Гигровата (фабрика)

ООО «Ватная фабрика „Забота“»
Главный корпус (2007 год)
Главный корпус (2007 год)
Тип

Общество с ограниченной ответственностью

Год основания

1967

Прежние названия

Фабрика «Гигровата» (до 1992);
ОАО «Гигровата» (до 2003)

Год закрытия

2009

Расположение

Ртищево, ул. Зои Космодемьянской, 74

Директор

Ворсунов А. М. (на 2008)

Отрасль

текстильная промышленность

Продукция

изделия медицинского назначения

ООО «Ва́тная фа́брика „Забо́та“» (Фа́брика «Гигрова́та») — предприятие текстильной промышленности, действовавшее в городе Ртищево с 1967 по 2009 год. Первое промышленное предприятие города.

История

1961—1970

Строительство фабрики (1967)
Главный корпус (1968)

Решение о выделении земельного участка в юго-западной части города для строительства фабрики гигроскопической ваты было принято Ртищевским горисполкомом 4 октября 1961 года. Строительство главного корпуса фабрики началось в апреле 1963 года. Предусматривалось ввести её в строй в четвёртом квартале 1965 года. Однако, по причине включения в строительство новых объектов, срок ввода фабрики в эксплуатацию дважды переносился. Предприятие строилось по проекту Саратовского института «Промпроект» коллективами СМУ-41, треста № 2 «Саратовнефтегазпроводстрой» и ряда субподрядных организаций «Главприволжскстроя». В это же время будущие работники фабрики и инженерно-технический персонал проходили практическое обучение на родственных предприятиях в городах Серпухов, Черкассы, Клепики Рязанской области.

В июле 1967 года был сдан в эксплуатацию чесальный цех, где выпустили первую пробную партию ваты — 260 рулонов. 25 января 1968 года Государственная комиссия подписала акт о приёме Ртищевской фабрики гигроскопической ваты. С первой технологической линии была получена пробная продукция. Весь технологический процесс изготовления ваты осуществлялся на фабрике без применения ручного труда. Этим ртищевская фабрика существенно отличалась от ватных фабрик того времени, работавших при камвольных комбинатах. Предприятие имело собственные подъездные пути и локомотивное хозяйство.

В эксплуатацию предприятие было сдано со множеством недоделок, которые существенно тормозили освоение её проектной мощности. Главным тормозом явился участок канализационного коллектора на улице Советской, который не действовал и требовал почти полной перекладки. Так как вода, поступавшая из Изнаира, была мутная, с большими механическими взвесями, а установка для её очистки была несовершенная и не обеспечивала качества воды, цеха выпускали вату для одежды. К выработке гигроскопической ваты приступили только в сентябре 1968 года. Пробную партию продукции получили в середине декабря, но она была плохого качества, серая на вид. Главной причиной этого явились недостатки в водообеспечении технологического процесса.

1970—1989

В 1970-е годы на фабрике была проведена значительная реконструкция, построена локальная система водоснабжения, независящая от города. К началу 1980-х фабрика «Гигровата» стала одной из немногих в Советском Союзе, выпускающих медицинскую вату и ватные фильтры для нужд сельского хозяйства. Продукция фабрики отправлялась во многие города и районы страны.

В конце 1987 года на фабрике «Гигровата» первыми в стране приступили к промышленному выпуску нового вида продукции — холстопрошивного безниточного вискозного полотна медицинского назначения. Этот проект был разработан и внедрён Всесоюзным научно-исследовательским институтом нетканых материалов. До этого такое полотно у нас в стране не выпускалось, были только его аналоги, изготавливаемые из других видов сырья. Его использование в медицине позволило существенно сократить время накладывания повязок, дало большую экономию ваты. Новинка прошла апробацию в институте им. Вишневского и получила хорошие отзывы.

1989—1998

В конце 1980-х — начале 1990-х годов на предприятии начался тяжёлый кризис. Из-за задержек отправок хлопка и вискозы, которые поставлялись сюда из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Украины и ряда промышленных центров России, фабрика испытывала острый дефицит сырья. Часть продукции перестала пользоваться спросом у потребителей и возвращалась на фабричные склады. Кроме того, вышестоящая организация — концерн «Ростекстильпром» — прекратила с 1991 года выделение фабрике ежегодной дотации, которая составляла около 9 млн рублей. Всё это привело к длительным остановкам всех технологических линий на фабрике «Гигровата». Так, в январе 1991 года было принято решение о закрытии цеха, где выпускалась вискозная вата, а в апреле того же года закрылся цех производивший холстопрошивочное полотно.

Ещё одной причиной кризиса являлась сильная изношенность зданий и отчасти оборудования. Бетонные стены и перекрытия корпуса химического цеха и приготовительного отделения сильно пострадали от времени и воздействия химикатов и находились в аварийном состоянии. В марте 1992 года основное производство на фабрике «Гигровата» было полностью остановлено. За время простоя на фабрике был капитально отремонтирован химический цех, с помощью специалистов Саратовского политехнического института произведена гидроизоляция и химическая защита полов. В том же году в ходе приватизации было создано открытое акционерное общество «Гигровата».

1 августа 1992 года, после окончания ремонта, приступили к работе химический цех и цех по изготовлению холстопрошивочного полотна. Однако уже в сентябре всё технологическое оборудование было вновь остановлено, поскольку заказчики, в частности, аптекоуправление «Росфармация», оказались неплатёжеспособными. Для сохранения рабочих мест на фабрике был пущен подсобный цех, в котором начали производить полиэтиленовые пакеты, которые поступили в продажу в начале 1993 года.

