Букоткин, Ефим Егорович

Ефим Егорович Букоткин
Ефим Егорович Букоткин
Ефим Букоткин (1930-е годы)[И 1]
 
Рождение: 1909(1909)
деревня Полухино, Балашовский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[П 1][П 2]
Смерть: 26 апреля 1945(1945-04-26)
посёлок Суха Лоз, район Унгариш-Градиш, область Брюнн, земля Моравия, Протекторат Богемии и Моравии[П 3]
Место погребения: г. Угерски-Брод, Угерско-Градиштьский район, Злинский край, Чехия
Партия: ВКП(б) значок.png
с 1943
 
Военная служба
Годы службы: 1942—1945
Род войск: артиллерия
Звание: Старшина
старшина
Часть: противотанково-истребительная батарея 931-го стрелкового Краснознамённого ордена Суворова полка
Сражения: Великая Отечественная война
 
Семья
Супруга: Мария Макаровна Балахонова
Дети: дочь
 
Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны II степени
Орден Славы Медаль «За отвагу»

Ефим Егорович Буко́ткин (1909, д. Полухино Балашовского уезда — 26 апреля 1945, п. Суха Лоз, Моравия) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1946, посмертно). Русский. Член ВКП(б) с 1943 года.

Биография

Довоенные годы

Ефим Букоткин родился в 1909 году в деревне Полухино Балашовского уезда, в семье крестьянина. Окончил ветеринарный техникум. В 1935 году переехал в город Ртищево, где работал ветеринарным фельдшером[1] на пункте промывки вагонов Ртищевского железнодорожного узла[2][3].

В годы Великой Отечественной войны

После призыва 5 сентября 1941 года в Красную Армию Ефима Букоткина хотели направить в один из фронтовых госпиталей, но он уговорил военкома отправить его в обычное подразделение[4]. С 1 февраля 1942 года[Н 1] и до 26 апреля 1945 года сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Брянском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Принимал участие в Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской наступательных операциях, Курской битве, освобождении Украины, Румынии и Чехословакии[2].

На апрель 1943 года старший сержант Букоткин служил наводчиком противотанково-истребительной батареи 931-го полка 240 стрелковой дивизии[Н 2]. На ноябрь 1943 года — февраль 1945 года старший сержант Букоткин — командир орудия противотанковой истребительной батареи того же полка[Н 3][Н 4].

15 ноября 1943 года Букоткин был представлен к ордену Ленина, однако командующим войсками 38 армии генерал-полковником Москаленко орден Ленина был заменён на орден Красного Знамени[Н 3].

Описание подвига

Артимарка Ртищево, посвящённая Ефиму Егоровичу Букоткину (2006)[И 2]

В апреле 1945 года войска 2-го Украинского фронта вели успешные наступательные бои в Чехословакии. 26 апреля близ села Коритна наступление стрелковых подразделений задержали два станковых пулемёта противника. Подавить эти пулемёты средствами пехоты не представлялось возможным. Наступление пехоты задержалось более чем на 4 часа. Тогда командир 45-мм противотанкового орудия старшина Букоткин по своей инициативе выкатил орудие на прямую наводку и уничтожил огневые точки и 18 солдат противника. Благодаря этому пехота пошла вперёд и овладела селом[2][Н 5].

Неожиданно на одну из стрелковых рот с опушки леса напали автоматчики с двумя танками. Быстро развернув орудие в сторону противника, Букоткин в упор ударил по танкам. Первым снарядом он поджёг головную машину и тут же перенёс огонь на следующую. Завязалась дуэль. Вражеский снаряд, разорвавшись рядом, легко ранил Букоткина в ногу. Отбив атаку, артиллеристы выдвинулись на окраину села Суха Лоз. Однако они оказались без поддержки пехоты, так как она переместилась правее села. Увидев это, немцы, в количестве 24 автоматчиков, атаковали орудие Букоткина. Контратаку немцев поддерживал беспрерывный огонь двух немецких станковых пулемётов. Расчёт принял неравный бой. Букоткин с наводчиком сержантом Егором Ефремовым[Н 6] вели огонь из пушки, остальные орудийные номера — из автоматов. Контратака была отбита, при этом немцы потеряли убитыми и ранеными 13 солдат. Расчёт Букоткина также понёс потери — был убит орудийный ездовой рядовой Трофим Лысенко[Н 7], двое тяжело ранены, орудие было выведено из строя[2][Н 5].

Через несколько минут контратака повторилась. Более 30 немцев шли на орудие с трёх сторон. Сержант Ефремов был тяжело ранен[Н 6]. Букоткин отбивался от врагов один, вначале огнём из автомата, затем ручными гранатами[2]. Тяжело раненного Букоткина немцы схватили, выломали ему руки и ноги, выстрелили в живот и облив бензином сожгли на костре[Н 5].

За этот подвиг сослуживцы Ефима Букоткина назвали его «Волжским Данко»[2].

15 мая 1946 года Ефиму Егоровичу Букоткину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Наградной лист на него, кроме командира полка, подписали четыре генерала[2].

С воинскими почестями Ефим Егорович Букоткин был похоронен в братской могиле в чешском городе Угерски-Брод[2][1].

Другая версия гибели

В мае 1965 года в газете «Путь Ленина» вышла статья С. Кузнецова « Командир орудийного расчёта», где он дал описание боя и гибели Ефима Букоткина отличное от того, которое было опубликовано три года спустя в книге Н. М. Румянцева.

