Вокзал Ртищево

Вокзал Ртищево
Вид на ртищевский вокзал со стороны привокзальной площади (2007)
Современный
статус

ВООПИК.png Объект культурного наследия Ртищевского района

Город

Ртищево

Архитектурный стиль

неоготика

Начало строительства

1868

Окончание
строительства

1870

Материал

кирпич

Вокзал Ртищево — пассажирский терминал станции Ртищево-1.

Описание

Железнодорожный вокзальный комплекс станции Ртищево-1 расположен в центральной части города Ртищево и включает в себя главное здание, расположенное по адресу улица Железнодорожная, д. 17а, здание багажного отделения, а также кассы дальнего следования и пригородного сообщения, которые расположены на первом этаже жилого четырёхэтажного дома по адресу улица Железнодорожная, д. 19.

Вокзал Ртищево входит в Юго-Восточную региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

На вокзале Ртищево предоставляются следующие виды услуг:

  • Информационно-справочные услуги
  • Услуги по хранению ручной клади и багажа
  • Комната длительного отдыха

На привокзальной площади разрешена стоянка инвалидам-колясочникам и имеется знак стоянки, расстояние от парковки до входа в вокзал 30 м. В здании вокзала установлены терминалы самообслуживания по продаже билетов на пригородные поезда.

Здание вокзала двухэтажное с двумя боковыми крыльями, высота потолков которых около 9 м, построено из красного кирпича. В левом крыле находится зал ожидания и буфет, в правом — ресторан «Дорожный». В центральной части вокзала находится справочная служба, а также адаптированная туалетная комната без душевой. На втором этаже вокзала располагаются различные железнодорожные службы и комнаты длительного отдыха пассажиров. Вход в здание вокзала со стороны города осуществляется с привокзальной площади вход свободный, вход со стороны платформ не имеет вертикальных препятствий. Ширина дверных проёмов более 0,9 м. Ширина коридоров в здание вокзала — 1,24 м, на всех путях движения имеется пространство для разворота.

Зал ожидания вокзал Ртищево.jpg Ресторан Дорожный.jpg Комната отдыха вокзал Ртищево.jpg
Зал ожидания Ресторан «Дорожный» Комната длительного отдыха. Двухместный номер

Вокзал Ртищево обслуживает 57 пар поездов дальнего следования (на 2015 год), а также пригородные поезда и электропоезда. Проход пассажиров на платформы осуществляется по пешеходному мосту (только до второй платформы) или пешеходным настилам.

Здание вокзала Ртищево — памятник архитектуры XIX века; приказом министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года за № 1-10/177 отнесено к выявленным объектам культурного наследия Саратовской области. Охраняется государством.

История

Вокзал станции Ртищево (1870-е)
Вокзал станции Ртищево РУЖД (1912)

Строительство пассажирского каменного двухэтажного здания на месте будущей станции Ртищево Тамбово-Саратовской железной дороги началось летом 1868 года, вместе с началом строительства самой станции. Строился вокзал, в основном, из местного кирпича, который изготавливался на заводе купца И. Я. Святогорова. К концу 1870 года здание железнодорожного вокзала станции Ртищево было построено, в эксплуатацию принято в январе 1871 года, к этому времени в здании закончились отделочные работы[П 1].

Позднее к зданию вокзала были пристроены два крыла[П 2]. В правом крыле, где сейчас находится ресторан «Дорожный», разместился зал ожидания для пассажиров I-го класса, в левом — II-го класса[П 3], а посередине, в основной части — III-го класса. Для пассажиров, в зависимости от значимости персон, был свой отдельный вход на вокзал и выход на перрон[П 4].

