Алексея Громова улица

Улица Алексея Громова
Двухэтажные дома в начале улицы Алексея Громова
Упоминается с

1897

Прежние названия

Ново-Почтовая улица (до 1923);
Почтовая улица (1923—1967);
Коммунистическая улица (1967—2002)

Протяжённость

1,7 км

Начало

Советская улица

Конец

улица Мира

Автобусные маршруты

5, 6

Почтовые индексы

412031

Улица Алексе́я Гро́мова — магистральная улица общегородского значения; одна из старейших улиц города Ртищево, берущая начало в его центральной части.

Расположение и общие сведения

Улица Алексея Громова начинается в центральной части города и проходит с востока на запад до посёлка Выдвиженец Ртищевского района. Начинается от Т-образного перекрёстка с Советской улицей (в районе овощного рынка) и заканчивается слиянием с улицей Мира. Пересечений с другими улицами нет. С нечётной стороны к улице примыкают Дубасовский проезд, Школьный переулок и улица Юбилейная (пос. Выдвиженец); с чётной — проезд до Большой Московской улицы, а также улицы Рабочая Слободка, Революционная, Степана Разина и Коммунальная. В самом начале чётная сторона улицы проходит вдоль территории овощного рынка, нечётная сторона прерывается территорией МОУ «Лицей № 3». В районе бывшего мясокомбината, от дома № 81 до здания ГАУ СО «КЦСОН Ртищевского района» включительно, нечётная сторона улицы Алексея Громова прерывается домами, расположенными по улице Мясокомбинат.

От улицы Советской до Школьного переулка автомобильное движение по улице Алексея Громова осуществляется в одном направлении.

Протяжённость улицы составляет около 1,7 км. Нечётная сторона оборудована тротуаром. В начале улицы имеется нерегулируемый пешеходный переход. Нумерация начинается от Советской улицы. Застройка смешанная, в основном малоэтажная («частный сектор»), в начале улицы — низковысотная (малоэтажная), в конце — расположен четырёхэтажный дом.

Происхождение и история названий

Аншлаг с прежним названием улицы

Первоначально улица носила название Ново-Почтовая по располагавшемуся на улице до 1957 года почтово-телеграфному отделению. Параллельно ей шла улица, носящая название Старо-Почтовая. В 1923 году, после переименования Старо-Почтовой улицы в Пугачёвскую, Ново-Почтовая улица стала просто Почтовой.

В ознаменовании 50-летия Октябрьской революции улицу Почтовую планировалось переименовать в улицу имени Рябова В. Ф. Соответствующее решение Ртищевский горисполком принял 12 октября 1967 года. Однако 26 октября по неизвестным причинам вышло новое решение горисполкома, согласно которому улица была переименована в Коммунистическую.

Решением Собрания ОМО Ртищевского района от 24 января 2002 года улица Коммунистическая была переименована в улицу имени Алексея Громова, в память об ушедшем из жизни главе ОМО Ртищевского района Алексее Алексеевиче Громове (1943—2001). Однако, несмотря на то, что на улице были вывешены аншлаги с новым названием, постановление Администрации ОМО Ртищевского района «О выполнении решения Собрания ОМО Ртищевского района от 24.01.2002 № 16-100» было принято только 30 апреля 2003 года. В связи с этим улица более года имела два названия: новое, юридически неофициальное — Алексея Громова и старое, ставшее фактически неофициальным — Коммунистическая, которое продолжали использовать паспортно-визовая служба и бюро технической инвентаризации.

Название улицы является уникальным, по крайней мере для Саратовской области, ещё никогда в новейшей истории географический объект не называли в честь бывших глав местной администрации.

История

Улица Алексея Громова, дома № 47 и № 49. По переулку проходила граница между землями Шуклинского (слева) и Дубасовского (справа) обществ.
Улица Алексея Громова 62, бывший детский сад № 2 «Колокольчик» (1957—2009), бывшая городская почта (до 1957)
Улица Алексея Громова 81; на первом этаже бывший магазин «Юбилейный» (2008)

Улица Алексея Громова — одна из старейших улиц города, она упоминается в архивных документах Бюро технической инвентаризации с 1897 года. Земля арендовалась у крестьян Шуклинского (до дома № 47) и Дубасовского обществ (с дома № 49). В 1911 году земли последнего выкупило акционерное общество «Братья Барсельман», которое и выдавало вплоть до 1917 года разрешения на поселение и заключало договоры аренды.

Большая часть улицы сформировалась ещё до 1917 года, небольшая часть домов за Дубасовским проездом строилась в 1920-х годах. До 1917 года на улице находилась лавка Савцова, решением Президиума Ртищевского горсовета в сентябре 1934 года лавку переоборудовали под Городскую аптеку. В самом начале улицы находились склады Главтракторсбыта. До 1929 года нечётная нумерация шла по правой стороне улицы, чётная — по левой.

С 1930 по 1963 год по адресу улица Почтовая, 9 дислоцировалась Ртищевская городская пожарная охрана. Здание пожарной команды было деревянным, рядом находилась конюшня и смотровая каланча высотой 30 метров. В августе 1936 года было утверждено место постройки пожарного депо между зданиями учпункта и пожарной каланчи. С 1941 по 1942 год на городской пожарной вышке находился наблюдательный пост 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи.

В сентябре 1934 года для постройки Дома колхозника на углу Советской и Почтовой улиц на территории занятой складами Райсоюза отвели земельный участок (к ноябрю 1936 года Дом так и не был построен).