Варочный отдел.jpg Рулонныемашины.jpg Гигроватацех.jpg
Варочный отдел. Котлы Рулонные машины Упаковочная машина «Линепак F»
производства ЗАО «Таурас-Феникс»

1998—2003

До конца 1990-х годов из-за отсутствия сырья фабрика «Гигровата» работала от случая к случаю и подолгу простаивала. В начале 1998 года она вновь приступила к производству своей продукции. Её доля в общем объёме выпуска ваты по Российской Федерации составила 25 %. На тот момент ОАО «Гигровата» являлась одним из четырех крупнейших предприятий подобного профиля в стране и выпускала более 300 тонн ваты ежемесячно. Предприятие выпускало два вида медицинской ваты: кипную (прессованная вата в кипах по 50 кг) и фасованную (рулонная вата по 250 и 100 граммов в индивидуальной упаковке). Был снова налажен выпуск холстопрошивного полотна. Сырьё поставлялось на фабрику из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении. Потребителями продукции были главным образом учреждения здравоохранения и аптечной системы России, также медицинская вата поставлялась в страны СНГ.

В январе 1999 года на предприятии было введено внешнее управление. В том же году на фабрике ввели в эксплуатацию оборудование, предназначенное для упаковки ваты весом 100 гр. в термоусадочную плёнку. В конце 2002 года, в связи с расширением производства и увеличением объёмов и ассортимента выпускаемой продукции, ОАО «Гигровата» объявило набор сотрудников управленческого и служебного состава.

2003—2009. ООО «Ватная фабрика „Забота“»

В 2003 году ОАО «Гигровата» было преобразовано в обособленное подразделение саратовского ООО «Ватная фабрика „Забота“». Это негативно сказалось на работе предприятия: до 40 тонн снизился объём выпускаемой продукции, сократился штат работающих. В 2004 году снова было остановлено производство. Фабрика приступила к работе в сентябре 2004 года. Здесь было приобретено новое оборудование по выпуску бинтов, налажен выпуск и найден рынок сбыта полуфабрикатов — обработанного хлопка. В 1 квартале 2005 года была выпущена пробная партия бинтов и направлена в Москву на сертификацию.

В 2008 году году на ООО «Ватная фабрика „Забота“» полностью прекратился выпуск продукции, были разобраны и проданы подъездные железнодорожные пути, долг по зарплате перед уволенными работниками составил около 340 тысяч рублей. В 20102011 годах фабрика была окончательно закрыта, а её здания подверглись частичному разрушению.

Продукция ватной фабрики «Забота»
Полотнодляуборки.jpg ВатаЗабота.jpg
Полотно для уборки Упаковка для нестерильной гигроскопической ваты

Некоторые директора

  • Верещагин, Пётр Александрович (1967—1969)
  • Куприянов В. И. (на 1976—1980)
  • Авдеев А. Е. (на 1985)
  • Гамбарян Э. (на 1998; и.о. генерального директора)
  • Ворсунов А. М. (на 2008)

Литература

  • Анисимова Н. Предприятия должны работать // КИС. — 3 сентября 2008
  • Васильев Г. По городу и району // Перекрёсток России. — 28 марта 1998
  • Взгляд сквозь годы // Перекрёсток России. — 2 марта 1993
  • Власова О. «Забота» у нас такая // Перекрёсток России. — 24 сентября 2004
  • Власова О. Нужна стабильная работа предприятий // Перекрёсток России. — 9 марта 2004
  • Гамбарян Э. «Гигровата» выходит на новые рубежи // Бизнес. — № 7. — 1998 (Архивировано из первоисточника 3.09.2015).
  • Дуюнова Г. В новом цехе // Путь Ленина. — 11 ноября 1987
  • Задача 2005 года: повышение жизненного уровня в условиях политической стабильности и экономического роста // Перекрёсток России. — 28 января 2005
  • Итоги социально-экономического развития муниципального образования Ртищевского района за I квартал 2005 года // Перекрёсток России. — 29 апреля 2005
  • Коваленко В. Успехи нового производства // Путь Ленина. — 10 августа 1988
  • Козлова М. Город расширяет границы // Путь Ленина. — 2 февраля 1980
  • Кузнецов И. Не исключено, что будет в продаже вата // Перекрёсток России. — 3 ноября 1992
  • Кузнецов И. Нужная всем медицинская вата // Перекрёсток России. — 21 мая 1992
  • Куприянов В., начальник химцеха фабрики гигроваты // Путь Ленина. — 11 октября 1968
  • Не на всю катушку // Текстильный вестник. — 3 августа 2009 (Архивировано из первоисточника 3.09.2015).
  • Одинокова О. С заботой о людях// Путь Ленина. — 22 сентября 1982
  • Перекрёсток России. — 26 декабря 2002
  • Путь Ленина. — 8 апреля 1965
  • Путь Ленина. — 21 января 1966
  • Путь Ленина. — 17 апреля 1966
  • Путь Ленина. — 27 января 1968
  • Путь Ленина. — 23 января 1988
  • Ремонт завершается // Перекрёсток России. — 1 августа 1992
  • Серёгин Б. На новой фабрике// Путь Ленина. — 3 февраля 1968
  • Тошин С. Выпуск ваты пришлось прекратить… // Перекрёсток России. — 19 августа 1993
  • Тошин С. Почему закрыли фабричные цехи? // Путь Ленина. — 31 июля 1991
  • Фёдоров С. Будем работать без дотаций // Путь Ленина. — 22 февраля 1991
  • Фёдоров С. Фабрика снова выпускает вату // Перекрёсток России. — 11 апреля 2000
  • Филатова Н. «Гигровата» на мели // Путь Ленина. — 3 октября 1989
  • Шик А. Первая продукция// Путь Ленина. — 21 июля 1967

Источники

  • Архив Ртищевского горрайисполкома

Ссылки