Белкин, Андрей Михайлович

Андрей Михайлович Белкин
Андрей Михайлович Белкин
 
Рождение: 29 декабря 1934(1934-12-29)
г. Ртищево, Саратовский край, РСФСР, СССР
Смерть: 6 ноября 2008(2008-11-06) (73 года)
г. Тамбов, Российская Федерация
Образование: Тамбовский государственный педагогический институт (1958)
Тамбовское музыкальное училище имени С. В. Рахманинова (1966)
 
Творческая деятельность
Род деятельности: поэт, художник
 
Семья
Отец: Михаил Дмитриевич
Мать: Дина Семёновна (ур. Бородина)
 
Награды
Заслуженный работник культуры Российской Федерации Нагрудный знак «За достижения в культуре» Почётный знак «За достижения в самодеятельном художественном творчестве»

Андрей Михайлович Бе́лкин (29 декабря 1934, Ртищево — 6 ноября 2008, Тамбов) — краевед, журналист, музыковед, поэт, певец, художник, Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1993).

Биография

Андрей Белкин родился 29 декабря 1934 года в городе Ртищево. В 1936 году семья Белкиных переехала в Тамбов. Здесь Андрей окончил школу № 2, а в 1958 году — филологический факультет Тамбовского государственного педагогического института (ныне — Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина).

С 1955 года, будучи ещё студентом, Андрей Белкин начал публиковаться в центральных и областных газетах в качестве внештатного сотрудника. По окончании института работал журналистом газеты «Ленинский путь» Граждановского района Тамбовской области.

В 1966 году А. М. Белкин окончил Тамбовское музыкальное училище имени С. В. Рахманинова (ныне — Музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова) по классу сольного пения. Позднее он преподавал в Тамбовском областном училище культуры, Тамбовской вечерней музыкальной школе (ныне — Тамбовский колледж искусств), на дирижерско-хоровом отделении Тамбовского филиала Московского государственного института культуры.

С 1980 по 2000 год Андрей Михайлович был заведующим отделом Тамбовского областного научно-методического центра народного творчества. Одновременно он был лектором-музыковедом общества «Знание», членом правления Музыкального общества Тамбовской области.

Андрей Михайлович был ведущим музыкального клуба Тамбовской областной библиотеки имени А. С. Пушкина. 16 января 1993 года на базе этого клуба им было создано Тамбовское Шаляпинское общество (ныне общество преобразовано в Тамбовское отделение Межрегионального Шаляпинского Центра). Белкин входил в десятку лучших шаляпиноведов мира. В его собрании было около 70 грамзаписей Ф. И. Шаляпина, относящиеся к 19021936 годам. На протяжении 12 лет Андрей Михайлович переписывался с дочерью Шаляпина Ириной Фёдоровной. В архиве Белкина было 34 её письма, которые он опубликовал в 2007 году в брошюре «Письма детей Ф. И. Шаляпина — Ирины и Фёдора Шаляпиных — А. М. Белкину» (в брошюре были также опубликованы три письма А. М. Белкину от младшего сына Шаляпина — Фёдора Фёдоровича).

А. М. Белкин являлся руководителем областного творческого объединения поэтов-любителей «Лира».

Андрей Михайлович Белкин скончался 6 ноября 2008 года в Тамбове.

Творческая деятельность

Сборник «Белоствольная Россия» (2006)

А. М. Белкиным опубликовано более 1200 статей и подготовлено большое количество радиопередач, основной темой которых является связь с Тамбовским краем С. В. Рахманинова, А. И. Зилоти, Ф. И. Шаляпина, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, И. С. Тургенева и других известных композиторов, музыкантов и писателей.

В 19651972 годах А. М. Белкин выходил на профессиональную сцену, являлся солистом и лектором-музыковедом филармонии. Его концертно-исполнительская деятельность включала в себя как сольные концертные программы, так и отдельные номера в сборных концертах. В репертуаре А. Белкина были арии из опер и романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, В. А. Моцарта, Ф. П. Шуберта, а также песни тамбовских композиторов.

А. Белкин пробовал себя также и в рисовании. На выставке «И все это Андрей Белкин», посвященной 70-летию со дня рождения, которая проходила 21 января 2005 года в тамбовском выставочном зале «Открытое пространство» «Молодёжных инициатив», были представлены 28 его рисунков.

А. М. Белкин — автор многих книг. Его произведения включены в сборники поэзии Черноземья (1982, 1992), в «Венок Высоцкому» (1994), «Венок С. В. Рахманинову» (1996), тамбовский венок А. С. Пушкину «И славен буду я…» (1999). В сборник «Белоствольная Россия» (2006) Андрей Михайлович Белкин включил лучшее из того, что было написано им за все годы творческой работы. Одной из отличительных черт поэзии Андрея Белкина является её музыкальность. На его стихи написаны патриотические и лирические песни, песни о Тамбове и Тамбовском крае, об известных земляках.

Некоторые произведения А. М. Белкина

  • Русский самородок : Жизнь и творчество русского оперного певца В. П. Дамаева. — Краснодар: Кн. изд-во, 1980. — 62 с.
  • То же. — 2-е изд., испр. и доп. — 1984. — 79 с.
  • Слушаем Владимира Ильича: О грамзаписях речей Ленина. — М.: Политиздат, 1982. — 93 с.
  • Родники народного творчества: [Буклет]. — Тамбов, 1986
  • В гармонии красок: Творческий портрет тамбовского художника-любителя Б. П. Фомина. — Тамбов, 1991
  • Песни села Мезинец: О фольклорном ансамбле Староюрьевского района : [Буклет]. — Тамбов, 1991
  • В оазисе степной местности…: О пребывании П. И. Чайковского в Тамбовской губернии // Рус. провинция. — Воронеж, 1992.- Вып. 1. — С. 159—168
  • И песня не кончается…: Черняновскому народному хору — 75 лет : [Буклет]. — Тамбов, 1994; Первый сезон дяди Гиляя // Рус. провинция. — Воронеж, 1995

Награды и звания

  • Заслуженный работник культуры Российской Федерации (22 февраля 1993) — за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу
  • Почётный знак Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры «За достижения в самодеятельном художественном творчестве» (1984)
  • Знак отличия «За достижения в культуре» (2002; Министерство культуры РФ)
  • Лауреат Всероссийского конкурса молодых вокалистов (1958)
  • Лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвящённого 40-летию Победы (1985) — за исполнение тематической программы, посвящённой 40-летию Победы в Великой Отечественной войне

Литература

  • Алексеев О. Столица аплодировала // Тамбовская жизнь. — 5 марта 1993
  • Иванов О. Встреча с песней // Тамбовская правда. — 1 января 1987
  • Казьмин О. Многогранность таланта и щедрость души // Тамбовская жизнь. — 7 января 1995
  • Казьмин О. Юбилей музыкального клуба // Тамбовская жизнь. — 8 июня 2002
  • Пронина Е. Шаляпин — Белкин — Тамбов // Тамбовский курьер. — 14 февраля 2012 (Архивировано из первоисточника 31.08.2015).

Источники

Ссылки