Владыкино

село
Владыкино
Краснозвездинское муниципальное образование
Дата основания

до 1710

Прежние имена

Изнаир (до конца XVIII века);
Никольское (до начала XX века)

Координаты
Население

421 чел. (2010)

Почтовые индексы

412027[1]

Телефонный код

+7 84540

ОКТМО

63641428116[1]

Rtishevo rayon.png

Dark Red 800000 pog.svg
Владыкино

Влады́кино — село в Краснозвездинском муниципальном образовании на северо-западе Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Расположение

Карта-схема села Владыкино

Село Владыкино расположено в северо-западной части Ртищевского района, на реке Изнаир, в 24 км к северо-западу от города Ртищево[2]. В селе имеются пять улиц: Комсомольская, Мирная (Мира), Московская, Садовая и Чапаевская[1].

К середине 1880-х годов селение располагалось в 3 порядка, около оврага[3].

История

Основание селения. Помещики

Село Никольское (Владыкино тож) на карте генерального межевания Сердобского уезда (1780—1790). Бордовым цветом показана граница межевого участка
Бывший дом управляющего усадьбой
Владыкино. Крестьянская изба нач. XX века
Бывшая больница

Село Владыкино было основано до 1710 года помещиками Иваном Васильевичем (упом. 1701—1747) и Степаном Васильевичем (упом. 1701—1722) Владыкиными. В 1710 году за ними числилось 14 крестьянских дворов. В 1717 году из Владимирского и Суздальского уезда в поселение было переведено ещё 17 дворов. В августе того же года территория селения была выжжена во время «большого кубанского погрома»[4].

12 мая 1722 года подполковнику Ивану Васильевичу Владыкину вновь был отказан по сыску[П 1] вотчинный надел в 200 четвертей[4] из «диких поль» в Керенском уезде Шацкой провинции за Керенскими и Ломовскими валами[5]. Повторно село Владыкино, согласно ревизским сказкам второй ревизии, проходившей в 1744—1745 годах, было образовано после 1725 года[6].

Крепостные крестьяне в новопоселённое сельцо Изнаир (так первоначально называлось село) были перевезены Владыкиным из деревни Дмитровщина Владимирского уезда[6], а также из Суздальского, Саранского и Пензенского уездов[4]. К июлю 1731 года в сельце числилось 45 дворов и 150 душ мужского пола[5]. После постройки здесь в конце 1730-х годов деревянной церкви за селом закрепилось ещё одно название по её престольному празднику — Никольское, которое на долгое время стало основным. К 1740-м годам село утратило название Изнаир (так стала называться близлежащая деревня, так же находившаяся во владении И. В. Владыкина), а в качестве второго за селом закрепилось название Владыкино, по фамилии владельцев имения. Владыкины владели селом до 1910-х годов.

В 1774 году крестьяне села Владыкино совместно с крестьянами других прихопёрских селений, находясь в отряде вахмистра Федяшева, участвовали в восстании под руководством Емельяна Пугачёва[7].

В начале XIX (или в конце XVIII) века часть крестьян была куплена у Владыкиных статским советником Андреем Лукичом Бедняковым[3]. В 1830 году А. Л. Бедняков перевёл из села Владыкино 160 душ крестьян на новое место. Он поселил их в своих дачах в верховьях Шубина оврага, на левом берегу его отрожка. Новопоселённая деревня получила название Бедняковка (ныне — село Яснополянское Калиниского района Саратовской области), а в честь своей жены помещик назвал её Грушино или Аграфеновка. Первоначальной родиной выселенных крестьян была Тамбовская губерния, поэтому у них долгое время сохранялся особый выговор — цоканье и головной убор женщин, называемый рогачом[8].

