Владыкины

Владыкины
Герб рода Владыкиных (потомство Матвея Васильевича)
Том и лист Общего гербовника:

XII, 110 (Владыкины-Чертовы)
VIII, 88 (потомство Матвея Васильевича)
VII, 126 (потомство Матвея Михайловича)

Губернии, в РК которых внесён род:

Владимирская, Московская, Оренбургской, Пензенская, Саратовская, Санкт-Петербургская и Ярославская (все роды)

Части родословной книги:

VI (первые три рода), II, III

Родоначальник:

Никон Андреевич Чертов (1-й род)
Матвей Васильевич Владыкин (2-й род)
Матвей Михайлович Владыкин (3-й род)

Подданство:

Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Владыкино, с. Изнаир, д. Киселёвка, д. Селитьба

Владыкины на «Родоводе»

Владыкины — русские дворянские роды. Известны девять родов этого имени, различного происхождения.

Происхождение родов

Родоначальником первого рода Владыкиных (Чертовых) был живший в середине XVI века Никон Андреевич Чертов. Его потомку Ивану Ивановичу Чертову «со сродниками», Указом царя Алексея Михайловича от 1656 года, велено было писаться Владыкиными. По легенде этот род происходил от татарского князя Черта, выехавшего из Золотой Орды на Русь в 1330 году к великому князю Ивану Даниловичу Калите. Род внесён в VI часть родословной книги Владимирской губернии.

Родоначальник второго рода, Матвей Васильевич Владыкин, служил городовым дворянином по Владимиру (1627—1629). Его сын Василий был пожалован за службу во время русско-польской войны (1654—1656) вотчинами во Владимирском уезде. Потомки его старшего сына Ивана, по владению поместьями в Саратовской губернии, были внесены в VI часть родословной книги этой губернии, потомки его младшего сына, Силы, сохранили за собой родовые поместья во Владимирской губернии и приобрели значительные имения в Пензенской губернии; они были записаны в VI часть родословных книг обеих губерний.

Родоначальник третьего рода, Матвей Михайлович Владыкин, записан был в 1677 году в числе пензенских детей боярских. Сын Матвея, Алексей, был при императрице Елизавете Петровне переводчиком китайских и маньчжурских дел. Потомство его было внесено в VI часть родословной книги Пензенской губернии.

Шесть остальных родов Владыкиных — менее старинного происхождения; два из них были записаны в родословной книге Санкт-Петербургской губернии (части II и III), ещё три рода были записаны во II части родословных книг Ярославской, Московской и Оренбургской губерний.

Гербы родов Владыкиных

Первые три рода Владыкиных использовали каждый свой родовой герб.

Герб Владыкиных (Чертовых): в лазуревом поле золотая райская птица с червлёными и зелёными перьями в хвосте. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: райская птица с теми же перьями в хвосте. Намёт: лазуревый с золотом. Герб внесён в XII часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи (стр. 110).

Герб потомства Матвея Васильевича: в щите голубого и красного цветов изображено от середины к нижним углам стропило из золотых и серебряных шахмат, по бокам стропила находятся по одному льву, имеющих в передней лапе над стропилом по серебряной сабле, остроконечиями к верхним углам обращённых. Щит увенчан дворянским шлемом и короной со страусиными перьями. Намёт на щите красного и голубого цветов, подложенный золотом. Герб внесён в VIII часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи (стр. 88).

Герб потомства Матвея Михайловича: в щите, разделённом перпендикулярно надвое, в правой полови­не в голубом поле изображён золотой крест и под ним серебря­ная восьмиугольная звезда. В левой половине в красном поле находится золотой лев, стоящий на задних лапах, держащий в правой лапе меч, остриём вверх. Щит увенчан дворянскими шлемом и короной. Нашлемник: три страусовых пера. Намёт на щите голубой, подложенный золотом. Герб внесён в VII часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи (стр. 126).

Связь рода с Ртищевским краем

С XVIII века имение Владыкиных (второй род, потомки Матвея Васильевича) располагалось в сельце Изнаир, ставшем после постройки здесь в 1737 году Никольской церкви селом Никольским, а позднее, по фамилии владельцев, получившим второе название — Владыкино (ныне Ртищевского района). Первыми владельцами селения, основанного до 1710 года, были Степан Васильевич (упом. 1710—1722) и Иван Васильевич (упом. 1701—1747) Владыкины. Во время «большого кубанского погрома» в августа 1717 года селение Владыкиных было выжжено. Повторно надел был отказан Ивану Васильевичу Владыкину по сыску 12 мая 1722 года из «диких поль» в Керенском уезде Шацкой провинции за Керенскими и Ломовскими валами.

