Борх, Виктор Александрович

Виктор Александрович Борх
граф
Виктор Александрович Борх
Виктор Александрович Борх
Герб графов Борх
 
Рождение: 12 ноября 1841(1841-11-12)
Российская империя
Смерть: 9 сентября 1897(1897-09-09) (55 лет)
Российская империя
Место погребения: Ваганьковское кладбище, Москва
Род: Борхи
 
Семья
Отец: Александр Михайлович
Мать: Софья Ивановна (ур. Лаваль)
 
Награды
Орден Святой Анны II степени
2 ст.

Граф Виктор Александрович Борх (12 ноября 1841 — 9 сентября 1897) — заведующий Московским отделением «Ведомства государственного коннозаводства», вице-президент Императорского Московского скакового общества; сердобский помещик.

Биография

Виктор Борх родился в 1841 году в семье графа Александра Михайловича (Александр-Антон-Станислав-Бернгард) Борха (1804—1867) — дипломата и камергера Двора и его супруги Софьи Ивановны (ур. Лаваль)[1]. О его ранних годах жизни сведений не сохранилось. На 1867—1868 год он имел чин коллежского регистратора и проживал с родителями в Санкт-Петербурге на Галерной улице[2].

27 сентября 1869 года Виктор Борх подал прошение в Саратовское дворянское депутатское собрание о внесении его в шестую часть родословной книги Саратовской губернии. В качестве постоянного места жительства он указал село Урусово Сердобского уезда[3].

На 1871 год Виктор Александрович имел чин губернского секретаря (в этом чине он оставался и на 1879 год[4]) и звание камер-юнкера; в это же время его избрали почётным мировым судьёй по Сердобскому судебному мировому округу[5]. На этой должности он находился и на 1883 год[6].

30 ноября 1874 года граф В. А. Борх уехал из Санкт-Петербурга, где он проживал на Литейной части по Бассейной улице, и уехал в Саратов[7].

На 1890 год статский советник, камергер Высочайшего двора граф В. А. Борх проживал в селе Урусово Сердобского уезда. Он являлся гласным Сердобского уездного земского собрания[8].

Москва. Ваганьковское кладбище. Могила графа Виктора Александровича Борха (2008)

До конца жизни Виктор Александрович заведовал Московским отделением «Ведомства государственного коннозаводства»[1], а также являлся вице-президентом Императорского Московского скакового общества.

Умер граф Виктор Александрович Борх 9 сентября 1897 года[П 1], похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище[1].

Семья

Виктор Александрович Борх был женат на Сусанне (Сюзанне) Осиповне фон Келлер. От гувернантки французской гражданки Адели Гукс имел воспитанников и в 1892 году получил Высочайшее соизволение на передачу детям от неё своей фамилии без титула и прав потомственного дворянства[9].

Имения

Граф Виктор Борх, получив по смерти матери в 1871 году в наследство имения в разных губерниях, большую часть из них продал. Так, например, пензенские имения, включавшие усадьбу в селе Большой Вьяс Саранского уезда Пензенской губернии с прилегающими деревнями[1], были проданы губернскому секретарю Алексею Сергеевичу Мусину-Пушкину за 425 тысяч рублей[7]. Он также продал усадьбу в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии[1] и петербургскую дачу на Аптекарском острове за 100 тысяч рублей[7].

За собой Виктор Александрович оставил 4682 десятин земли[7] с усадьбой в селе Урусово и деревнями Александровка и Ивановка (Кулики) в Сердобском уезде Саратовской губернии (ныне Ртищевский район) и 508 десятин[7] торфяных разработок в Тверской губернии[1][3].

На середину — конец 1890-х годов за ним числилось 4685 десятин земли при селе Урусово и деревнях Александровка и Ивановка; хозяйство в имении включало в себя лесоводство и овцеводство[10][11]. В конце 1890-х годов граф Борх продал 1500 десятин земли жителям села Урусово, а имение — князьям Гагариным[3].

Награды

  • Орден Святой Анны 2-ой степени (2 апреля 1895)[7]

Примечания

  1. У В. Щанова дата смерти указана 1894 год, однако на надгробном памятнике выбита дата 1897 год, где цифра 7 действительно напоминает цифру 4.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Борхи и Щановы // сайт «На Пороге Вечности» иерея Владимира Щанова (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).
  2. Всеобщая адресная книга С.-Петербурга, с Васильевским островом, Петербургскою и Выборгскою сторонами и Охтою, в 5-ти отделениях. — СПб: Издание Гоппе и Корнфельда, 1867—68. — От. III, С. 56
  3. 3,0 3,1 3,2 Лапшова В. Урусово: страницы истории // Перекрёсток России. — 14 августа 2012. — С. 3 (Архивировано из первоисточника 31.08.2015).
  4. Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880. — С. 338
  5. Памятная книжка Саратовской губернии на 1872 год. — Саратов: Издание Саратовского статистического комитета, 1872. — С. 173
  6. Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883. — С. 212
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Владения Лавалей — Борхъ // сайт «На Пороге Вечности» иерея Владимира Щанова (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).
  8. Адрес-календарь Саратовской губернии на 1891 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1891. — С. 187, приложение С. 12
  9. Генеалогическое древо графов фон дер Борх — Любешиц и Борхсгоф, баронов фон Борхланд на сайте Das Haus Biegon (Архивировано из первоисточника 20.05.2019).
  10. Вся Россія. Русская книга промышленности, торговли, сельскаго хозяйства и администраціи. Торгово-промышленный адресъ-календарь Россійской имперіи. — Изданіе А. С. Суворина, 1895. — С. 34
  11. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. — Т. 2. — Издание А. С. Суворина, 1899. — С. 17