Вагонное ремонтное депо Ртищево

Вагонное ремонтное депо Ртищево
Здание Вагонного ремонтного депо Ртищево (2006)
Тип

Обособленное структурное подразделение

Направления деятельности

ремонт грузовых вагонов

Год основания

1935

Год закрытия

2012

Расположение

Ртищево, ул. Мостовая, 29

Начальник ВЧДр

Кинзебаев, Алик Ахатович (на 2012)

Вагонное ремонтное депо Ртищево (ВЧДр Ртищево) — предприятие железнодорожного транспорта в городе Ртищево, осуществлявшее плановые виды ремонтов грузовых вагонов, находящихся в собственности ОАО «РЖД», а также приватного вагонного парка.

История депо

1930—1940-е годы

До 1933 года на каждой железной дороге существовала единая служба тяги, объединяющая железнодорожников локомотивного и вагонного хозяйств. В Ртищево, как и на других крупных станциях, вагонники входили в штат работников паровозного депо.

В июле 1933 года по распоряжению Наркомата путей сообщения СССР на железных дорогах была проведена реорганизация органов тяги, в результате чего вагонное хозяйство стало самостоятельной отраслью. На крупных узловых станциях появились вагонные депо, также были созданы вагонные участки, обслуживаемые работниками этих депо. Вначале вагонное депо Ртищево располагалось в деревянном здании и имело только два подсобных цеха — кузнечный и механический. Средний и текущий ремонт вагонов производился под открытым небом, а весь процесс работы осуществлялся вручную.

В октябре 1934 года Президиум Саратовского крайисполкома удовлетворил ходатайство Народного комиссариата путей сообщения СССР об отводе участка земли в количестве 13,5 га при станции Ртищево-1 для постройки вагонного депо и укладки дополнительных двойных путей и закрепил отведённые участки в полное и бессрочное пользование РУЖД. В том же году на западной окраине Ртищева началось строительство здания депо. Оно было закончено через год. Коллектив предприятия сразу же приступил к ремонту подвижного состава, и уже 7 ноября 1935 года из ворот депо вышли первые грузовые вагоны, отремонтированные местными железнодорожниками. Ртищевские вагонники обслуживали небольшие двухосные крытые вагоны, платформы и цистерны. Техническая вооружённость деповских цехов в довоенные годы была невысокой. Ремонт вагонов выполнялся на рабочих местах, оснащённых винтовыми домкратами и грузоподъёмными талями с ручным приводом, для нагрева заклёпок применялись угольные горны.

1950—1960-е годы

К 1954 году на предприятии работали 646 человек. В начале 1955 года ртищевский вагонники выступили инициаторами нового метода укрупнённого безотцепочного ремонта подвижного состава по методу краснолиманского новатора Щебликина. Этот метод позволял производить безотцепочный ремонт вагонов в транзитных поездах. Инициатором укрупнённого безотцепочного ремонта технически неисправных вагонов в пункте технического осмотра станции Ртищево II выступила комсомольско-молодёжная смена, руководимая мастером А. Какуриным. Смена Какурина первой добилась сокращения времени на обработку поездов почти в два раза.

В начале 1960-х годов были проведены работы по монтажу нового колёсно-токарного и шеечного станков в колёсном цехе, а также реконструкция деревообделочного цеха под тележечный, с одновременной установкой пятитонной кран-балки. Был приближен к кузнечному и расширен цех по ремонту головок автосцепки. В цехах депо появились тельферы с электроприводом, металлорежущие станки, в том числе станки для обточки колёсных пар, цех для ремонта автосцепок, автоконтрольный пункт. В 19661968 годах инженеры ртищевского депо воспользовались опытом депо Московка Восточно-Сибирской магистрали. В цехах была проделана большая работа по изготовлению, монтажу и вводу в эксплуатацию современного технологического оборудования, предназначенного для ремонта вагонов. Много лет вагонники ремонтировали как грузовые, так и пассажирские вагоны. К середине 1990-х годов в депо ремонтировались грузовые вагоны всех видов и конструкций.