После смерти Андрея Лукича в 1840 году имение перешло к его жене Аграфене Петровне Бедняковой (ур. Демидовой), а от неё в 1848 году крестьяне перешли к Демидовым[3]. Экономия Демидовых находилась в ½ верстах от села[9], и со временем слилась с ним. Последняя владелица имения Владыкино — княгиня Софья Михайловна Волконская (ур. Устинова), в первом браке была замужем за Георгием Евгеньевичем Демидовым. При ней в усадьбе был окончательно оформлен приусадебный парк, заложенный в конце XVIII века. На территории усадьбы находился трёхэтажный 78-комнатный дворец[П 2], построенный в виде замка в псевдоготическом стиле (сожжён в 1905 году; взорван в 1930-х годах)[10]. Софья Михайловна также владела конным заводом при селе Владыкино, поголовье которого на 1900—1902 год насчитывало 3 жеребца и 16 маток упряжных лошадей рысистых пород[11][12].

До реформы 1861 года «демидовские» крестьяне все были на однодневной барщине. С 11 лет поступали на лёгкую барщину, с 17 лет в полное тягло, а с 55 лет — в лес караульщиками. Земля была поделена по тяглам, и в каждом поле полагалось по 2 десятины на тягло; перевёрстки бывали ежегодно. «Владыкинские» крестьяне были на оброке и платили по 12 рублей с тягла. Земля у них тоже была поделена по тяглам, и на каждое тягло в поле полагалось 1,5 десятины земли; перевёрстки тоже были ежегодно[3].

Владыкинское крестьянское общество. 1861—1917 годы

После реформы 1861 года крестьяне перешли в разряд собственников. Было образовано Владыкинское крестьянское общество, включающее в себя две общины — бывших крепостных Демидова и бывших крепостных Владыкина. Надел располагался в одной сплошной площади у обеих общин[3].

Земледелие

После выхода на волю «демидовские» крестьяне получили отдельный от «владыкинских» земельный надел; земли «владыкинских» крестьян шли чересполосно с землями Демидова. В 1870-х годах провели размежевание земли, при этом «владыкинские» и «демидовские» крестьяне соединили для удобства вместе все свои угодья. Так как «владыкинские» крестьяне имели меньший надел против «демидовских», то при развёрстке им в каждом поле давалось земли на душу на 0,5 десятины меньше. Владели землёй по ревизским душам. К середине 1880-х годов у «демидовских» крестьян было 168 душ, у «владыкинских» — 67. Умершие души, если в семье не было подростков, отбирались и передавались в «малодушные» семьи. Вдовы также не владели умершей душой; только иногда, по усмотрению общества, если у вдовы не было сына ей давалось по 0,5—1 десятины земли безвозмездно. Николаевские солдаты земли не получали[3].

Общая площадь всей пашни составляла 661 десятину, из них 60 десятин принадлежало церкви. Земля была поделена на клетки по 2 казённые десятины. При дележе складывались в жеребьи, по 4 души в каждом; всех жеребьев получалось у «демидовских» — 42, у «владыкинских» — 16 + «особо» 3 души. Всего в трёх полях у «демидовских» крестьян выходило по 3 десятины земли на душу, у «владыкинских» — по 1,4 десятины. В яровом и паровом полях бывали ежегодные перевёрстки[3].

Посевные площади, находившиеся в собственности крестьян Владыкинского общества, были заняты под рожью (50 %), овсом (2 %), просом (17 %), гречихой (8 %)[3]. К 1911 году площадь крестьянского посева составляла 673 десятины (из них 266 на арендованной земле), при этом на 100 десятин посева под рожь приходилось 49,3 десятины, под овёс — 21,8, под просо — 19,3 и под подсолнечник — 2,2 десятины[13].

Владыкинскими крестьянами использовалась трёхпольная система земледелия. Пахотная земля не унавоживалась, навоз вывозили на огороды, в канавы, на мосты и дороги[3]. На 1911 год из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий во Владыкинском обществе имелось 42 железных плуга и 1 веялка[13].

Общественных запашек у крестьян Владыкинского общества не было со времён крепостного права. Хлеб собирали с душ. Три деревянных, крытых соломой общественных амбара располагались в 150 саженях от села. Два из них, площадью по 6 × 6 аршин, предназначались для овса, один, площадью 7 × 9 аршин, — для ржи[3].

