Беклемишевы

Беклемишевы
Герб рода Беклемишевых
Герб рода Беклемишевых
Том и лист Общего гербовника:

IV, 36

Губернии, в РК которых внесён род:

Воронежская, Калужская, Московская, Нижегородская, , Саратовская, Тамбовская и Тульская

Часть родословной книги:

VI

Родоначальник:

Фёдор Елизарович Беклемиш

Близкие роды:

Змиевы, Княжины, Орловы[1]

Период существования рода:

С XV века

Место происхождения:

Германия (по преданию)
Великий Новгород (по версии исследователей)

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Песчанка

Беклемишевы на «Родоводе»

Беклеми́шевы — старинный русский дворянский род.

Происхождение рода

По преданию род Беклемишевых происходит от выехавшего в начале XV века «из Прусския земли» на службу к Великому князю Московскому и Владимирскому Василию I Дмитриевичу «мужа честна» Льва (У П. Н. Петрова — Гавриил[2]; у П. В. Долгорукова — Гавриил — сын Льва[1].), принявшего православие. Старший из его правнуков, Фёдор Елизарович, носивший прозвище Беклемиш[П 1], стал родоначальником Беклемишевых. Писатель-историк Пётр Николаевич Петров (1827—1891) считал, что на самом деле родоначальник Беклемишевых был выходцем из новгородской знати[2][3].

Внук Фёдора Елизаровича — Никита Васильевич Беклемишев был отправлен в 1474 году Иваном III послом в Крым, а правнук — Иван Никитич Беклемишев, по прозванию Берсень, служил послом в Польше и Крыму и в 1525, по известному делу Максима Грека, за «дерзкие слова» против государя обезглавлен[2][3].

Беклемишевы были в чести при Иване Грозном[2]. Они служили стольниками, стряпчими, окольничьими, воеводами и в иных чинах и жалованы были поместьями. В числе владельцев населённых имений на 1699 год Беклемишевых значится 41 человек[3]. Евфросинья Фёдоровна Беклемишева была матерью князя Дмитрия Михайловича Пожарского[2].

В XVII веке службы Беклемишевых значительно понизились в ступенях иерархии, хотя всё-таки члены этой фамилии бывали судьями в приказах и воеводами в городах[2].

Саратовская ветвь Беклемишевых происходит от прапорщика Ивана Филипповича Беклемишева (? — 1739), потомки которого поселились в Саратовской губернии[3].

Отдельные ветви рода Беклемишевых записаны в VI часть родословных книг Воронежской, Калужской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Тамбовской и Тульской губерний[3]. Отдельно записаны ветви рода Беклемишевых по Тверской, Рязанской, Владимирской, и Вологодской губерниям[2]. Есть ещё несколько дворянских родов Беклемишевых более позднего происхождения.

Герб рода Беклемишевых

Щит, разделённый надвое, имеет верхнюю половину малую голубого цвета с изображением сияющего солнца, а нижнюю пространную красного цвета. в которой находится золотой лев в короне, держащий в правой лапе меч, вверх поднятый. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной и тремя страусовыми перьями. Намёт на щите золотой, подложенный голубым; по сторонам щита поставлены по одному чёрному орлу[4].

Герб внесён в IV часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи[4].

Связь рода с Ртищевским краем

Во владении Беклемишевых находилось село Песчанка (Изобильное) Сердобского уезда (ныне Ртищевского района).

Основателем и первым владельцем села был ротмистр Николай Степанович Беклемишев (1773 — ?). Он вступил в службу в 1774 году в Лейб-Гвардии Конный полк унтер-офицером, с 1796 года — корнет Луганского гусарского полка, с 1802 года — поручик, с 1808 года — штабс-ротмистр, затем ротмистр. В 1809 году был уволен по болезни[3]. Надел в Сердобской округе был отмежёван Беклемишевым в 1800 году[5]. В 1811 году он вместе с неким майором Ивановым основал на этом участке деревню Изобильная, а уже в 1813 году они ходатайствовали о постройке в новопоселённой деревне каменной церкви[6]. В 1815 году им пришёл отказ в связи с малонаселённостью деревни[7]. Однако уже в 1817 году разрешение на строительство было получено[6]. Церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена в селе Песчанка на средства помещиков Беклемишевых в 1831 году[8]. Николай Степанович был женат на Варваре Дмитриевне Мартыновой (4 декабря 1789—1831)[3]. В браке родилось пятеро детей: три дочери и два сына[9].