Для обслуживания высоких гостей на вокзале существовал буфет. Его наличие было отмечено в расписании пассажирского движения Тамбово-Саратовской железной дороги за ноябрь 1887 года. Буфет ртищевского вокзала описан в романе Константина Федина «Необыкновенное лето» (1947):

« Перед войной, проезжая эту станцию <Ртищево>, он <Дибич> всегда заходил в вокзал, который славился буфетом. На длинных столах к приходу поездов расставлялись тарелки, наполненные горячим борщом, и пахучий парок язычками поднимался над ними. Здесь была школа официантов: маленькие татарчата из окрестных татарских деревень обучались на вокзале служить за столом, и все бывало особенно аппетитно, приманчиво и добротно. »

Долгое время в здании железнодорожного вокзала размещалась ртищевская метеостанция, которая была основана 1 апреля 1899 года правлением Рязано-Уральской железной дороги. На втором этаже здания располагалась также служба телеграфа Ртищевского отделения железной дороги.

В начале XX века для освещения на вокзале применялись газовые фонари[П 5]. Газ для них поступал с ртищевского газового завода, построенного в 1900 году. В 1911 году кассы вокзала продали пассажирам свыше 100 тысяч железнодорожных билетов.

В 1917 году зал ожидания пассажиров I класса часто использовался для проведения митингов, так, например, на митинге, состоявшемся 25 февраля, начальник железнодорожного депо Середницкий объявил о революции в Петрограде и об отречении Николая II от престола.

27 октября 1917 года в одной из комнат ртищевского вокзала состоялось экстренное заседание руководящих работников Ртищевского Совета и партийной организации большевиков, на котором было принято решение присоединиться к восстанию рабочих Петрограда и избран Революционный комитет.

С октября 1919 года на втором этаже вокзала, в небольшой комнате, располагалась ячейка Российского коммунистического союза молодёжи на станции Ртищево.

Фритьоф Нансен на перроне ртищевского вокзала (ноябрь 1921 года)

В 1921 году на втором этаже вокзала находился один из комитетов международного «Фонда Нансена», организованного полярным исследователем для помощи голодающим Поволжья.

В 1942 году, в связи с большим потоком беженцев, при вокзале был организован санпропускник. 27 апреля того же года на противовоздушную оборону ртищевского железнодорожного узла был поставлен 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. На станции Ртищево-1 располагалась зенитно-пулемётная рота дивизиона, которая разместила на крыше здания вокзала два пулемёта ДШК. Так как город находился на военном положении, все пассажиры, прибывшие с 23.00 до 5.00, задерживались в здании вокзала.

В 1943 году был проведён капитальный ремонт здания вокзала, вместо фанеры, которой были забиты окна, вставлены стёкла.

Фрагмент лепнины в зале ожидания

В 19541957 годах был выполнен комплекс работ по внутренней отделке здания вокзала. Гипсовую лепку делала наёмная бригада. В неё входил в том числе Николай Сергеевич Миронов, который по завершению работ переехал в Липецк, где сохранилось много его памятников и работ из гипса[П 6].

В 1963 году Ртищевская дистанция сигнализации и связи, занимавшая второй этаж вокзала, была переведена в собственное здание. Второй этаж при этом заняла Ртищевская дирекция по обслуживанию пассажиров.

В конце 1980-х годов в кафе «Экспресс», расположенном в здании вокзала, каждую субботу и воскресенье проводилась видеотека. Детская — с 16 до 17:30 часов, для молодёжи — с 19 до 22 часов. Стоимость билета на детскую видеотеку составляла 1 рубль, на вечернюю — 4 рубля. В программе были представлены: концерты популярных ансамблей, советских и зарубежных артистов, танцы, мультфильмы. Посетителям предлагались прохладительные напитки, коктейли, кондитерские изделия, фрукты, мороженное, мясные и сладкие блюда.

В 2006 году был произведён капитальный ремонт вокзала. Здание полностью очистили от старой штукатурки, отштукатурили заново и покрасили акриловыми красками.

В 2014 году в здании вокзала в зале ожидания были установлены терминалы самообслуживания по продаже билетов на пригородные поезда.

