Борхи

Борхи
Герб рода графов Борх
Герб рода графов Борх
Губернии, в РК которых внесён род:

Витебская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Смоленская и Тверская губернии

Часть родословной книги:

V

Период существования рода:

с XII века

Подданство:

Священная Римская империя
Речь Посполитая
Российская империя

Имения:

с. Урусово, д. Александровка и Ивановка (Куликовка)

Борхи на «Родоводе»

Бо́рхи (польск. Borchowie) — один из древнейших титулованных дворянских родов в Европе; в Российской империи — графский род.

Происхождение рода

Корни рода Борхов происходят из Южной Италии, где они являлись феодальными владельцами. Оттуда Борхи переселились в Вестфалию (Германия), где им в XII веке принадлежали баронства Ла-Липп, Боркуле и Борхланд. В XIII веке одна из ветвей рода переселилась в Померанию; вторая в Польшу, где поселилась в воеводстве Краковском; третья — в Ливонию (Лифляндию). Переселившиеся в Ливонию Борхи разделились на три ответвления — проживающие в Прейлях, Вараклянах и Белоруссии.

Поместья на территории нынешнего Ртищевского района имели представители ливонской ветви рода Борхов. Представитель этой ветви Фабиан-Казимир Борх — генерал от артиллерии Литовского княжества, был послом польским в Москве при Петре I, который его очень любил и был в переписке с ним. Брат Фабиана-Казимира Юрий Борх — литовский полковник, имел сына Иоанна-Андрея (ум. 1780). Иоанн-Андрей — лифляндский воевода и великий коронный канцлер, оставил от брака с Луизою Зиберг двух сыновей: Михаила и Иосифа-Генриха. Граф Михаил Иванович Борх (1751—1810) был литовским великим обозным и генерал-лейтенантом. 28 марта 1783 года он получил от императора Священной Римской империи Иосифа II диплом на графское Римской империи достоинство. Был женат на графине Элеоноре Юрьевне Броун и оставил трёх сыновей и четырёх дочерей.

Род графов Борх внесён в V часть родословных книг Витебской (1839), Санкт-Петербургской (1854) и Смоленской губерний, а также в родословные книги Саратовской и Тверской губерний и в Рыцарский матрикул Курляндской губернии.

Герб рода Борх

Щит разделён на 4 части: 1-я часть разделена двумя линиями горизонтальными и двумя перпендикулярными на 9 квадратов: в 1-м квадрате, в золотом поле, обращённый влево чёрный гриф; во 2-м квадрате, в голубом поле, и в 3-м квадрате, в серебряном поле, по одному красному грифу, вправо обращённому; в 4-м квадрате, в серебряном поле, обращённый влево голубой гриф, имеющий на себе пять диагональных золотых полос; 5-й квадрат разделён горизонтально на две половины; нижняя половина шахматная, голубая с золотом; в верхней половине выходящий белый гриф, вправо обращённый; в 6-м квадрате, в красном поле, обращённый вправо белый гриф, имеющий, вместо двух задних лап, рыбий хвост; в 7-м квадрате, в золотом поле, диагонально положен красный крест, окружённый четырьмя красными розами; в 9-м квадрате, в красном поле, серебряный крест.

Во 2-й части герба, в голубом поле, красная княжеская шапка. В 3-й части, в голубом поле, две шпаги с золотыми эфесами, крестообразно, остриями вниз. В 4-й части, в красном поле, белый гриф, вправо обращённый.

1-я и 2-я части герба отделены от 3-й и 4-й частей широкой серебряной полосой, на которой справа, золотыми буквами, начертано: «TRES IN UNO», а слева положен золотой треугольник. Посреди полосы (и, следовательно, среди герба), золотой щиток, в котором три чёрные галки, вправо обращённые.

На гербе графская корона и на ней три шлема. На среднем шлеме золотая городская корона, из которой выходят два орлиных крыла, и между ними сидит на короне чёрная галка, вправо обращённая; на правом шлеме корона графская, из которой выходит чёрный гриф, влево обращённый; на левом шлеме чёрная княжеская шапка, из которой выходит красный гриф, вправо обращённый.

Намёты: на правом шлеме красный; на среднем — чёрный, на левом — голубой, все подложенные серебром. Щит держат: справа воин, с золотым крестом на панцире и в шлеме с красными перьями; имеет в правой руке две шпаги с золотыми эфесами и в левой руке голубое знамя, на котором изображён золотой крест. Слева щит держит белый орёл, с золотым клювом и золотыми лапами; имеет в левой лапе золотой жезл, а в правой лапе красное знамя, на котором изображены золотом буквы S—R.

Девиз: «OMNE TRINUM PERFECTUM» («Всякая троица совершенна»). Герб покрыт княжеской мантией, в память брачных союзов, заключённых фамилией Борх со многими владетельными домами.

Связь рода с Ртищевским краем

Графиня Софья Ивановна Борх
Москва. Ваганьковское кладбище. Могила графа Виктора Александровича Борха (2008)

Один из сыновей графа Михаила Ивановича Борха — граф Александр Михайлович (Александр-Антон-Станислав-Бернгард) (18 февраля 1804 — 28 августа 1867) был женат на графине Софье Ивановне Лаваль (1809—1871), дочери Ивана Степановича и Александры Григорьевны Лавалей, которая унаследовала от матери имение в селе Урусово и деревни Александровка и Ивановка (Кулики) (ныне Ртищевского района). В браке родились три дочери и два сына: Юрий (Георгий) Александрович (30 марта 1836 — ~1896) и Виктор Александрович (12 ноября 1841 — 9 сентября 1897). Последний, получив по смерти матери, в 1871 году, большое наследство, оставил за собой только 4682 десятин земли в Сердобском уезде Саратовской губернии, в том числе усадьбу в селе Урусово и 508 десятин торфяных разработок в Тверской губернии. Все остальные имения он продал. Ещё 27 сентября 1869 года граф Виктор Борх подал прошение в Саратовское Дворянское Депутатское собрание о внесении его в шестую часть родословной книги Саратовской губернии. В качестве постоянного места жительства он указал село Урусово.

30 ноября 1874 года граф В. А. Борх покинул Санкт-Петербург и отправился в Саратов. Он имел чин камергера Высочайшего двора и титул статского советника. На 1880—1884 год являлся почётным мировым судьёй по Сердобскому судебному мировому округу, на 1891 год — гласным Сердобского уездного земского собрания.

До конца жизни Виктор Александрович заведовал московским отделением «Ведомства государственного коннозаводства», был вице-президентом Императорского Московского скакового общества. 2 апреля 1895 года граф Борх был пожалован орденом Святой Анны 2-й степени. В конце XIX века граф Борх продал жителям села Урусово 1500 десятин земли, а имение — князьям Гагариным[1]. Умер Виктор Александрович Борх в 1897 году, похоронен на Ваганьковском кладбище (Москва).

Примечания

  1. Однако в «Списках населённых пунктов Саратовской губернии» за 1912 год крестьяне Александровского (д. Александровка), Ивановского (с. Кулики) и Урусовского (с. Урусово) обществ, указаны как бывшие крестьяне Борх.

Литература

  • Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883. — С. 212
  • Адрес-календарь Саратовской губернии на 1891 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1891
  • Лапшова В. Урусово: страницы истории // Перекрёсток России. — 14 августа 2012 (Архивировано из первоисточника 31.08.2015).
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880. — С. 338

Ссылки