Васильев, Сергей Васильевич

Сергей Васильевич Васильев
Сергей Васильевич Васильев
Coat of arms of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1920-1978).svg
Председатель Ртищевского райисполкома
1970 — 1979
Предшественник: Исаева, Елизавета Ивановна
Преемник: Полуэктов, Николай Николаевич
Председатель колхоза
«Путь Ленина»
1966 — 1970
Предшественник: Устинов, Иван Максимович
Преемник: Мартынов, Алексей Михайлович
 
Рождение: 7 января 1921(1921-01-07)
п. при ж/д. станции Ртищево, Сердобский уезд, Саратовская губерния, РСФСР
Смерть: 10 марта 2003(2003-03-10) (82 года)
г. Ртищево, Саратовская область, Российская Федерация
Образование: Аткарское педагогическое училище (1949)
Саратовская высшая партийная школа (1960)
Партия: КПСС значок.png
1944—1991
 
Военная служба
Годы службы: 1941—1946
Род войск: артиллерия
Звание: Рядовой
рядовой
Часть: 43-я гвардейская пушечно-артиллерийская Запорожско-Одесская ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова бригада 1-го Белорусского фронта
Сражения: Великая Отечественная война
 
Семья
Отец: Василий Илларионович
Мать: София Алексеевна
Супруга: Нина Ивановна
Дети: дочь и сын
 
Награды
Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени Орден «Знак Почёта»
Медаль «За отвагу» Медаль «За боевые заслуги» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Сталинграда» Медаль «За взятие Берлина» Медаль «За освобождение Варшавы»
Почётный гражданин города и района.png

Сергей Васильевич Васи́льев (7 января 1921, Ртищево — 10 марта 2003, там же) — ветеран войны и труда, председатель колхоза «Путь Ленина» (19661970), председатель Ртищевского райисполкома (1970—1979). Почётный гражданин города Ртищево (1996). Член КПСС с 1944 года.

Биография

Председатель колхоза «Путь Ленина» С. В. Васильев в рабочем кабинете (1968)

Довоенные годы

Сергей Васильев родился в 1921 году в посёлке Ртищево в семье служащих. Отец — Василий Илларионович погиб в годы гражданской войны на Южном фронте, мать — София Алексеевна. Воспитанием Сергея занимался дед Илларион Васильевич — первый ртищевский машинист. Учёбу Сергей начал в школе села Ртищево. В 1931 году семья Васильевых переехала в город Новохопёрск Центрально-Чернозёмной области. Здесь Сергей проучился четыре года до шестого класса, а затем переехал к сестре в село Александровку Ртищевского района. Сергей продолжил обучение в школе колхозной молодёжи села Владыкино. Через два года он вновь переезжает в город Отрожки Воронежской области к старшему брату. Там Сергей прожил один учебный год и вновь вернулся в Ртищево. Аттестат об окончании школы № 1 города Ртищево он получил в 1939 году.

Дальнейшее своё обучение Сергей Васильев хотел продолжить в Ленинградском военно-политическом училище, куда направил свои документы по почте. Однако осенью 1939 года ему вернули документы с отказом. Сергей поступил на полугодовые курсы шоферов в Балашове, по окончании которых начал работать шофёром во Владыкинской машинно-тракторной станции.

В годы Великой Отечественной войны

С 11 апреля 1941 года С. В. Васильев находился в рядах Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны, рядовой, старший шофёр парковой батареи. Сергей Васильевич участвовал в боях под Ростовом, в битве под Сталинградом, в штурме Запорожья, Одессы, освобождении Донбасса. В составе 43-й гвардейской пушечно-артиллерийской Запорожско-Одесской бригады 1-го Белорусского фронта воевал в Польше, освобождал Варшаву, дошёл до Берлина. Был несколько раз ранен, контужен. Закончил службу на Украине, демобилизовался летом 1946 года.

Послевоенные годы

Вернувшись в село Александровку, Сергей Васильев с 1946 по 1949 год работал заведующим избой-читальней (позднее — клубом). В те годы его избрали секретарём комсомольской организации Александровского сельского совета.

Работая в клубе, Сергей Васильевич одновременно учился заочно в Аткарском педагогическом училище, после окончания которого с 1 сентября 1949 преподавал в начальных классах Александровской семилетней школы. Позже Сергей Васильевич работал учителем истории и завучем. В школе он проработал до 1954 года.