В августе 1935 года был утверждён план освещения улиц Советской, Почтовой, Большой Московской и Железнодорожной, согласно которому вся работа по электрификации должна была быть закончена к 7 ноября того же года. Электроэнергию, необходимую для освещения улиц, вырабатывала электростанция станции Ртищево-1.

На 31 августа 1938 года в 90 домовладениях, расположенных на Почтовой улице, проживали 637 человек.

В сентябре 1938 года под строительство новой школы на 400 мест (ныне Лицей № 3 имени П. А. Столыпина) отвели стройплощадку размером в 1 га по Почтовой улице между Гораптекой и каланчой городской пожарной команды.

В декабре 1950 года квартирно-эксплоатационной части Балашовского района ВВС ПРИВО под строительство каменных двухэтажных жилых домов были отведены: участок, ограниченный улицами Пугачёвской, Советской и Почтовой, смежный с участком вновь выстроенного 8-миквартирного Дома офицерского состава (ДОС-1), размером 62 × 52 м и участок по Почтовой и Советской улицам, протяжённостью по Советской улице в 40 м и Почтовой улице протяжённостью в 100 м. В январе 1957 года по улице Почтовой 56 (ныне Алексея Громова 62) открылся городской детский сад.

В начале 1960-х годов улицу замостили каменным покрытием. К началу 1964 года на улице были газифицированы квартиры в двухэтажных домах. В январе 1966 года в конце улицы открылось кафе «Алёнушка»; в начале 1968 года в том же районе, по Коммунистической улице № 81, был сдан в эксплуатацию четырёхэтажный дом, на первом этаже которого 9 мая открылся продовольственный магазин «Юбилейный».

4 ноября 1987 года в состав улицы Коммунистической были включены три оставшихся дома улицы Летний Сад.

В сентябре 2001 года на углу улиц Алексея Громова и Советской открылся третий в городе рынок — овощной. Он был переведён сюда с Большой Московской улицы.

Организации, расположенные на улице

Кафе «Алёнушка» (1968)

На улице расположены следующие организации и учреждения:

  • по нечётной стороне:
    • № 5 — Центральная районная библиотека имени М. Горького — открытие нового здания состоялось 3 февраля 1960 года
    • № 11 — ритуальное агентство «Доверие» (прекратило существование); также в этом здании располагались редакция газеты «Город в час пик» и приёмная депутата Собрания Ртищевского ОМО А. В. Поспелова
    • № 33 (первый этаж) — Ртищевский отдел вневедомственной охраны
    • № 81 (первый этаж) — сетевой магазин «Гроздь» № 235 — открылся 14 сентября 2012 года[1]
    • № 87 — ООО «Даргез-Ртищево», ООО «РИТМ-5», ООО «СТРОЙДВОР»
  • по чётной стороне:
    • № 6 — пиццерия «ОГО!», кафе «7-я» (прекратило существование)
    • № 12 — Центральная детская библиотека имени А. С. Пушкина — открылась в феврале 1967 года
    • № 62 — бывший детский сад № 2 «Колокольчик» — работал с января 1957 по 2009 год; до января 1957 года в этом здании располагалось почтовое отделение (снесено)
    • № 116а — кафе «Алёнушка» — открылось в январе 1966 года. Несколько раз меняло название — первоначальное кафе «Алёнушка», затем кафе-бар «Юность» (1993—2003), до 2011 снова кафе «Алёнушка», до 2012 — ресторан «Каспий», затем кафе «Royal»
    • № 120 — Ртищевский цех воронежской дистанции защитных лесонасаждений — расформирован в начале 2012 года
    • № 130 — бывшее ГУП «Ртищевское АТП» — прекратило существование в начале 2000-х годов
    • № 174 — МУП «Водозабор»

Транспорт

По улице проходит автобусный маршрут № 6.

Интересные факты

По адресу улица Почтовая 23 (ныне Алексея Громова 21) проживала долгожительница города Ртищево Лукерия Семёновна Шлючкова. В 1953 году ей исполнилось 110 лет.

Примечания

См. также

Литература

  • Александрова Л. Овощной рынок — на новом месте // Перекрёсток России. — 13 ноября 2001
  • Борисов Ю. Такая у них работа: Из истории Ртищевской пожарной охраны // Перекрёсток России. — 1996
  • Булда Ф. Газ — городу // Путь Ленина. — 4 августа 1965
  • Кузнецов И. А третий рынок — овощной // Саратовские вести. — 21 ноября 2001. — С. 2
  • Путь Ленина. — 22 февраля 1953
  • Путь Ленина. — 9 мая 1968
  • Ртищево. Путеводитель карта и подробная информация о городе. — М.: ЗАО «Новый Имидж», 2008
  • Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.
  • Сдобников А. Улицы Ртищева: четвёртый этап переименований // Обозреватель. Регион.ru. — 21 февраля 2007

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 3. Протокол № — заседания Президиума Ртищевского горсовета от 29/IX.34. — С. 37, 45
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 4. Протокол № 15 заседания Президиума Ртищевского горсовета от 25 августа 1935 года. — С. 89 об.
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 7. Протокол № 17 заседания Президиума Ртищевского горсовета от 26.08.36. — С. 66
  • Информация об использовании зданий, закрытых с 1990 года // Администрация Ртищевского муниципального района для Министерства образования Саратовской области