Аргон (завод)

ОАО «Аргон»
Административный корпус (1980-е)
Административный корпус (1980-е)

Аргон лого.png

Тип

Открытое акционерное общество

Год основания

1968

Прежние названия

токарный цех № 51 мехзавода
«Генератор»;
филиал завода «Контакт»
Завод «Аргон»

Расположение

Ртищево, ул. Куйбышева, 38

Директор

Семёнов, Вадим Анатольевич

Отрасль

электронная промышленность (без производства специального
технологического оборудования)

Продукция

изделия радиоэлектронного профиля и товары народного потребления

ОАО «Арго́н» — одно из крупнейших промышленных предприятий города Ртищево, электротехнический и приборостроительный завод, бывшее предприятие оборонной промышленности.

История

Токарный цех № 51

6 июня 1968 года саратовский механический завод «Генератор» открыл в Ртищево токарный цех № 51, преобразованный позднее, по инициативе первого начальника цеха Николая Васильевича Жутаева, в филиал IV категории. Главным направлением деятельности филиала была холодная обработка металлов резанием. Первый цех, где было установлено 15 станков, находился в здании городской электростанции. Первыми рабочими филиала стали выпускники, организованных в мае 1968 года при ГПТУ № 12, шестимесячных курсов по подготовке токарей.

Токарный цех51.jpg Rtishchevo. Plant Argon.jpg
Здание бывшего токарного цеха № 51 (ныне административное здание Облкоммунэнерго) Столовая и проходная

Филиал завода «Контакт»

В 1969 году специалисты Строительно-монтажного управления № 41 приступили к строительству основных корпусов филиала и вспомогательных объектов. Одновременно налаживалось производство продукции для оборонного комплекса. Строительство первого типового цеха завода было закончено в ноябре 1971 года, одновременно ртищевское предприятие стало филиалом Саратовского завода «Контакт». С того времени начались существенные структурные изменения, стало быстро развиваться производство. За два года были организованы цеха: механический машиностроительный, инструментальный, механо-энергетический, созданы отделы и вспомогательные службы. В 1974 году было возведено заводоуправление.

Завод выполнял преимущественно оборонные заказы. В мае 1979 года состоялся первый выпуск товаров народного потребления, которые сразу же стали пользоваться спросом. Это были скороварки и наборы кастрюль.

Завод «Аргон»

Общий вид приёмно-контрольного концентратора «Рубин-3» (1 — блок базовый; 2 — блок линейный)

В 1983 году при заводе было создано опытно-конструкторское бюро (ОКБ), в составе которого было 3 лаборатории. В апреле[1] 1985 года филиал Саратовского завода был преобразован в завод «Аргон» в составе производственного объединения «Контакт». В 1986 году был сдан производственный корпус-модуль, что позволило расширить номенклатуру и объёмы товаров культурно-бытового назначения и машиностроения, а также для организовать производство радиоаппаратуры.

К 1990 году завод «Аргон» стал вторым в городе, после отделения дороги, градообразующим предприятием и вторым в городе, после локомотивного депо, по численности рабочих и служащих. Территория завода составляла 5,5 гектар, производственные площади занимали 31 869 м², на заводе было задействовано свыше 500 единиц уникального оборудования. В составе ОКБ насчитывалось 5 лабораторий. На заводе применялись новейшие технологии того времени: робото-технологические комплексы (из всей электронной промышленности СССР подобные были только на саратовском заводе «Тантал»), станки с числовым программным управлением, применялись сварка в среде аргона, в среде углекислого газа, точечная сварка, пайка волной. Был разработан проект расширения завода до рощи Третьяк. На заводе имелись единственная в городе сауна, русская баня в котельной, душевые в каждом корпусе, 3 комнаты гигиены женщин, комната психологической разгрузки, тренажёрный зал, комнаты приёма пищи, уголки и зоны отдыха на территории.

