Вышеславцевы

Вышеславцевы
Герб рода Вышеславцевых
Герб рода Вышеславцевых
Том и лист Общего гербовника:

IV, 46

Губернии, в РК которых внесён род:

Калужская, Московская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Тверская и Черниговская

Части родословной книги:

VI, II

Родоначальник:

Михаил Иванович Вышеславцев

Период существования рода:

XV—XX вв.

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Двесестреницы (Красная Звезда)

Вышеславцевы на «Родоводе»

Вышеславцевы или Вышеславцовы — русский дворянский род.

Происхождение рода

Род Вышеславцевых восходит ко второй половине XV века. Родоначальником их является Михаил Иванович Вышеславцев, служивший в Суздале. Его сыновья Яков-Рыба и Семён в 1471 году были переведены на поместья в Новгородскую область и Бежецкий верх, а Матвей-Брех в 1500 и 1504 годах был пожалован волостями и переведён на службу в Мещеру. Никифор и Константин Феодоровичи, Иван и Григорий Ивановичи Вышеславцевы были записаны в 1550 году в Тысячной книге лучших детей боярских и пожалованы поместьями.

В ХVI и ХVII веках многие из Вышеславцевых были воеводами, стольниками и стряпчими и, кроме того, они владели поместьями в Тамбовском и Московском уездах. Ярославский воевода Никита Васильевич Вышеславцев был уполномочен в 1613 году новгородцами предложить престол шведскому королевичу Филиппу; в 1616—1618 годах он был полномочным послом при размежевании со Швецией и в 1621—1624 годах при размежевании с Польшей.

Гвардии подпоручик Михаил Михайлович Вышеславцев известен был в XVIII веке, как литератор и переводчик. Пётр Петрович Вышеславцев (1809—1862) в 1830 годах был антрепренёром; из его труппы вышли Пров Михайлович Садовский, Ленский, Рыбаков и др.

В XVII веке род Вышеславцевых разделился на несколько ветвей, внесённых в VI и II части родословной книги Калужской, Московской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Тверской и Черниговской губерний.

Герб рода Вышеславцевых

В щите, имеющем голубое поле, изображены три золотые креста, из которых один вверху и два внизу. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной, на поверхности которой видна рука в латах и с мечом. Намёт на щите голубой, подложенный золотом. Герб внесён в IV часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

В XVIII веке Вышеславцевы имели вотчины в селе Двесестреницы (ныне с. Красная Звезда Ртищевского района). Согласно переписным книгам второй ревизии (1744—1747) поместные наделы в селе имели поручик и полковник Вышеславцевы.

К 1760-м годам совладельцами села являлись:

  • вдова Авдотья Никифоровна Вышеславцева
  • прапорщик Виктор Савельевич Вышеславцев
  • княгиня Прасковья Васильевна Долгорукова

По всей видимости, Авдотья Никифоровна была вдовой полковника Вышеславцева. Прапорщик Виктор Савельевич Вышеславцев (1746 — ?) был сыном премьер-майора Савелия Дмитриевича Вышеславцева (ум. до 1751) и Прасковьи Васильевны Вышеславцевой (ум. 5 сентября 1775). В 1751 году Прасковья Васильевна вторично вышла замуж за князя Юрия Владимировича Долгорукова. За укрывательство старообрядцев её хотели привлечь к суду, однако она скрылась и вернулась к мужу только в 1775 году, когда тот был уже женат на другой. Через несколько дней после приезда Прасковья Васильевна скончалась. От неё вотчина в селе Двесестреницы перешла во владение роду князей Долгоруковых.

См. также

Литература

  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. — Саратов: Типография губернского земства, 1890. — С. 13—26
  • Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Часть 4, 1799. — С. 46

Ссылки