В статье, в частности, говорилось, что орудийный расчёт, которым командовал старшина Букоткин, получил особое задание. 76-миллеметровое орудие было установлено в небольшой лощине, у самой дороги. Бойцы должны были находиться в секрете и без приказа огонь не открывать, чтобы не выдать преждевременно расположение. Спустя несколько часов началась танковая атака противника. Под прикрытием танков шли автомашины с солдатами. Расчёт Букоткина принял неравный бой, который продолжался около часа. Атака фашистов была отбита. Командование 2-го Украинского фронта высоко оценило боевой подвиг старшины Букоткина, предоставив его к высшей награде. Однако 25 апреля 1945 года старшина попал в руки предателей и был замучен[3].

В дальнейшем эта версия нигде больше не встречалась.

Семья

Жена — Мария Макаровна Балахонова; дочь[3].

Награды

  • Герой Советского Союза (15 мая 1946, посмертно) — за стойкость и мужество, проявленные при отражении контратаки противника в районе чехословацкого города Угерски Брод[2][1][Н 5]
  • Орден Ленина (15 мая 1946, посмертно)[1][Н 5]
  • Орден Красного Знамени (19 декабря 1943)[2][1][Н 3]
  • Орден Отечественной войны 2-й степени (28 октября 1944)[2][1][Н 1]
  • Орден Славы 3-й степени (6 марта 1945)[2][1][Н 4]
  • Медаль «За отвагу» (25 апреля 1943)[2][Н 2]

Память

Участники «Мемориала Букоткина»-2017 возле памятника на месте гибели Е. Е. Букоткина[И 3]
  • На выезде из села Суха Лоз на месте гибели Ефима Егоровича Букоткина и его расчёта установлен памятник. Надпись на нём гласит (чеш.): «Zde skončil dne 26.4.1945 boj o osvobození Suché Loze ve strašné válce 1939—1945. Toto osvobození zaplatilo 6 vojínů a 1 důstojník, bratrské Rudé Armády svými životy. Jejich smrt, zvláštĕ nelidské upálení důstojníka byly posledním ze zločinů, které navždy budou připomínat vládu némeckého barbarství u nás ale budou i svĕdectvím obĕtavého bratrství slovanských národů v boji i obranĕ.» («Здесь 26.4.1945 завершилась борьба за освобождение Суха Лоз в страшной войне 1939—1945. За это освобождение заплатили своими жизнями 6 солдат и 1 офицер братской Красной Армии. Их смерть, особенно бесчеловечная офицера, который был сожжён, последние преступления варварского немецкого правления в нашей стране, которые мы должны всегда помнить, но это также свидетельство священного братства славянских народов в бою и обороне»).
  • Бетонный памятник Ефиму Егоровичу Букоткину в виде пламени установлен также в селе Суха Лоз, в парке за начальной школой.
  • Имя Е. Е. Букоткина присвоено одной из улиц в городе Аркадак. На ней установлена аннотационная доска с указанием, в честь кого названа эта улица.
  • До конца 1980-х годов в селе Суха Лоз местными пожарными проводились соревнования среди школьников на приз Е. Е. Букоткина. В 2001 году эту традицию возобновил скаутский центр села. Мероприятие получило официальное название «Мемориал Букоткина» (чеш. Bukotkinov memoriál). Соревнования проходят в конце апреля или в начале мая. В них принимают участие дети из села Суха Лоз и близлежащих населённых пунктов, которые делятся на группы по возрасту и полу: младшие мальчики и девочки (1—5 классы) и старшие мальчики и девочки (6—9 классы). Затем группы разбиваются на тройки, так называемые, патрули (чеш. hlídky), которые стартуют по гоночной трассе с пятиминутным интервалом. Трасса проходит через всё село к месту смерти героя. На ней расположены посты, на которых дети выполняют индивидуальные задания. Их выполнение или невыполнение записывается в контрольную карточку, которая имеется каждого патруля[5].
Pametni deska.jpg Памятник Суха Лоз.jpg Arkadak ul. Bukotkina.jpg
Памятник на месте гибели Е. Е. Букоткина
на выезде из села Суха Лоз (Чехия)[И 3]
Памятник Е. Е. Букоткину в селе Суха Лоз (Чехия; 2003)[И 4] Аннотационная доска на улица Букоткина в Аркадаке[И 5]

Примечания

  1. Ныне — деревня Полухино, Аркадакский район, Саратовская область, Российская Федерация
  2. В словаре «Герои Советского Союза» место рождения указано ошибочно — село Ольгино Аркадакского района[1]
  3. Ныне — посёлок Суха Лоз, Угерско-Градиштьский район, Злинский край, Чехия

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — Т. 1 /Абаев — Любичев/ Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — С. 215
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига. Краткие биографии и описания подвигов Героев Советского Союза — тех, кто родился, жил и живёт в Саратовской области. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1968.. — С. 70—71
  3. 3,0 3,1 3,2 Кузнецов С. Командир орудийного расчёта // Путь Ленина. — 7 мая 1965. — С. 2
  4. Москаленко Ю. Кого боевые товарищи называли «Волжский Данко»? // Школа жизни.ру. — 1 июля 2008 (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).
  5. Zdeněk Himer Historie Bukotkinova memoriálu. — 23 декабря 2008 // сайт скаутского центра Суха Лоз (Архивировано из первоисточника 20.11.2017).
  • Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации:

Иллюстрации

  1. Фото из книги Н. М. Румянцева «Люди легендарного подвига». — С. 70
  2. Автор — Андрей Сдобников
  3. 3,0 3,1 Фото с сайта Skautské středisko Suchá Loz (Скаутский центр Суха Лоз), автор не указан
  4. Фото с хостинга Hostingplus.cz(Недоступная ссылка), автор не указан
  5. Фото Андрея Сдобникова