Скотоводство

Своего выгона у крестьян Владыкинского общества было 66 десятин 29 саженей. Ограничений в праве выпаса скота не было. Весной скотину пасли на жнивье, потом на пару и на выгоне, а осенью снова на жнивье. Зимой скотину кормили ржаной соломой, а сеном только лошадей во время работы. Своей соломы хватало до масленицы[3].

На 1886 год в собственности «демидовских» крестьян было 156 голов рабочего скота (лошадей и быков) и 135 голов молочного скота (коров); «владыкинских» — 32 и 34 головы, соответственно[3]. Количество голов скота, находившегося в собственности крестьян Владыкинского общества, по состоянию на 1911 год было следующим:

  • рабочего скота (лошадей и быков) — 159;
  • молочного скота (коров) — 172;
  • гулевого скота (жеребят, телят, бугаёв) — 120;
  • мелкого скота (овец и свиней) — 1018.

Таким образом, на одно хозяйство приходилось 1,1 голов рабочего скота и 1,2 голов молочного скота[13].

Площадь сенокоса, отведённого владыкинским крестьянам, составляла 185 десятин 30 саженей. Находился покос около реки Изнаир. Делили его ежегодно, поровну на все земельные души. На душу накашивали от 5 до 6 возов (воз в 15 пудов) сена[3].

Лесные угодья

В собственности владыкинских крестьян был лесной участок площадью 40 десятин 23 квадратных саженей, занятый, большей частью, мелким кустарником. Дровяной лес рубили у Демидовых из расчёта ²/5. Cтроевой лес покупали подеревно (осина, ольха и дуб) у них же[3].

Усадьбы и приусадебное хозяйство

Согласно статистическим сведениям середины 1880-х годов размеры отдельных угодий крестьян Владыкинского общества были следующими: на двор — 10 × 20 саженей, на конопляник — 0,5 × 80 саженей. Дворовые места были уравнены после пожара, случившегося в середине 1870-х годов. Конопляники ежегодно перевёрстывали по земельным душам. Для вновь строящихся домохозяев имелись запасные места между дворами[3].

Дома топили соломой и дровами. К середине 1880-х годов колодцев в селе не было[3]. К 1914 году здесь имелось 6 колодцев, глубиной от 3½ до 37 аршин, из них: 5 уличных и 1 дворовый. В 4 колодцах вода была хорошая, в 1 — солёная[14].

Промыслы и торговля

Крестьяне Владыкинского общества нанимались в работники преимущественно к Демидовым. За лето мужчины получали 35 рублей, подённо — от 20 до 40 копеек, женщины чуть меньше. Работать нанимались по условию[3].

К середине 1880-х годов различными местными промыслами в селе было занято 34 мужчины и 12 женщин, отхожими — 13 мужчин и 1 женщина, из них: в работниках — 25 мужчин и 8 женщин, 4 мельника, 4 пастуха, 1 кузнец, 1 просвирня, 3 в караульщиках, 2 плотника, 1 конюх, 1 торговец мелочным товаром, 3 портных, 1 рыболов, нищих — 2 мужчин и 4 женщины, 1 сторож и 1 староста[3].

Мирские расходы и повинности

На середину 1880-х годов мирские расходы крестьян Владыкинского общества распределялись следующим образом:

  • старосте — 30 рублей
  • писарю — 30 рублей
  • на въезжую квартиру — 12 рублей
  • на сборную избу — 13 рублей
  • рекрутам — 2 рубля на проезд
  • церковной старосте — 40 рублей
  • на общественные молебны — 10 рублей
  • церковному сторожу — 40 рублей
  • пастухам: овечьему — 90 рублей, коровьему — 150 рублей, свиному — 35 рублей и телячьему — 35 рублей
  • на общественного быка — 7 возов сена[3]

В селе имелся пожарный обоз, состоящий из двух бочек, трёх багров, одного насоса и двух ухватов. Для постоянного наблюдения за появлением пожара и для подачи первой помощи к обозу были прикреплены три человека и три лошади. На его содержание взималось 150 рублей. Стойщики при пожарном сарае служили одновременно сельскими сторожами[3].

