Беклемишевы

Беклемишевы
Герб рода Беклемишевых
Герб рода Беклемишевых
Том и лист Общего гербовника:

IV, 36

Губернии, в РК которых внесён род:

Воронежская, Калужская, Московская, Нижегородская, , Саратовская, Тамбовская и Тульская

Часть родословной книги:

VI

Родоначальник:

Фёдор Елизарович Беклемиш

Близкие роды:

Змиевы, Княжины, Орловы

Период существования рода:

С XV века

Место происхождения:

Германия (по преданию)
Великий Новгород (по версии исследователей)

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Песчанка

Беклемишевы на «Родоводе»

Беклеми́шевы — старинный русский дворянский род.

Происхождение рода

По преданию род Беклемишевых происходит от выехавшего в начале XV века «из Прусския земли» на службу к Великому князю Московскому и Владимирскому Василию I Дмитриевичу «мужа честна» Льва, принявшего православие. Старший из его правнуков, Фёдор Елизарович, носивший прозвище Беклемиш[1], стал родоначальником Беклемишевых. Писатель-историк Пётр Николаевич Петров (1827—1891) считал, что на самом деле родоначальник Беклемишевых был выходцем из новгородской знати.

Внук Фёдора Елизаровича — Никита Васильевич Беклемишев был отправлен в 1474 году Иваном III послом в Крым, а правнук — Иван Никитич Беклемишев служил послом в Польше и Крыму.

Беклемишевы служили стольниками, стряпчими, окольничьими, воеводами и в иных чинах и жалованы были поместьями. В числе владельцев населённых имений на 1699 год Беклемишевых значится 41 человек.

Саратовская ветвь Беклемишевых происходит от прапорщика Ивана Филипповича Беклемишева (? — 1739), потомки которого поселились в Саратовской губернии.

Отдельные ветви рода Беклемишевых записаны в VI часть родословных книг Воронежской, Калужской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Тамбовской и Тульской губерний. Отдельно записаны ветви рода Беклемишевых по Тверской, Рязанской, Владимирской, и Вологодской губерниям. Есть ещё несколько дворянских родов Беклемишевых более позднего происхождения.

Герб рода Беклемишевых

Щит, разделённый надвое, имеет верхнюю половину малую голубого цвета с изображением сияющего солнца, а нижнюю пространную красного цвета. в которой находится золотой лев в короне, держащий в правой лапе меч, вверх поднятый. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной и тремя страусовыми перьями. Намёт на щите золотой, подложенный голубым; по сторонам щита поставлены по одному чёрному орлу.

Герб внесён в IV часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

Беклемишевы являлись основателями и совладельцами села Песчанка (ныне Ртищевского района). Первым владельцем этого села был ротмистр Николай Степанович Беклемишев (1773 — ?). Он вступил в службу в 1774 году в Лейб-Гвардии Конный полк унтер-офицером, с 1796 года — корнет Луганского гусарского полка, с 1802 года — поручик, с 1808 года — штабс-ротмистр, затем ротмистр. В 1809 году был уволен по болезни. Согласно Планам дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии надел в Сердобском уезде был отмежёван Николаю Степановичу в 1800 году. Вероятно сразу же после отставки он вместе с неким майором Ивановым основал на этом участке деревню, поскольку уже в 1813 году они ходатайствовали о постройке каменной церкви в новопоселённой деревне Изобильной Сердобской округи. Церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена в селе Песчанка на средства помещиков Беклемишевых в 1831 году. Николай Степанович был женат на Варваре Дмитриевне Мартыновой (4 декабря 1789—1831). В браке родилось пятеро детей: три дочери и два сына.

В дальнейшем имение в селе Песчанка унаследовал один из сыновей Николая Степановича — Михаил Николаевич Беклемишев (22 июля 1820 — ?). Он вступил в службу в 1838 году сержантом в Елизаветградский гусарский полк, с 1839 года — юнкер, с 1840 года — корнет гусарского Его Величества короля Ганновера полка, в 1843 году был уволен в звании поручика. Михаил Николаевич владел Французским и немецкими языками, умел рисовать, знал политическую историю, арифметику, алгебру, геометрию, географию. Он был женат на Софье Сергеевне Саловой, имел 9 детей: 8 сыновей и дочь. К 1860 году за М. Н. Беклемишевым в селе Песчанка (Никольское) числилось 387 душ крепостных крестьян мужского пола и 20 душ дворовых людей. Согласно Планам дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии на 1861 год поручик Беклемишев владел 240 казёнными десятинами 1696 саженями 2-й части, так называемого, Песковатско-Чертинского участка; за его супругой на 1862 год числилось 348 казённых десятин, так называемой, Беклемишевской степи.

Впоследствии земля отошла во владение сыну Михаила Николаевича — Петру Михайловичу Беклемишеву (17 июня 1851 — ?). С 6 июня 1888 года он являлся действительным членом Саратовской учёной архивной комиссии. В 1895 году был одним из благотворителей строительства новой колокольни у Введенской церкви в селе Хованщино Сердобского уезда (ныне — Бековского района Пензенской области). На 1899 год во владении Петра Михайловича Беклемишева находились 2313 десятин земли при селе Никольском (Песчанка, Изобильное тож) и 965 десятин при селе Татарщина Тамбовского уезда Тамбовской губернии[2]. На 1900 год за ним числилось только 2315 десятин земли при селе Никольском[3]. К нему в июле 1904 года во время поездки по Сердобскому уезду заезжал в гости саратовский губернатор Пётр Аркадьевич Столыпин. Пётр Михайлович был женат на Вере Алексеевне Ладыженской, в браке родилась дочь Александра (12 апреля 1893 — ?).

Примечания

  1. Полагают, что прозвище означало неповоротливого человека, словно закутанного в толстый зипун-беклемиш, который носили зимой сторожа.
  2. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. — Т. 2. — Издание А. С. Суворина, 1899. — С. 12
  3. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. — Т. 2. — Издание А. С. Суворина, 1900. — С. 174

Источники