Брюквенница

Брюквенница
Брюквенница (самец). Пойма реки Ольшанки
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Булавоусые

Семейство:

Белянки

Род:

Огородные белянки

Вид:

Брюквенница

Международное научное название

Pieris napi Linnaeus, 1758

Вид в таксономических базах
CoL

11523048

Брюквенница, или Белянка брюквенная (лат. Pieris napi) — дневная бабочка из семейства белянок (Pieridae).

Описание

Длина переднего крыла 18—25 мм, размах крыльев у самца 35—43 мм. Верхняя сторона крыльев белая. У вершины передних крыльев имеется чёрное размытое пятно, нередко с белыми штрихами вдоль жилок. Жилки на исподе задних крыльев опылены тёмным, образуют полосатый рисунок. Даёт два поколения, отличающихся друг от друга: летнее поколение имеет слабое тёмное опыление. Имеет также много географических подвидов. Крылья самца пахнут лимоном.

Распространение

Ареал

Весьма распространённый и местами довольно обильный вид, свойственный всей Европе, умеренной зоне Азии, Северной Африке и Северной Америке.

Обычна в Ртищевском районе.

Места обитания

Встречается на полях, в садах и огородах, на лугах и опушках лесов, на вырубках и в горных долинах. Как в тёплых, так и в холодных регионах бабочка предпочитает прогретые солнцем места.

Образ жизни

Время лёта

Лёт бабочек в апреле — мае и июле — августе, в жаркие годы возможная третья генерация в августе — сентябре.

Размножение

Яйца располагаются небольшими группами или одиночно на стеблях и листьях кормового растения гусеницы. Они конусовидные, с продольными рёбрышками, жёлтого цвета. Самка каждое яйцо откладывает отдельно. Длительность эмбрионального периода 4—6 суток.

Гусеница. Зелёная, с желтоватыми полосами по бокам туловища и в чёрных крапинках. Вылупившаяся гусеница сначала поедает яичную оболочку, затем принимается за лист, выгрызая его с середины, а не с краёв. Только взрослые гусеницы объедают края листьев. Гусеницы растут быстро и через две — три недели окукливаются, за это время они четыре раза линяют.

Куколка. Сероватая или зеленовато-жёлтая. Стадия куколки продолжается неделю, у зимующих куколок — примерно десять месяцев. Обычно она крепится к прочной ветке, стволу дерева или даже камню.

Кормовые растения

Бабочки питаются нектаром бобовых, гречишных, крестоцветных, зонтичных и других цветущих растений.

Гусеницы живут на крестоцветных растениях: рапсе, брюкве, редьке, капусте, крессе водяном, полевой горчице и т. д. Вредят на огородах.

Литература

  • Корнелио М. П. Школьный атлас-определитель бабочек: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — С. 74
  • Ландман В. Бабочки: Иллюстрированная энциклопедия. — М.: Лабиринт Пресс, 1999. — С. 120
  • Моуха Й. Бабочки. — Прага: Артия, 1979. — С. 54
  • Мурзин В. С. Бабочки. — М.: Тропа, 1993. — С. 12
  • Татаринов А. Г., Долгин М. М. Булавоусые чешуекрылые. — Спб.: Наука, 1999 (Фауна европейского Северо-Востока России. Булавоусые чешуекрылые; Т. VII, ч. 1). — С. 45—46
  • Тыкач Я. Маленький атлас бабочек. — Прага: Госиздат, 1959. — С. 48