Глоссарий

Глоссарий статей о населённых пунктах

(перенаправлено с «ГлНП»)
Эта страница — глоссарий.

В этом глоссарии приведены определения устаревших и вышедших из употребления терминов, используемых в статьях о населённых пунктах и административно-территориальных единицах Ртищевского района. Курсивом выделены ссылки внутри глоссария.

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

В

Владенная запись
Акт, выдававшийся каждому обществу государственных крестьян на владение отведёнными ему землями и угодьями. Они составлялись чиновниками министерства государственных имуществ и предъявлялись крестьянам в присутствии мировых посредников, непременных членов уездных по крестьянским делам присутствий или земских участковых начальников, в зависимости от того, какие учреждения имелись в данной местности. Порядок составления, предъявления и поверки владенных записей определялся особыми правилами, приложенными к Положению о бывших государственных крестьянах. Владенной записью определялось как пространство и границы земель и угодий, предоставляемых во владение данного общества, так и количество причитающегося с него оброчной подати.
Военно-конский участок
Часть уезда, из нескольких волостей со сборным пунктом, для отправления конской повинности, состоящей в поставке населением лошадей при приведении армии в полный состав и во время войны. Введена в России в 1876 году. Поставке в войска подлежали все лошади, годные к военной службе, кроме состоящих в дворцовых конюшнях императорской фамилии, принадлежащих иностранным посольствам и миссиям, и военным и гражданским должностным лицам, нуждающимся в лошадях по роду службы, а также почтовых, содержимых на конских заводах исключительно для приплода и некоторых других.
Временнообязанные крестьяне
Категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп. За пользование землёй временнообязанные крестьяне несли повинности (оброк, барщину, издольщину). Помещик являлся попечителем сельского общества временнообязанных крестьян, получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и сельской администрации. 28 декабря 1881 года был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян с 1 января 1883 года.
Вспомогательный почтовый пункт
Учреждения негосударственной почты, получившие широкое распространение в Российской империи с 1894 года. К ним относились: волостные правления, станции железных дорог, конные почтовые станции, государственные, общественные и частные учреждения, учреждения мелкого кредита, а также должностные и частные лица, выполнявшие почтовые операции. Их появление было вызвано потребностью в оказании почтовых услуг населению отдаленных районов и невозможностью открывать множество государственных почтовых учреждений на огромных пространствах с малочисленным населением. Вспомогательные почтовые пункты создавались только там, где не было учреждений государственной почты.
Выгон
Земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Как правило, земля там имеет невысокую урожайность.
Выкупная операция
Государственная кредитная операция, проведённая в Российской империи в связи с крестьянской реформой 1861 года. Крестьяне получали от государства выкупную ссуду на выкуп у помещиков земельных наделов, которую они должны были погасить в течение 49 лет по 6 % ежегодно. Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы, и составляла 75—80 % от 6 % капитализированного оброка. Помещикам, при этом, сумма выкупа выплачивалась единовременно Правительством. Взимание платежей прекратилось в 1906 году.
Выморочный
Оставшийся без хозяина после смерти владельца, не имевшего наследников.

Г

Генеральное межевание
Обмер и опись всех земель в государстве, с припиской их не к именам владельцев, а к пустошам и селениям, каждые из которых первоначально отдельно ограничивали. Также функцией генерального межевания было установление известного количества земель во всем государстве, собирание всех необходимых для управления сведений.
Опекунское межевание определяло земельные участки для колонистов. Относилось к генеральному межеванию, хотя проводилось под контролем опекунской конторы, но на основании генеральных правил.
Государственные крестьяне
Особое сословие крестьянства в России в XVIII — первой половине XIX века, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. В 1886 году получили право полной собственности на землю за выкуп.
Гулевой скот
Нерабочий или непроизводительный скот по молодости или поправляющийся («отгуливающийся») на пастбище.

