестьянского посева составляла 480 десятин (из них 18 на купленной и 205 на арендованной земле), при этом на 100 десятин посева под рожь приходилось 47,9 десятин, под овёс — 20,8, под просо — 14,0 и под подсолнечник — 8,5 десятин[6].

Александровскими крестьянами использовалась трёхпольная система земледелия. Поля не унавоживались; навоз свозили в овраги и на мосты, частью на конопляники. До выхода на волю плугами на волах пахали только на барщине[5]. На 1911 год из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий в Александровском обществе имелось 15 железных плугов, 1 жнетка и 3 веялки[6].

Общественный хлебный запасный магазин был деревянный, крытый тёсом и соломой. Располагался он в 150 саженях от деревни[5].

Скотоводство

Своего выгона у крестьян Александровского общества было около 17 десятин. Он располагался непосредственно при селении, на юг и восток от него. На выгоне имелась гора, местами с обвалами. Право пользования выгоном было ограничено. Весь скот делился на число душ, если у кого-то скота было меньше, чем по дележу, то он получал по 3 рубля за каждую недостающую голову. Платить должны были владельцы лишней скотины. Эти деньги выдавались на руки[5].

На 1886 год в собственности крестьян Александровского общества было 92 головы рабочего скота (лошадей и быков) и 70 голов молочного скота (коров)[5]. По состоянию на 1911 год количество голов скота было следующим:

  • рабочего скота (лошадей и быков) — 70;
  • молочного скота (коров) — 85;
  • гулевого скота (жеребят, телят, бугаёв) — 87;
  • мелкого скота (овец и свиней) — 625.

Таким образом, на одно хозяйство приходилось 0,9 голов рабочего скота и 1,1 голов молочного скота[6].

Табуна для гулевого скота не имелось; его держали дома. Зимой скотину кормили ржаной соломой, без посыпки, которая применялась ближе к весне. Своей соломы хватало до Рождества, редко у кого до масленицы. Солому покупали у господина М. Так как с душевого надела нельзя было прокормить даже одной коровы, с весны скотину выгоняли на снятые у господина М. овраги, а потом на луга и пар. В междупарье опять пускали её по оврагам господина М[5].

Сенокос делили каждый год по ревизским душам. С душевого надела накашивали до 4 пудов сена[5].

Усадьбы и приусадебное хозяйство

Согласно статистическим сведениям середины 1880-х годов размеры дворовых мест крестьян Александровского общества были неодинаковы. Самые большие дворы имели площадь 10 × 20 саженей; всего под 70 дворами было занято 5,23 десятин земли. На конопляники, капустники и гумна приходилось по 3 × 120 саженей на душу; всего же под этими угодьями находилось 20,25 десятин. Всей же усадебной имелось 28 десятин. Капусту, картофель и огурцы александровские крестьяне возделывали только для себя[5].

Избы, ввиду отсутствия своего леса, топили соломой, которую приходилось покупать 5—6 саженей в год вместе на корм и на топку. Воду брали из колодцев, которых на 1886 год имелось 3 и из реки Изнаир[5], вода в которой была хорошая, но летом загрязнялась стоком с дворов. К 1914 году в Александровке было 5 уличных и 5 дворовых колодцев. Глубина их составляла от 8 до 12 аршин. Хорошая вода была в 5 колодцах[7].

Промыслы и торговля

К середине 1880-х годов различными местными промыслами в Александровке были заняты 21 мужчина и 1 женщина, отхожими — 8 мужчин, из них: 1 десятник, 2 нищих, 2 имели маслобойню, 5 мельников, 12 пастухов, 1 писарь, 2 портных, 1 работник, 3 подёнщика и одна подёнщица[5].

Из торговых и промышленных заведений к середине 1880-х годов в деревне имелись: одно питейное заведение, мелочная лавка, две ветряные мукомольные мельницы и одна маслобойня[5].

Мирские доходы, расходы и повинности

Доходов общество имело 375 рублей от сдачи земли. Эти деньги шли в уплату податей и повинностей и на мирские расходы[5].