Холерный бунт 1892 года

В 1892 году Россию охватила одна из самых больших эпидемий холеры, которая сопровождалась «холерными бунтами», спровоцированными невежеством и страхом. Среди населения распространялись слухи, что «здоровых людей брали в холерные больницы» и что «хоронили живых», «что холеры никакой нет, а её выдумывают доктора», что «доктора и фельдшера напускают болезнь и отравляют воду в колодцах». Летом «холерный бунт» вспыхнул во Владыкино и окрестных населённых пунктах волости — Селитьбе, Изнаире и Киселёвке. Крестьяне разогнали приказчиков и прислугу в имениях Елагина и Демидова и изгнали из своих селений приезжих гражданских и полицейских чиновников. Для усмирения бунта власти губернии отправили в волость жандармов. Всего было арестовано и заключено в тюрьму 11 человек зачинщиков беспорядков, в том числе: Г. Пономарёв, Я. Мишин, Ф. Николашин, М. Петрушин, Ф. Кузнецов и другие[7].

Аграрные беспорядки начала XX века

Яков Спиридонович Миронов
Михаил Николаевич Дыжин

В июле 1901 года в селе сформировалась инициативная группа крестьян-арендаторов, выступавших за снижение арендной платы за землю, в которую входили А. А. Степанов, А. Степанов, Т. А. Егоров и Т. И. Никишкин; возглавлял её Яков Спиридонович Миронов. Они написали помещице княгине С. М. Волконской петицию с требованием снижения арендной платы за землю ввиду неурожая[15]. Княгиня не согласилась. Для усмирения крестьян во Владыкино прибыл губернатор А. П. Энгельгарт с казаками. После публичной порки зачинщиков, состоялся крестьянский сход, на котором губернатор заявил, что крестьян подбили на бунт враги России и её завистники[16].

В 1904 году в селе был организован политический кружок, пропагандирующий среди крестьян необходимость организованной борьбы против самодержавия[15]. 1 мая 1905 года здесь состоялась первая в истории села маёвка. Её инициатором была сельская учительница А. Н. Кольцова. Народ собрался в лесу в урочище Алексеевой горы. На митинге выступил М. Н. Сергеевский, который рассказал о значении 1 Мая, о том как празднуют его рабочие в России и за границей. На другой день полиция произвела обыск в домах Сергеевского и Кольцовой[17].

24 октября 1905 года, в разгар Первой русской революции, в селе Владыкино начались беспорядки. Крестьяне, под руководством Якова Миронова и братьев Михаила и Алексея Дыжиных, потребовали от управляющего имением Волконских снижения арендной платы за землю. Не дождавшись ответа, крестьяне разгромили имение: дом княгини и хозяйственные постройки были сожжены, хлебные амбары и скотные дворы разграблены[15].

В тот же день земский начальник Н. Н. Лихарев телеграфировал губернатору П. А. Столыпину из Ртищева:

Отозванный сегодня от Гримма[П 3] полковником Веледницким отряд потребовал заменить новым, считая охрану необходимой прошу утверждения Вашего превосходительства.

Полковник Веледницкий отказал заменить отряд неимением войск я задержал своею властью ввиду тревожного положения отряд фельдфебеля Кожурова состоящий моем распоряжении у Гримма. Сейчас получил депешу управляющей княгини Волконской крестьяне Селитьбы грабят, жгут Владыкино, войск в Ртищеве нет. Необходимо задержать отправляемую роту Пензу.

Последовал ответ Столыпина:

Рота задержана. Двиньте немедленно (на) Владыкино в случае надобности открывать огонь утверждаю ваше распоряжение по имению Гримма[18].

Волнения в селе продолжались два дня. 27 октября бунт был подавлен, а зачинщики арестованы. Михаил Дыжин был осуждён на 3 года каторги, Алексей Дыжин — на 2 года арестантских работ. Яков Миронов пытался бежать, но был пойман, предан суду и осуждён на 3 года[15].

После 1917 года

О событиях октября 1917 года сельчане узнали в конце октября — начале ноября от уполномоченного Семёна Захарова. Земли княгини Волконской были поделены по 18 саженей на едока.