Иван Васильевич Владыкин в 1712 году поступил на военную службу в драгуны; служил в Капорском мушкетёрском полку. В 1721 году был произведён в капитаны, в 1733 — в секунд-майоры. Вышел в отставку (до 1737 года) в звании подполковника. Иван Васильевич был женат на Прасковье Афанасьевне, в девичестве Шимановской (ум. до 1779). В его вотчинном владении была также деревня Изнаир (ныне село Ртищевского района).

После смерти И. В. Владыкина имение Владыкино унаследовали его жена сын — Михаил Иванович Владыкин (ум. 1779). Он служил в лейб-гвардии Измайловском полку, 20 февраля 1755 года вышел в отставку в чине подпоручика. Жену его звали Надежда Алексеевна. В ведомости, сочинённой по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда (1894—1808 годов) и в Планах дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии (на 1799 год), владельцами сердобского имения Владыкино, а также близлежащих деревень, указаны их сыновья: Иван Михайлович, Степан Михайлович, Василий Михайлович (ок. 1774 — после 1834) и Николай Михайлович.

Иван Михайлович Владыкин (1770 — после 1819) служил в лейб-гвардии Преображенском полку, в 1789 году вышел в отставку в чине прапорщика. Был женат на Прасковье Петровне Ошаниной (1772 — после 1838), дочери титулярного советника Петра Борисовича Ошанина и его жены Марии Максимовны Козловой. В браке родилась дочь Надежда Ивановна (в замужестве Воинова; ум. после 1878). За ним числилась также деревня Селитьба (ныне Ртищевского района) и 220 душ в селе Марьино Ковровского уезда Владимирской губернии.

Степан Михайлович Владыкин (1771 — после 1814) также служил в лейб-гвардии Преображенском полку, сержант, в отставку вышел в чине прапорщика. На 1814 год являлся заседателем Чембарского земского суда.

Николай Михайлович Владыкин (1777 — после 1830) как и старшие братья служил в лейб-гвардии Преображенском полку, отставной прапорщик (на 1799 — сержант); помещик ещё одного родового имения Владыкиных — села Сергиевское (Владыкино) Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Владыкино Каменского района Пензенской области). Был женат на двоюродной сестре В. Г. Белинского Лукерье Савельевне.

В общей сложности за братьями Владыкиными числилось 6682 казённых десятин 197 квадратных саженей (7300,56 га) земли в селе Владыкино с приписными деревнями.

Николай Михайлович Владыкин имел двух сыновей: Ивана Николаевича (1814—1851) и Михаила Николаевича (1830—1887). Иван Николаевич Владыкин родился в 1814 году в сердобском родовом имении Владыкино, которое он унаследовал после смерти отца и его братьев. После смерти Ивана Николаевича сердобское имение перешло, по всей видимости, к его младшему брату Михаилу Николаевичу Владыкину. За ним числился лесной участок села Владыкино площадью 296 каз. дес. 742 кв. саж. (324,20 га), который позднее был разделён на четыре части. Первая часть, площадью 35 каз. дес. 942 кв. саж. (39,27 га), досталась жене дворянина Елизавете Пестрово; вторая, площадью 76 каз. дес. 499 кв. саж. (83,58 га), и третья с болотом Бабье, площадью 35 каз. дес. (38,24 га) — статскому советнику Владимиру Владыкину[1]; четвёртая, площадью 149 каз. дес. 1701 кв. саж. (162,97 га), — поручику Николаю Владыкину.

Усадьба в селе Владыкино, а также деревни Селитьба и Киселёвка принадлежали роду Владыкиных до 1910-х годов.

Примечания

  1. Скорее всего это Владимир Николаевич Владыкин (1854—1903, с. Ключи Чембарского уезда, ныне Каменского района Пензенской области) — пензенский землевладелец, действительный статский советник. Служил в Белгородском уланском полку. Участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, заслужив орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. В 1879 году оставил службу в чине поручика. На протяжение многих лет избирался почётным мировым судьей и членом Чембарского съезда мировых судей, предводителем уездного дворянства, председателем земской управы. В последние годы жизни находился на должности томского вице-губернатора. Похоронен в с. Владыкино Чембарского уезда.
    Источник: Биография на сайте «Каменский портал»

См. также

Литература

  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. IV, выпуск II. — Саратов: Типография губернского земства, 1893. — С. 172—184
  • Тюнькин К. И. Белинский в памяти современников. — М.: Художественная литература, 1977
  • Фролов Н. В. Владимирский родословец. Вып. 1. — Ковров: ТОО «Бэст-В», 1996. — С. 53—56
  • Холмогоров В., Холмогоров Г. Материалы для истории колонизации Саратовского северо-восточного края до второй половины XVIII века. — Саратов, 1891. — С. 139—142

Ссылки