Бражник подмаренниковый

Бражник подмаренниковый
Hyles gallii MHNT male.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Шелкопрядовые

Семейство:

Бражники

Род:

Hyles

Вид:

Бражник подмаренниковый

Международное научное название

Hyles gallii Rottemburg, 1775

Вид в таксономических базах
CoL

10637022

Бражник подмаренниковый (лат. Hyles gallii) — бабочка семейства бражников (Sphingidae).

Описание

Размах крыльев 60—70 мм. Передние крылья оливково-зелёные, с продольной желтоватой линией в центральной части крыла. Задние крылья розовато-красные, оливково-жёлтые, у основания чёрные и с чёрной полосой вдоль внешнего края. Брюшко сверху с белыми пятнышками. Кончики усов беловатые.

Распространение

Ареал

Вид распространён в Северной Америке и Европе; почти по всей европейской части России, на Кавказе, в Сибири, северной Туркмении.

В Ртищевском районе гусеница была отмечена в районе остановочной платформы 106 км.

Места обитания

Обитают, как правило, в сухих регионах, где растут разные виды подмаренников. Встречаются на разнотравных лугах, разреженных и ранневозрастных мелколиственных и смешанных лиственно-хвойных лесах, лаггах болот, травянистых сообществах по лесным просекам, прогалинам, рединам и в «окнах» вывала деревьев, на лесных делянках, пустырях, вдоль автомобильных дорог, железнодорожных путей и прочих коммуникаций, в населённых пунктах.

Образ жизни

Бабочки летают днём и в сумерках. Часто посещают цветы, питаясь их нектаром или спариваясь на них. Иногда бабочки этого вида совершают дальние перелёты.

Время лёта

За год бывает одно, иногда два поколения. Бабочки летают в мае — сентябре.

Размножение

Гусеница последнего возраста

Самка откладывает одиночные яйца на листьях и стеблях кормового растения гусеницы. Они зелёные, приплюснутые с полюсов. Эмбриональный период длится от 7 до 20 дней в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Гусеница. Отродившаяся гусеница длиной 3—3,5 мм, светло-зелёная, с жёлтыми или беловато-жёлтыми линиями. В последнем возрасте имеет длину около 80 мм. Цвет туловища, как правило, оливково-зелёный, реже коричневато-зелёный. Брюшная поверхность туловища и ложноножки, голова и щиток на первом членике серовато-розового цвета. Спинная линия жёлтая, у многих особей размытая. По бокам туловища расположены округлые желтоватые пятна, в чёрных ободках — «глазки». Дыхальца белесовато-жёлтые, также с чёрной каёмкой. Рог тёмно-красный. Гусеницы окукливаются в коконе из опавших листьев, скреплённых шёлковыми нитями, в почве на глубине до 5 см или по мху с середины августа.

Куколка. Длиной 35—45 мм; светло-коричневая, с тёмно-коричневыми штрихами, образующими тонкий волнистый рисунок. Зимует.

Кормовые растения

Бабочки питаются на лету, погружая хоботок в нектарники цветков погремка, герани лесной.

Основным кормовым растением гусениц является кипрей узколистный, реже, различные виды подмаренника. В садах может развиваться на различных видах щавеля, горца, подорожника, герани, молочая и других травянистых растениях.

Литература

  • Корнелио М. П. Школьный атлас-определитель бабочек: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — С. 156
  • Ландман В. Бабочки: Иллюстрированная энциклопедия. — М.: Лабиринт Пресс, 1999. — С. 227—228
  • Татаринов А. Г., Седых К. Ф., Долгин М. М. Высшие разноусые чешуекрылые. — СПб. Наука, 2003. — (Фауна европейского Северо-Востока России. Высшие разноусые чешуекрылые. Т VII, ч. 2). — С. 81—83