На середину 1880-х годов мирские расходы распределялись следующим образом:

  • старосте — 15 рублей
  • писарю — 13 рублей
  • сборщику — 10 рублей
  • рекрутам: отданному — 3 рубля, неотданному — 1 рубль
  • церковному старосте — 6 копеек с души
  • церковному сторожу — 8,5 копеек с души
  • на общественные молебны — 5 рублей
  • караульщику — 24 рубля
  • пастухам: коровьему и конному — 80 рублей, овечьему — 50 рублей и по 2 фунта муки с овцы, телячьему — 18 рублей, свиному — 35 рублей[5]

В деревне имелся пожарный обоз, состоящий из одной бочки и одного насоса. Для постоянного наблюдения за появлением пожара и для подачи первой помощи при обозе по очереди стояли два человека и две лошади[5].

После 1917 года

Администрация Краснозвездинского МО в селе Александровка

В 1929 году в селе был образован колхоз «Путь Ленина»[8], который просуществовал до начала 1990-х годов.

В 1934 году в селе была построена небольшая изба-читальня[8].

В конце 1930-х годов деревню Александровку объединили с селом Поливановкой в село Александровку. К 1 сентября 1940 года в село Александровку были сселены 6 хозяйств, составлявших посёлок Нижняя Еланка, который располагался на земле совхоза «Новостройка» в 3,2 км от села[9].

В августе 1954 года, по инициативе учительницы Лидии Васильевны Лукьяновой, в Александровке была открыта сельская библиотека[10].

В конце 1950-х годов началась радиофикация колхоза «Путь Ленина», 30 июня 1957 года репродукторы были установлены в 100 домах села Александровка[11].

В 1976 году в состав села вошла деревня Киселёвка, став улицей Заречной.

История административного подчинения

Административное подчинение селения неоднократно изменялось. Первоначально оно входило в состав Сердобского уезда. С 1859 по 1860 год деревня Александровка входила в 1-й стан того же уезда[12].

19 февраля 1861 года «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в уездах было учреждено волостное управление. С этого времени и до 1923 года деревня Александровка входила в состав Козьмодемьянской (Курганской) волости[13].

С 1918 по 1992 год Александровка являлась центром Александровского сельского Совета[13], с 1992 по 1997 — сельской администрации, с 1997 по 2005 — Александровского округа.

В результате Муниципальной реформы 2006 года село Александровка вошло в Краснозвездинское муниципальное образование[14].

Население

К 1857 году в деревне Александровка насчитывалось 34 домохозяйства[4]. К 1859 году их численность сократилась до 21 двора. По переписи 1886 года деревня насчитывала 66 домохозяйств[5]. К 1911 году общее число хозяйств в деревне достигло 81, из них 1 двор не входил в Александровское общество[6]. К 1914 году численность дворов сократилась до 73[7].

Численность населения по годам
1857 279[4] 1911 566[6] 1969 357 2007 429
1859 218[12] 1914 526[7] 1977 342 2010 414[15]
1886 392[5] 1938 660[16] 2000 474[17]

Социальная сфера

Календарный штемпель сельского отделения почтовой связи Александровка

В селе Александровке имеется сельское отделение почтовой связи, сельская библиотека, операционная касса № 8622/0659 Сбербанка России (планируется закрытие).

Образование

Согласно статистическим данным в середине 1880-х годов грамотных в Александровке было очень мало. Ближайшая земская школа находилась в 15 верстах от деревни в селе Волчий Курган, поэтому дети александровских крестьян в ней не учились. Грамоте выучивались на службе или дома[5].

В 1929 году, после образования колхоза, в деревне Александровке была построена единая трудовая школа 1-й ступени для детей от 8 до 12 лет включительно. В ней было четыре класса. Помещалась она в небольшой избе[8]. Просуществовала школа до объединения деревни с селом Поливановка в конце 1930-х годов.

В настоящее время селе работает средняя общеобразовательная школа, здание которой было сдано в эксплуатацию 1 сентября 1968 года. Оно было построено на месте разрушенной в 1930-е годы Александро-Невской церкви[18].

До 1994 года в селе работал детский сад «Радуга». После закрытия здание было передано под жилой дом[19].

Здравоохранение

Александровский ФАП расположен по адресу: улица 60 лет Октября, 67. График работы: понедельник — суббота с 8.00 до 14.00, выходной — воскресенье[20].