2000-е годы

Административное здание Вагонного эксплуатационного депо Ртищево (2013)

В 2006 году Вагонное ремонтное депо Ртищево вошло в состав Юго-Восточной дирекции по ремонту грузовых вагонов — структурной единицы Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов — филиала ОАО «РЖД».

По итогам работы в первом квартале 2011 года вагонное ремонтное депо Ртищево Юго-Восточной дирекции по ремонту грузовых вагонов было признано лидером на сети железных дорог России. Начальником ВЧДр Ртищево на тот момент был Анатолий Иванович Будовкин.

1 июля 2011 года на базе имущества Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов было образовано ОАО «ВРК-1» (Вагонная ремонтная компания-1). В состав компании, помимо прочего, вошли 40 вагонных ремонтных депо, в том числе вагонное ремонтное депо Ртищево, первоначально как обособленное структурное подразделение Ростовского филиала, а затем Самарского филиала. Депо было закрыто в декабре 2012 года.

Деятельность

ВЧДр Ртищево осуществляло капитальный ремонт следующих типов вагонов:

  • Крытый
  • Хоппер-окатышевоз
  • Платформа универсальная
  • Платформа фитинговая
  • Полувагон
  • Цистерны
  • Хоппер-дозатор
  • Хоппер-цементовоз
  • Хоппер-минераловоз
  • Хоппер-зерновоз

Также осуществлялся деповской ремонт следующих типов вагонов:

  • Крытый
  • Платформа универсальная
  • Платформа фитинговая
  • Платформ для перевозки лесоматериалов
  • Полувагон
  • Хоппер-зерновоз
  • Хоппер-цементовоз
  • Хоппер-минераловоз
  • Хоппер-окатышевоз
  • Цистерн (без ремонта котлов)
  • Вагонов для перевозки контейнеров на базе ПВ (предназначены для перевозки массовых навалочных грузов, лесных грузов) и КР (ценные грузы и боящиеся влияния атмосферных осадков. Изотермические — скоропортящиеся грузы)
  • Платформа большегрузная
  • Хоппер-дозатор
  • Цистерны

Некоторые начальники депо

  • Каменецкий (на 12 января 1945)
  • Петунин, Николай Михайлович (1958—1963)
  • Субботин, Василий Кузьмич (1967—1969)
  • Куляшов, Владимир Алексеевич (19802001)
  • Будовкин, Анатолий Иванович (на 2011)
  • Кинзебаев, Алик Ахатович (на 2012)

Интересные факты

Здание вагонного депо включено в перечень памятников истории и культуры города Ртищево. Здесь с 1938 по 1941 год работал Герой Советского Союза В. И. Климов.

Литература

  • Галебский П. Безотцепочный ремонт вагонов в смене мастера Какурина // Путь Ленина. — 16 февраля 1955
  • Дуюнова Г., Власова О. Выездная редакция «ПР» в коллективе вагонного депо // Перекрёсток России. — 25 марта 2003
  • Из истории Ртищева // Перекрёсток России. — 16 сентября 1997
  • Одинцова В. Не зарастёт народная тропа… // Путь Ленина. — 14 ноября 1984
  • Петров Б. Разбег // Путь Ленина. — 9 декабря 1962
  • Путь Ленина. — 8 июля 1955
  • Тошин С. Новое, передовое — производству // Перекрёсток России. — 7 ноября 2000
  • Фёдоров С. На западной окраине // Перекрёсток России. — 4 ноября 1995

Источники

  • Архив Екатериновского райисполкома:
    • Ф. 1, Оп. 1, Ед. хр. 32. Протокол № 33 заседания Президиума Саратовского Краевого Исполкома Советов РК и К депутатов от 4-7 октября 1934
  • Архив Ртищевского горрайисполкома

Ссылки