В марте 1954 года С. В. Васильев был избран членом Ртищевского райкома КПСС и утверждён инструктором райкома партии. В октябре 1954 года он был избран секретарём Ртищевского райкома КПСС по зоне Владыкинской МТС. В августе 1956 года Сергея Васильевича направили на учёбу в Саратовскую высшую партийную школу, которую он закончил с отличием в 1960 году. В том же году С. В. Васильев был направлен в Краснокутский райком КПСС, где он до 1961 года работал заведующим отделом пропаганды и агитации.

В марте 1961 года Сергей Васильевич был избран председателем колхоза «Путь Ленина» (с. Александровка) Ртищевского района. На этом посту он пробыл до марта 1970 года. За время его председательствования в колхозе укрепилась трудовая дисциплина, был совершён переход от трудодней к денежной оплате, улучшены социально-бытовые условия жизни колхозников. В колхозе провели водопровод, электричество, опередив на несколько лет государственную электрификацию; построили: клуб, столовую, почту, медпункт, баню, новую среднюю школу, заменили соломенные крыши на крытые шифером. Значительно повысился уровень механизации: были построены механический ток, мастерская для ремонта техники, которая постоянно обновлялась, получено много почвообрабатывающей и уборочной техники.

В 1965 году Сергей Васильевич был избран на областную предсъездовскую партконференцию как лучший руководитель года, а в марте 1966 года — делегатом XXIII съезда КПСС. На съезде Сергею Васильевичу был вручён первый орден Трудового Красного Знамени.

В марте 1970 года Сергей Васильевич Васильев был избран председателем Ртищевского райисполкома. На этой должности он проработал до ухода в 1979 году на заслуженный отдых. С. В. Васильев избирался депутатом областного Совета депутатов трудящихся.

Сергей Васильевич Васильев

Уйдя на пенсию в 1979 году, Сергей Васильевич предложил создать в Ртищевском районе Совет ветеранов. Вначале это был Совет ветеранов сельскохозяйственных работников. С момента создания в 1981 году до 1991 года Сергей Васильевич Васильев был председателем Ртищевского районного Совета ветеранов.

В 1996 году С. В. Васильеву было присвоено звание «Почётный гражданин города Ртищево».

Умер Сергей Васильевич Васильев 10 марта 2003 года.

Семья

Сергей Васильевич Васильев был женат; жена — Нина Ивановна работала учителем в Александровской школе. В браке родились двое детей: сын — Юрий Сергеевич — трагически погиб в 18 лет и дочь — Зоя Сергеевна Цепина — врач в Ртищевской районной больнице.

Награды и звания

  • Два ордена Отечественной войны 1-й степени (23 декабря 1985; ?)
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (22 марта 1966, 1970, 1973)[1]
  • Орден «Знак Почёта» (1979) — за девятилетнюю работу на посту председателя райисполкома
  • Медаль «За отвагу» (17 апреля 1945) — работая шофёром Смерш, был послан на усиление подвоза боеприпасов к огневым позициям дивизионов 23 марта 1945 года на плацдарм р. Одер. Попал под артиллерийско-миномётный обстрел противника, осколками снарядов и мин была выведена из строя бабина. Презирая опасность для личной жизни, под осколками снарядов и мин, быстро заменил бабину и вывел машину из сектора обстрела.
  • Медаль «За боевые заслуги» (28 апреля 1943) — в период боёв под Сталинградом, работая на подвозе горюче-смазочных материалов в районе боевых порядков полка в условиях зимы, не имея аварий, своевременно подвозил ГСМ на огневые позиции, чем обеспечил своевременную смену боевых порядков вперёд и выполнение боевых задач командования.
  • Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Сталинграда»
  • Медаль «За взятие Берлина»
  • Медаль «За освобождение Варшавы»
  • Почётная грамота Всемирного Совета ветеранов войны за военно-патриотическое воспитание молодёжи (1973)
  • Почётный гражданин города Ртищево (1996)

Память

Памятная доска на здании Александровской школы

Источники

  1. Слава передовикам животноводства! // Путь Ленина. — 1 апреля 1966. — С. 1