Д

Дарственные крестьяне
Категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года и получившие дарственные наделы. Такие наделы размером не менее ¼ высшего надела для данной местности, предусмотренного по Положениям 19 февраля, предоставлялись крестьянам безвозмездно (отсюда — дарственный) по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный. Дарственный надел считался нищенским.
Дача
Участок земли под лесом.
Дворцовые крестьяне
Зависимые крестьяне на Руси 12—18 веков, жившие на землях великокняжеской или царской семьи (дворцовых землях) и несшие повинности в казённую пользу. Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже царского) двора продовольствием. По реформе 1797 года были преобразованы в удельных крестьян.
Десятина
Единица земельной площади, использовавшаяся в России до введения метрической системы (до 1927 года). Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе казённая (тридцатная десятина) и хозяйственная (сороковая десятина). Согласно межевой инструкции 1753 года размер казённой десятины был определён в 2400 квадратных саженей (109,25 соток; 1,09 га), она представляла собой прямоугольник со сторонами 30 × 80 сажень. Хозяйственная десятина имела размер сторон 40 × 80 сажень (1,456 га)
Дом колхозника
В СССР учреждение, организуемое обычно в городских поселениях для приезжающих колхозников. При Доме колхозника имелось общежитие, проводились разнообразные консультации и лекции.
Домохозяйство
Обособленная экономическая единица в составе одного или нескольких человек, объединённых общим бюджетом и местом проживания, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека (синонимы — дворохозяйство, крестьянский двор).

З

Схема движения при вспашке: а — всвал; б — вразвал
Загонный способ вспашки
Этот способ вспашки получил наибольшее распространение в Центральном районе Нечерноземной зоны России. Перед вспашкой поле разбивали на отдельные участки, так называемые загоны (в тамбовских и пензенских говорах употреблялись слова «столбы» или «столбники»). При этом для повышения качества вспашки загоны пахали всвал и вразвал. При вспашке всвал работа начиналась с средины загона; при вспашке вразвал пахоту начинали с правой стороны заго­на, а в конце его агрегат поворачивался налево. Вначале пахали свальные загоны, например, нечётные, а затем выпахивали развальные — чётные.
Запашки общественные
Совместная обработка крестьянами части или всей их надельной пахотной, а иногда и арендуемой земли. Типичным признаком общественных запашек служила принадлежность всех участвующих в них крестьян к одному и тому же сельскому обществу, как хозяйственной и административной единице. Общественные запашки могли быть добровольными или принудительными; в первом случае они характеризуются тем, что если решено их производить, то непременно всеми односельчанами вместе или по крайней мере представителями всех хозяйств. Особенное значение общественные запашки приобрели в России в связи с обеспечением народного продовольствия как средство для пополнения хлебозапасных магазинов. С такой целью общественные запашки вводились в селениях государственных крестьян, частью добровольно, частью обязательно — последнее в случаях неаккуратного наполнения магазинов. Из каждого надела выделялись определенные части (от 1/10 до 1/32), которые сообща обрабатывались, и хлеб, добытый с них, ссыпался в магазины. После освобождения крестьян от крепостной зависимости некоторые местные административные и земские учреждения пытались принудительно вводить в селениях общественные запашки. Повсеместное распространение общественных запашек встречало препятствия в виде несочувственного отношения к ним богатых крестьян. Бедные же выражали общественным запашкам сочувствие. Во многих случаях общественные запашки могли служить средством не только для пополнения хлебозапасных магазинов, но и для уплаты налогов, а также могли быть своеобразным видом взаимного страхования от неурожаев и других сельскохозяйственных бедствий.

К

Крестьяне-собственники
Категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года и приобретших в собственность при посредстве выкупной операции отведённый им в постоянное пользование усадебный и полевой надел или часть такового надела.
Крестьянское общество
См. Сельское общество
Круговая порука
В дореволюционной России способ обеспечения своевременного и полного сбора податей путём возложения ответственности за их уплату на крестьянскую общину в целом. Члены общины отвечали друг за друга всем своим имуществом в случае неуплаты налогов отдельными плательщиками сумма подати развёрстывалась между остальными членами общины. Применялась для взимания денежных сборов с государственных крестьян. После отмены в 1861 году крепостного права круговая порука была распространена на всё сельское население. Была отменена законодательными актами 1903 и 1906 годов в связи с подготовкой столыпинской аграрной реформы.

