Владыкинский приусадебный парк

Владыкинский приусадебный парк
Аллея парка «Тенистая»
Аллея парка «Тенистая»
Современный
статус

Особо охраняемая природная территория Саратовской области

Село

Владыкино

Площадь

115 га

Влады́кинский приуса́дебный парк — природно-исторический памятник, расположенный на северо-западной окраине села Владыкино Ртищевского района.

Описание

Трёхсотлетний дуб

Владыкинский приусадебный парк примыкает к селу с северо-западной стороны и занимает площадь 115 га вместе с урочищем «Поганая роща». На западе имеет уклон к реке Изнаир. Площадь антропогенной территории парка составляет 32 га, центральной части — 10,8 га. Со всех сторон садово-парковый комплекс обнесен рвом. С севера-запада территория спускается к реке, понижение рельефа создает разнообразие и живописность парковых зон.

Парк имеет две системы планировки — регулярную (радиально-лучевую) и свободно-пейзажную. Регулярность начиналась от дворца-замка: прямая аллея проходит с юга на север через парковую зону. Аллея называется «Тенистая». Вся территория садово-паркового комплекса пронизана сетью дорожек и троп. Северная часть парка создана на основе естественной дубравы. Об этом свидетельствуют ещё сохранившиеся дубовые пни от 1,0 до 1,5 м в диаметре и высотой 16—18 м. Ныне парк представляет собой единый лесной массив с сохранившимися элементами парковой планировки.

Здесь сохранились представители 13 семейств, 14 родов и 15 видов древесно-кустарниковой растительности. Наибольшую ценность представляют реликтовые экземпляры дуба черешчатого более чем трёхсотлетнего возраста, которые до сих пор плодоносят. Сохранились 20 отдельных деревьев высотой более 25 м и диаметром до 150 см. Кроме того, сохранились две столетние сосны обыкновенные высотой до 25 м и обхватом более 2-х метров, крупные 15-метровые липы мелколистные диаметром до 0,80 м, 15-метровая осина и 20-метровый вяз шершавый. Остальной лесной массив представлен насаждениями дуба черешчатого 40—60-летнего возраста в смеси с клёном остролистным и вязом приземистым.

Южная часть парка в основном создавалась и планировалась искусственно. В этой части произрастают пять видов сирени обыкновенной, барбариса Дарвина и Тунберга, три вида боярышника, в том числе боярышник кроваво-красный, вяз приземистый, жимолость, чубушник крупноцветковый, венечный, бересклет бородавчатый.

История

Бывший дом управляющего усадьбой

Приусадебный парк в имении был заложен в конце XVIII века. Первым владельцем села Владыкино и имения был помещик Иван Васильевич Владыкин. Отсюда название села и парка. Последней помещицей в селе Владыкино была дочь титулярного советника Михаила Андреевича Устинова — княгиня Софья Михайловна Волконская.

Часть посадочного материала поступала во Владыкинский парк из имения брата Софьи Михайловны — В. М. Устинова, жившего по соседству. Во Владыкинском парке был собственный питомник, где выращивались саженцы лиственницы, сосны и даже кедра сибирского. Парк украшали радиальные сосновые, берёзовые и липовые аллеи, многочисленные клумбы с цветами. Здесь находились два пруда, с юго-западной стороны к парку прилегал фруктовый сад (уничтожен в 1933 году).

В настоящее время на месте вырубленного барского сада располагаются Владыкинская средняя школа и клуб. Сосновая аллея с двадцатиметровыми соснами была вырублена в годы Гражданской войны, а сибирские кедры — в 1930-е годы. В это же время была взорвана усадьба, построенная в псевдоготическом стиле. На сегодняшний день сохранились три усадебные постройки: дом управляющего, амбар и въездная кирпичная арка.

Состояние и режим охраны

Вид из приусадебного парка на одно из строений бывшей усадьбы

Владыкинский парк имеет большую историко-культурную, научную и природоохранную ценность. Он внесён в список особо охраняемых природных территорий Саратовской области. Здесь запрещены все виды рубок, кроме рубок ухода, строительство новых объектов, изменение исторической планировки, устройство свалок; иные виды хозяйственной деятельности и природопользования, препятствующие сохранению паркового комплекса.

На сегодняшний день природный состав садово-паркового комплекса значительно уменьшился. Он также потерял свою художественную привлекательность и теперь располагается на территории парка монотонными группами. Состояние кустарников ухудшалось в течение нескольких лет до тех пор, пока их значительную часть не удалили в 2009 году. Оценка состояния зелёных насаждений в парке (на 2011 год) позволяет определить, что более 53 % деревьев и кустарников находятся в неудовлетворительном состоянии. Состояние газона и цветников на 95 % территории своей общей площади в плохом состоянии. Многие древесно-кустарниковые насаждения парка требуют немедленного ухода и ремонта, необходимы омолаживающие и санитарные обрезки, а также лесохозяйственные рубки.

Существует проект реконструкции приусадебного парка с последующим включением данного объекта в туристические маршруты Ртищевского района, Саратовской и Пензенской областей, предложенный кандидатом наук ландшафтным архитектором Ольгой Борисовной Сокольской и доктором сельскохозяйственных наук Аркадием Николаевичем Кузиным.

См. также

Литература

  • Особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, природные микрозаповедники, памятники природы, дендрарий, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. ред. В. З. Макаров. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. — С. 217—219
  • Сокольская О. Б., Кузин А. Н. Анализ состояния парка князей Волконских в селе Владыкино Саратовской области и рекомендации по его использованию // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, — 2011. — № 2. — С. 51—57

Источники