12 марта 1920 года в селе открылась изба-читальня. На открытии был поставлен спектакль «Борьба за волю»[19].

В начале 1930-х годов в селе Владыкино был организован колхоз «Волна пятилетки»; в хозяйственных и надворных постройках бывшего имения разместилась МТС. 10 февраля 1954 года он объединился с колхозом «Путь Сталина» (д. Селитьба) в колхоз имени Сталина, просуществовавший под разными названиями («Правда», имени Кирова) до сентября 1992 года и реорганизованный в товарищество с ограниченной ответственностью «Владыкинское». В свою очередь ТОО в июне 1998 года было реорганизовано в КФХ «Владыкинское». 12 февраля 2005 года на базе КФХ было образовано сельхозпредприятие ООО «Родина», учредителем и управляющей компанией которого с 19 октября 2006 года является ООО «Агропромышленный комплекс Владыкино»[20].

Летом 1939 года в селе Владыкино было организовано лесничество Макаровского лесхоза[21].

В 1967 году в селе Владыкино по просьбе председателя колхоза «Правда» А. Т. Ерохина была организована Детская музыкальная школа, ставшая филиалом Ртищевской городской музыкальной школы[22].

История административного подчинения

Административное подчинение села неоднократно изменялось. Первоначально оно входило в состав Завального стана Пензенского уезда Пензенской провинции Казанской губернии[6].

После выхода императорского указа 11 января 1780 года «О учреждении Саратовского наместничества», село оказалось в составе новообразованной Сердобской окру́ги (уезда). В 18591860 годах село Владыкино входило в 1-й стан Сердобского уезда[23].

19 февраля 1861 года «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в уездах было учреждено волостное управление. С этого времени и вплоть до 12 ноября 1923 года село Владыкино являлось волостным центром Владыкинской волости[24].

Вскоре после Октябрьской революции село Владыкино стало центром Владыкинского сельсовета[24], преобразованного в 1992 году в сельскую администрацию, а в 1997 году в округ.

В результате Муниципальной реформы 2006 года, село Владыкино вошло в Краснозвездинское муниципальное образование[25].

Население

На 1710 год в селении насчитывалось 14 крестьянских дворов, в 1717 году к ним перевели ещё 17 дворов[4]. На 1794 год в селе Никольском (Владыкино) насчитывалось 116 дворов[26]. К 1859 году — 108 дворов[23]. По переписи 1886 года общее число домохозяйств села Владыкино насчитывало 132 двора, из них «демидовских» было 102, а «владыкинских» — 30 домохозяйств[3]. К 1911 году общее число хозяйств в селе достигло 144 дворов, при этом 2 двора не входили во Владыкинское общество[13]. К 1914 году число дворов возросло до 161[14]

Численность населения по годам[П 4]
1731 150[5] 1794 525[26] 1911 876[13] 1969 733 2007 439
1745 209[6] 1859 667[23] 1914 869[14] 1977 615 2010 421[27]
1762 561[4] 1886 734[3] 1938 962[А 1] 2000 578[28]

Социальная сфера

Календарный штемпель сельского отделения почтовой связи Владыкино

В селе Владыкино имеются сельское отделение почтовой связи, Дом культуры, сельская библиотека, операционная касса № 8622/0656 Сбербанка России.

Образование

Основная статья: Владыкинская школа.

В начале 1860-х — конце 1870-х годов в селе имелось училище для мальчиков при Никольской церкви[29].

С 1877 по 1917 год в селе работала земская школа[3]. В 1919 году здесь открылась начальная школа, преобразованная в дальнейшем в среднюю[30].

В настоящее время в селе работает муниципальное образовательное учреждение «Владыкинская средняя общеобразовательная школа» и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 „Рябинка“».

Церковный приход

Основная статья: Никольская церковь (Владыкино).

Приход был в самом селе. Первая деревянная церковь, освящённая в честь Святителя Николая Чудотворца была построена здесь в 1737 году на средства И. В. Владыкина[5].