Л

Лечебница
Небольшая частная больница в дореволюционной России.

О

Оброчные статьи
В состав доходных казённых оброчных статей входили имения, сенокосы, мельницы, рыбные ловли и т. д. Некоторые оброчные статьи содержали до 2000 и более десятин земли; но в большинстве случаев — меньшие участки. Главным способом извлечения дохода из казённых оброчных статей являлась сдача их в аренду на разные сроки, но не дольше, чем на 24 года в Европейской России. Сдача в аренду обычно производилась с торгов, которые происходили в разных присутствиях, по месту назначения. В уезде торги происходили в полицейских и волостных правлениях, при участии чиновника от управления государственных имуществ.
Однодворцы
Категория государственных крестьян, занимавшая фактически промежуточное положение между дворянами и крестьянами и владевшая небольшим (в один двор) земельным участком. Потомки служилых людей несших дозорную и сторожевую службу на южной границе в XVII—XVIII веках, которым не было присвоено дворянство, обедневших шляхтичей и других. Однодворцы платили подушную подать и четырёхгривенный оброк. Общие земли распределялись по подворному принципу. Землю однодворцы традиционно могли продавать только друг другу. До 1840 года могли владеть крепостными людьми. В 1866 году эта сословная группа была упразднена.
Отказ по сыску
Признание владельческих прав на землю после проверки властями принадлежности земли на основе опроса жителей окрестных деревень.
Отруб
Обособленный земельный участок, выделявшийся с 1906 по 1917 год (в результате столыпинской аграрной реформы) в личную собственность крестьянину из общинной земли села при выходе его из общины (в отличие от хутора без переноса усадьбы).
Отхожий промысел
Временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни.

П

Плужник
Крестьянин, работающий на вспашке полей.
Приёмные покои
Лечебные заведения, размером до 5 кроватей.
Пришлое население
К пришлому населению относили лиц непривилегированных сословий, проживающих в пределах населённого пункта, волости или уезда не на местах своей приписки, но имеющих более-менее тесную связь с выбранным ими местом жительства. В состав этой группы входили лица, владеющие землёй или арендующие её, разного рода ремесленники, работавшие долгое время на одном месте и т. д.

Р

Ревизская душа
Единица учёта мужского населения податных сословий в России. Существовала с 1718 по 1887 год. Понятие возникло в связи с заменой подворного обложения подушной податью. В ходе ревизий составлялись так называемые ревизские сказки на лиц, учитываемых ревизиями и получивших название «ревизские души». Каждая «ревизская душа» считалась существующей до следующей ревизии даже в случае смерти человека (отсюда — «мёртвые души»).
Ревизские сказки
Документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.
  • 1-я ревизия проводилась в 1718—1719 годах
  • 2-я ревизия — в 1743—1747 годах
  • 3-я — в 1761—1767 годах
  • 4-я — в 1781—1787 годах
  • 5-я — в 1794—1808 годах
  • 6-я назначена на май 1811 г., прервана в связи с угрозой войны с Францией
  • 7-я — была проведена в 1815—1825 годах
  • 8-я — в 1833—1835 годах
  • 9-я была назначена на 1850 год
  • 10-я — последняя ревизия, проводилась в 1857—1859 годах
Рига
Большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота.