Александровская СОШ.jpg Александровская библиотека.jpg Александровка ФАП и почта.jpg
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа
имени С. В. Васильева»
Клуб и библиотека ФАП и почтовое отделение

Люди, связанные с селом

Достопримечательности и памятники

Памятник воинам-землякам
  • 9 мая 1970 года в селе был открыт Мемориал воинской Славы воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Основная часть мемориала представляет собой скульптурное изображение стоящего воина в плаще, правая рука которого прижата к груди. Скульптура находится на вертикальном высоком постаменте с квадратным основанием. Скульптура окрашена серебристой краской, постамент — белой (ранее часть постамента была окрашена голубой краской). По обе стороны от скульптуры находятся два стенда с 10 мемориальными досками, на которых написаны фамилии жителей села Александровка, погибших в годы Великой Отечественной войны[21].
  • В 2006 году на месте разрушенной Александро-Невской церкви был воздвигнут Поклонный крест, освящение которого состоялось 12 сентября.

Примечания

  1. Одному из местных помещиков — либо Мосалову, либо Москалёву.

См. также

Источники

  1. Справочник «Кодификант.ру»
  2. 2,0 2,1 Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов / кодов ОКАТО /налоговых инспекций ФНС / адресов
  3. Саратовская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1970 года. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970. — С. 90
  4. 4,0 4,1 4,2 Стрелюхина М. В. От рассвета до заката: история умирающей деревни / Научная работа VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» — 2015. — Ртищево, 2015. — С. 38
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 5,19 5,20 5,21 5,22 5,23 Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Александровна деревня, Козьмодемьянская волость, Сердобский уезд, крестьяне собственники, бывшие г-жи Э. Сатиной. Часть 1; Часть 2; Часть 3)
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Списки населенныхъ мѣстъ Саратовской губерніи. Сердобскій уѣзд. — Саратовъ: Изд-во Оцѣночно-статистическаго отдѣленія Саратовской губернской земской управы, 1912. — С. 26—27
  7. 7,0 7,1 7,2 Водоснабженіе въ Саратовской губерніи въ санитарномъ отношеніи. Выпускъ восьмой. Сердобскій уѣздъ / сост. сан. врачъ А. М. Ильинъ. — Саратовъ: Изданіе Саратовской губернской земской управы, 1914. — С. 49
  8. 8,0 8,1 8,2 Мартьянова В. Наша биография // Путь Ленина. — 20 августа 1977. — С. 4
  9. Протокол № 31 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 21.07.39. — С. 18—19 (АРГРИ: Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 13)
  10. Сельские филиалы на официальном сайте МУК «Ртищевская межпоселенческая центральная библиотека» (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).
  11. Кузин Г. Голос Москвы // Путь Ленина. — 5 июля 1957. — С. 4
  12. 12,0 12,1 Саратовская губернія. Списокъ населенныхъ мѣстъ по свѣдѣніямъ 1859 года. — Спб: Изд-во ЦСК МВД, 1862. — С. 90
  13. 13,0 13,1 Алфавитный список населённых пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года / Купцова Ю. А. История административно-территориального деления Саратовской губернии 1917—1928 годы. Справочник. Сердобский уезд // ОГУ ГАСО
  14. Закон Саратовской области № 117-ЗСО от 29.12.2004 г. «О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района»
  15. Численность и размещение населения Саратовской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. — Саратов: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, 2012. — С. 81
  16. План районирования по проведению переписи населения в сельских местностях Ртищевского района (Приложение к протоколу № 36 заседания Президиума РИКа от 16 августа 1938 года). — С. 82—86 (АРГРИ: Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 10)
  17. Постановление Саратовской областной Думы от 18 апреля 2001 г. № 53-2378 «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области»
  18. История Александровской школы на официальном сайте (Архивировано из первоисточника 31.08.2015).
  19. Информация Администрации Ртищевского муниципального района в Министерство образования Саратовской области об использовании зданий, закрытых с 1990 года
  20. Сведения об организации // Официальный сайт ГУЗ СО «Ртищевская РБ» (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  21. Памятники Прихопёрья на сайте «Путешествие по Прихопёрью» (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).