В 1825 году на средства его супруги Агриппины (Аграфены) Петровны Бедняковой (в девичестве Демидовой) в селе была построена каменная церковь, также освящённая во имя святителя и чудотворца Николая[9].

Предположительно в 1936 году Никольская церковь была закрыта. 13 ноября 1990 года в селе вновь был открыт православный приход[31], а летом 1991 года началась реставрация церкви[32].

Владыкино ДК.jpg Владыкинская СОШ.jpg Владыкинскаяцерковь.jpg
Владыкинский Дом культуры Владыкинская СОШ Никольская церковь (2013)
ВООПИК.png Объект культурного наследия Ртищевского района

Здравоохранение

13 декабря 1907 года уездное земство открыло во Владыкино фельдшерский пункт с одним фельдшером[33].

В настоящее время Владыкинский ФАП расположен по адресу: улица Московская, 45. График работы: понедельник — суббота с 8.00 до 14.00, выходной — воскресенье[34].

Люди, связанные с селом

В селе Владыкино родился участник советско-японской войны, Герой Советского Союза, генерал-майор Василий Прокофьевич Трушин, выдающийся российский советский скульптор Василий Васильевич Козлов; здесь жил начальник Центрального спортивного клуба Армии, экс-председатель Спортивного комитета Вооружённых Сил Российской Федерации, полковник запаса Владимир Николаевич Лукашов. В течение двух лет в школе крестьянской молодёжи учился ветеран войны и труда, председатель Ртищевского райисполкома Сергей Васильевич Васильев. После окончания института работала учителем Нина Петровна Акинина.

Достопримечательности и памятники

Мемориал воинской Славы
  • Владыкинский приусадебный парк, расположенный на северо-западной окраине села, является особо охраняемой природной территорией Саратовской области[35].
  • Согласно приказу Министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 № 1-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области», здание Никольской церкви внесено в список выявленных памятников историко-культурного наследия области.
  • В 1980-е годы в сквере был установлен Мемориал воинской Славы. Он состоит из скульптурного изображения человеческой руки, держащей вертикально стоящий остроконечный меч и стелы с 10-ю мемориальными досками, на которых выгравированы фамилии погибших односельчан. Рука окрашена в бледно-розовый цвет, меч — в белый. Стела не оштукатурена. В 2005 году проводилась реконструкция мемориала, при которой были утеряны барельефы, изображавшие лица трех мужчин и одной женщины в военных головных уборах[36].

Примечания

  1. Отказ по сыску — признание владельческих прав на землю после проверки властями принадлежности земли на основе опроса жителей окрестных деревень.
  2. В различных источниках указывается разное количество комнат от 77 до 100.
  3. Имение К. Н. Гримма находилось в Уваровке (ныне — Ярославка).
  4. Данные за 1731 год, второй (1744—1745) и пятой (1794—1808) ревизий содержат только количество душ мужского пола.