В условиях рыночных реформ начала 1990-х годов и конверсии завод был вынужден перепрофилировать свои цеха на производство фурнитуры и опор для мебели, различных товаров народного потребления (антенн для телевизоров, прокладок для двигателей легковых автомобилей, алюминиевую и пластмассовую посуду и пр.), деревообрабатывающие и распиловочные станки, зернодробилки, медогонки, насосы и многое другое. На заводе принимали также заказы на изготовление мемориальных досок. В это же время на предприятии было создано новое производство по изготовлению пожарно-охранной сигнализации и начат выпуск приёмно-контрольного концентратора «Рубин-3».

Цеха завода: литейно-заготовительный (не действует), столярно-сборочный

ОАО «Аргон»

Вакуумный выключатель нагрузки ВНВР 10/630-20У2

В 1993 году завод «Аргон» приобрёл статус самостоятельного государственного предприятия. В мае 1994 года в результате приватизации завода было создано открытое акционерное общество «Аргон».

В 1999 году ОАО «Аргон» приступил к изготовлению электромагнитных и пружинных приводов на 10 и 35 кВ для вакуумных выключателей для предприятий российской энергетики.

В 2000 году просьбе сельхозпроизводителей на заводе было освоено производство сушильных камер, работающих на природном газе, предназначенных для тепловой обработки семян. Кроме того был налажен выпуск приспособлений для уборки подсолнечника, аппаратов для механизированной дойки коров, кормовых дробилок.

В 2005 году на предприятии, впервые в России, было освоено производство вакуумных выключателей нагрузки ВНВР — 10/63020зУ-2 «Волна» с видимым разрывом.

ЗАО «Кват»

В январе 1999 года на базе механического цеха завода «Аргон» было создано новое предприятие закрытое акционерное общество «Кват», занимающееся обработкой металлических изделий и изготовлением различных деталей как для предприятий, так и для частных лиц.

ООО «Король Диванов»

В начале 2014 года часть помещений, принадлежащих ОАО «Аргон», взяла в аренду и переоборудовала мебельная компания ООО «Король Диванов». На начальном этапе был создан швейный цех на 200 рабочих мест, для пошива чехлов для мягкой мебели. В дальнейшем планируется наладить полный процесс изготовления мебели.

Руководители предприятия

  • Жутаев, Николай Васильевич (июнь 1968 — июнь 1969; филиал завода «Генератор»)
  • Курганов, Владимир Михайлович (июнь 1969 — ноябрь 1972; филиал завода «Генератор»)
  • Макеев, Геннадий Степанович (ноябрь 1972 — ноябрь 1977; филиал завода «Контакт»)
  • Курганов, Владимир Михайлович (ноябрь 1977 — апрель 1999; филиал завода "Контакт, завод «Аргон», ОАО «Аргон»)
  • Семёнов, Вадим Анатольевич (апрель 1999 — октябрь 2015[2]; ОАО «Аргон»)
  • Кляузер, Евгений Артурович (с октября 2015)

Награды

  • Благодарность Губернатора Саратовской области — за большой вклад в социально-экономическое развитие области
  • Диплом Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» — за возрождение традиций благотворительности и меценатства в России, способствующих развитию духовности и прогресса

Примечания

  1. По другим данным — в июле.
  2. Руководители завода «Контакт» покинули свои должности // Четвёртая власть. — 16 октября 2015 (Архивировано из первоисточника 20.10.2015).

Литература

  • Вишневская Н. Милые женщины // Перекрёсток России. — 11 февраля 1997
  • Дмитриева Г. Заводу — 30 лет // Перекрёсток России. — 4 июня 1998
  • Иванов Б. Приглашаем на новое предприятие// Путь Ленина. — 16 марта 1968
  • Новости Ртищево // КИС. — 26 марта 2014
  • Путь к работе на себя // Перекрёсток России. — 17 апреля 1993
  • Тошин С. Три тонны в течение суток // Перекрёсток России. — 15 апреля 2000
  • Фёдоров С. «Аргон» работает стабильно // Перекрёсток России. — 10 февраля 2001
  • Фёдоров С. «Мы — за управляемый рынок» // Перекрёсток России. — 24 апреля 1999

Источники

  • Что такое «Аргон»? / Из выступлений на партийно-хозяйственных активах Ртищевского горкома КПСС 1985—1990 годов

Ссылки