В дальнейшем имение в селе Песчанка унаследовал один из сыновей Николая Степановича — Михаил Николаевич Беклемишев (22 июля 1820 — ?). Он вступил в службу в 1838 году сержантом в Елизаветградский гусарский полк, с 1839 года — юнкер, с 1840 года — корнет гусарского Его Величества короля Ганновера полка, в 1843 году был уволен в звании поручика. Михаил Николаевич владел Французским и немецкими языками, умел рисовать, знал политическую историю, арифметику, алгебру, геометрию, географию. Он был женат на Софье Сергеевне Саловой[3], имел 9 детей: 8 сыновей и дочь[9]. К 1860 году за М. Н. Беклемишевым в селе Песчанка (Никольское) числилось 387 душ крепостных крестьян мужского пола и 20 душ дворовых людей[10]. На 1861 год поручик Беклемишев владел 240 казёнными десятинами 1696 саженями (262,39 га) 2-й части, так называемого, Песковатско-Чертинского участка; за его супругой на 1862 год числилось 348 казённых десятин (380,2 га), так называемой, Беклемишевской степи[5].

Впоследствии земля отошла во владение сыну Михаила Николаевича — Петру Михайловичу Беклемишеву (17 июня 1851 — ?). С 6 июня 1888 года он являлся действительным членом Саратовской учёной архивной комиссии. В 1895 году был одним из благотворителей строительства новой колокольни у Введенской церкви в селе Хованщино Сердобского уезда (ныне — Бековского района Пензенской области)[3]. На 1899 год во владении Петра Михайловича Беклемишева находились 2313 десятин земли при селе Никольском (Песчанка, Изобильное тож) и 965 десятин при селе Татарщина Тамбовского уезда Тамбовской губернии[11]. На 1900 год за ним числилось только 2315 десятин земли при селе Никольском[12]. К нему в июле 1904 года во время поездки по Сердобскому уезду заезжал в гости саратовский губернатор Пётр Аркадьевич Столыпин. Пётр Михайлович был женат на Вере Алексеевне Ладыженской, в браке родилась дочь Александра (12 апреля 1893 — ?)[3].

Примечания

  1. Полагают, что прозвище означало неповоротливого человека, словно закутанного в толстый зипун-беклемиш, который носили зимой сторожа[3].

Источники

  1. 1,0 1,1 Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Тип-я Карла Вингебера, 1857. — Т. 4. — С. 279
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Петров П. Н. История родов русского дворянства. — Спб, 1886. — С. 339—341 (Беклемишевы дворяне)
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Беклемишевы на сайте «Татищевский край» (Архивировано из первоисточника 10.09.2015).
  4. 4,0 4,1 Герб Беклемишевых в Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи
  5. 5,0 5,1 Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 2, 1911. — С. 6, 51об
  6. 6,0 6,1 Саратовские епархиальные ведомости. — 1900. — 15 февраля. — № 4. — С. 53
  7. Саратовские епархиальные ведомости. — 1900. — 15 июня. — № 12. — С. 211
  8. Справочная книга Саратовской Епархии. — Саратов: Типография Союза печатного дела, 1912. — С. 371
  9. 9,0 9,1 Родословная Беклемишевых (саратовская ветвь) (Архивировано из первоисточника 31.08.2015).
  10. Приложенія къ трудамъ редакціонныхъ коммиссій, для составленія положеній о крестьянахъ, свѣдѣнія о помѣщичьихъ имѣніяхъ. Томъ III. — Спб: Типография В. Безобразова и комп., 1860. — С. 30
  11. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. — Т. 2. — Издание А. С. Суворина, 1899. — С. 12
  12. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. — Т. 2. — Издание А. С. Суворина, 1900. — С. 174