Ртищевский вокзал в разные годы
Вокзал Ртищево сер.1950-х.jpg Вокзал Ртищево 1968.jpg Прив. площадь 1970е.jpg
конец 1940 — начало 1950-х (до 1951) июнь 1968, вид с привокзальной площади начало 1970-х, вид с привокзальной площади
Вокзал Ртищево 1994.jpg Вокзал Ртищево 2006.jpg Вокзал Ртищево 2006 ремонт.jpg
1994 2006, до капремонта декабрь 2006, капитальный ремонт

Достопримечательности

На здании вокзала имеются три мемориальные доски. Одна из них посвящена 100-му отдельному батальону ВНОС и 243-му ОЗАД; вторая, открытая 14 сентября 2010 года, — Фритьофу Нансену. Норвежский полярный исследователь приезжал в Ртищево в конце ноября 1921 года для оказания помощи голодающим Поволжья. Здесь он пробыл трое суток, живя на вокзале.

В начале мая 2010 года на здании вокзала была открыта третья мемориальная доска с надписью «Здесь тыл был фронтом». На торжественном митинге присутствовали: начальник Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги С. Н. Коржов, первый заместитель главы администрации Ртищевского муниципального района Ю. Н. Ожуховская, начальник отдела управления персоналом отделения дороги В. Н. Бабенко, начальник вокзала А. Ю. Гулян, председатель совета ветеранов отделения дороги А. П. Шестопалов, работники станции Ртищево−1. Почётное право открыть мемориальную доску было предоставлено А. П. Шестопалову и председателю Совета ветеранов станции Ртищево-1 Г. Я. Карныгиной[1].

Memorial board devoted to 100 batallion ASNC and 243 SAAD.jpg Мемдоска Нансен.jpg Мемдоска тыл фронт.jpg
Мемориальная доска, посвящённая 100-му отдельному батальону ВНОС и 243-му ОЗАД Мемориальная доска, посвящённая Фритьофу Нансену Мемориальная доска, посвящённая труженикам железнодорожной станции Ртищево

Интересные факты

Фотография ртищевского железнодорожного вокзала (автор — Виктор Кондратьев) войдёт в юбилейный набор открыток к 80-летию Саратовской области, который будет состоять из 15 открыток с фотографиями лучших видов области, сделанных местными фотографами[2].

Примечания

  1. Бытовало мнение, что изначально ртищевский вокзал представлял собой небольшое строение, напоминавшее дежурную постовую будку. В частности, эта версия была описана в книге А. А. Громова и И. А. Кузнецова «Ртищево — перекрёсток России». Однако обнаруженные позднее архивные документы полностью опровергли эту легенду.
  2. Называются различные даты постройки, самая ранняя — 1875 год, Д. Ю. Селиванов указывает на начало ХХ века, Л. В. Прокофьев отмечает, что пристройки были сделаны в 19151917 годах.
  3. Д. Селиванов отмечает, что в этом крыле располагался буфет для пассажиров I-го класса
  4. На станции Ртищево также находился ещё один вокзал — IV класса. Он был деревянный, барачного типа и предназначался для кратковременного пребывания на станции самых бедных пассажиров, преимущественно переселенцев. На этом месте в 1935 году было построено здание железнодорожного почтового отделения связи (ныне Ртищевский почтамт).
  5. Н. Краснослободцев писал, что для освещения вокзала использовались фонари системы Галкина. Однако фонари этой системы были не газовые, а керосинокалильные. Вероятно они применялись до введения газовых фонарей.
  6. По воспоминаниям Татьяны Онеговой (Левкиной).

Источники

  1. В память о тружениках тыла на кануне 9 мая 2010 года состоялось открытие мемориальной доски «Здесь тыл был фронтом» // новости на официальном сайте Админситрации Ртищевского муниципального района. — 6 мая 2010 (Архивировано из первоисточника 15.01.2016).
  2. Новости Ртищево // КИС. — 13 апреля 2016. — С. 20