См. также

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов / кодов ОКАТО /налоговых инспекций ФНС / адресов
  2. Саратовская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1970 года. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970. — С. 90
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Владыкино село, Владыкинская волость, Сердобский уезд, крестьяне собственники бывшие Е. Н. Демидова, М. Владыкина и гг. Владыкиных. Часть 1; Часть 2; Часть 3)
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Кузнецова Ю. А. К истории колонизации Сердобского уезда. (Материалы для историко-географического словаря) // Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения. Вып. 35, Ч. 2 (Исторический сборник). — Издание Н.-Волжского областного научного общества краеведения: Саратов, 1928. — С. 68
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Холмогоров В., Холмогоров Г. Материалы для истории колонизации Саратовского северо-восточного края до второй половины XVIII века // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск 2. — Саратов, 1891. — С. 139—142
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. IV, выпуск II. — Саратов: Типография губернского земства, 1893. — С. 182
  7. 7,0 7,1 Куванов А. Против угнетателей // Путь Ленина. — 4 мая 1967
  8. Саратовский сборник. Материалы для изучения Саратовской губернии. Т. 1. — Саратов: Издание Саратовского статистического комитета, 1881. — С. 167
  9. 9,0 9,1 Справочная книга Саратовской Епархии. — Саратов: Типография Союза печатного дела, 1912. — С. 354—355
  10. Сокольская О. Б., Кузин А. Н. Анализ состояния парка князей Волконских в селе Владыкино Саратовской области и рекомендации по его использованию // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, — 2011. — № 2. — С. 51—57
  11. Вся Россия. Адрес-календарь Российской империи (Справочная книга по торговле и промышленности на 1902 год). — Издание А. С. Суворина, 1903. — Ст. 1796
  12. Конскіе заводы частныхъ владѣльцевъ въ Саратовской губерніи // Адрес-календарь Саратовской губернии на 1903 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1902. — С. 100
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Списки населенныхъ мѣстъ Саратовской губерніи. Сердобскій уѣзд. — Саратовъ: Изд-во Оцѣночно-статистическаго отдѣленія Саратовской губернской земской управы, 1912. — С. 8—9
  14. 14,0 14,1 14,2 Водоснабженіе въ Саратовской губерніи въ санитарномъ отношеніи. Выпускъ восьмой. Сердобскій уѣздъ / сост. сан. врачъ А. М. Ильинъ. — Саратовъ: Изданіе Саратовской губернской земской управы, 1914. — С. 33
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 Бульин Н. Революционное прошлое села Владыкино // Путь Ленина. — 2 июня 1961. — С. 4
  16. Никишов С. Крестьяне в борьбе за землю // Путь Ленина. — 22 июля 1970
  17. Никишкин М. Полвека назад // Путь Ленина. — 1 мая 1959
  18. История Саратовского края 1590—1917: Хрестоматия. — Второе изд., перераб. и доп. / под ред. В. А. Осипова, З. Е. Гусаковой, В. М. Гохлернер. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983
  19. Открытие избы читальни // Серп и Молот. — 31 марта 1920. — С. 2
  20. АПК Владыкино
  21. Путь Ленина. — 17 августа 1939
  22. Перепелюков Ю. Во Владыкинской музыкальной… // Путь Ленина. — 30 января 1968
  23. 23,0 23,1 23,2 Саратовская губернія. Списокъ населенныхъ мѣстъ по свѣдѣніямъ 1859 года. — Спб: Изд-во ЦСК МВД, 1862. — С. 90
  24. 24,0 24,1 Купцова Ю. А. Алфавитный список населённых пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года на сайте ГАСО
  25. Закон Саратовской области № 117-ЗСО от 29.12.2004 г. «О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района»
  26. 26,0 26,1 Ведомость, сочинённая по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, принадлежащего того уезда к карте собственнаго Его императорскаго величества депо (1794—1808 гг.) / под. ред. М. С. Полубоярова, 2011. — Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. ВУА, д. 19014, лл. 33-48
  27. Численность и размещение населения Саратовской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. — Саратов: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, 2012. — С. 81
  28. Постановление Саратовской областной Думы от 18 апреля 2001 г. № 53-2378 «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области»
  29. Саратовские епархиальные ведомости, 1878. — С. 259
  30. Агуреев А. Владыкино в прошлом, настоящем и будущем: В помощь агитатору // Путь Ленина. — 21 февраля 1954
  31. Коваленко В. Вновь открытые приходы // Путь Ленина. — 23 ноября 1990
  32. Крыгина Т. Возрождение храмов // Перекрёсток России. — 12 ноября 2004
  33. Никишов С. История здравоохранения Ртищевского района // Путь Ленина. — 20 июня 1970
  34. Сведения об организации // Официальный сайт ГУЗ СО «Ртищевская РБ» (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  35. Особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, природные микрозаповедники, памятники природы, дендрарий, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. ред. В. З. Макаров. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. — С. 217—219
  36. Памятники Прихопёрья на сайте «Путешествие по Прихопёрью» (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).
  • Сектор по делам архива администрации Ртищевского муниципального района:
  1. Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 10 План районирования по проведению переписи населения в сельских местностях Ртищевского района (Приложение к протоколу № 36 заседания Президиума РИКа от 16 августа 1938 года). — С. 82—86