С

Сельское общество
(сельская община)
Единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. До 1904 года они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами. Были образованы в результате реформы графа Киселёва по управлению казённым имуществом 1837—1841 годов и первоначально распространялись только на государственных крестьян. В ходе освобождения владельческих крестьян от крепостной зависимости сельские общества были образованы также для бывших крепостных крестьян. Как правило, такие сельские общества составлялось из крестьян одного помещика. Одно сельское общество могло состоять либо из целого селения (села или деревни), либо из одной части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможно­сти смежных, либо ближайших между собой по­сёлков (выселков, починков, хуторов, застенков, односелий или отдельных дворов и т. п.), пользующихся всеми уго­дьями или некоторыми из них сообща или же имеющих другие общие хозяйственные выгоды. Сельские общества являлись коллективными владельцами земли селений (улицы, проезды). Также сельские общества могли являться коллективными владельцами надельной земли, предоставлявшими их отдельным крестьянам во временное пользование.
Сельцо
Небольшая деревня или село, при котором расположена помещичья усадьба.
Специальное административное деление
Административное деление в Российской империи, устанавливаемое для целей управления отдельных ведомств (судобного, военного, полицейского, учебного и т.д.).
Стан. 1
Административно-территориальная единица в России в 14—18 веках, с конца 15 века — часть уезда.
Стан. 2
В 19 — начале 20 веков — административно-полицейская единица в составе уезда, включала несколько волостей, управлялась становым приставом. Обычно в уезде было по 2—3 стана.
Столб
(тамбовское слово)
Участок земли, в несколько десятин. То же, что и загон.
Столбник
(пензенское слово)
Клин, полоса земли, пашня разной меры. То же, что и загон.
Супряга
Совместная обработка земли несколькими хозяевами.

Т

Тархан
(тамб., пенз., сар.)
Скупщик по деревням холста, льна, пеньки, шкур, щетины и пр.; он же торговал мелочным товаром и занимался обменом товара.
Тягло
1.  Крепостная повинность (барщина или оброк), взимавшаяся с трудоспособных членов крестьянской семьи.
2.  Семья (муж и жена), а также определённое количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при развёрстке барщины, оброка и государственного обложения (в крепостническом хозяйстве Российского государства в XVIII—XIX веках).
3.  Участок земли, обрабатываемый такой единицей.

У

Углежогство
Кустарный промысел; один из видов переработки дерева. Для существования угольного промысла были необходимы два условия: обилие леса подходящих пород (сосны или берёзы) и обеспеченный сбыт. Наиболее обеспечивало сбыт для угольного производства существование поблизости кузнечного дела. Обжиг угля проходил следующим образом. Сначала расчищали место в лесу, его называли «жигальный ток», выкапывали неглубокие ямы, примерно 2,5 на 6 метров. Брали 2-х метровые берёзы, сосны, ели (использовали только сухарник) и укладывали их в яму на подкладины. В одну яму укладывали 10—12 м³ дров. Сверху их покрывали толстым слоем лапника. По сторонам оставляли два окна. С торца поджигали. Как только штабель начинал гореть, его заваливали патьей — негорючим материалом, состоящим из земли перемешанной с золой. Сверху специальным колышком, который назывался щуп, делали небольшие отверстия, через которые тянулся дым. Дальше следили, чтобы не появлялся огонь, его сразу заваливали патьей. Примерно через неделю ямы разгребали и деревянными граблями выгребали угли, при этом следили, чтобы уголь не загорелся. Остывший уголь в корзинах перетаскивали в специальные сараи, где он хранился. После его затаривали в кули из рогожи или мешки из лыка и отвозили на продажу или обмен. Обжиг угля был семейным промыслом. Работали и мужчины, и женщины, и дети, в обязанность которых входило следить за тем, чтобы огонь не разгорелся очень сильно.
Удельные крестьяне
Категория зависимых крестьян, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян. Принадлежали императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Управлялись департаментом уделов через местные удельные конторы. Имели органы самоуправления. Освобождены в 1863 году.
Удельный округ
Административно-территориальная единица удельного управления России. Саратовский удельный округ был создан в числе других 12-ти удельных округов высочайше утвержденным указом от 26 декабря 1892 о переименовании Департамента уделов в Главное управление уделов. Во главе удельного округа стояло Управление удельного округа, наделённое административно-хозяйственными функциями. Удельный округ охватывал своей деятельностью несколько губерний, его территория делилась на удельные имения, возглавляемые управляющими, при которых состояли письмоводители. В состав Саратовского удельного округа входило 19 удельных имений, делившихся на лесокультурные участки. Управление удельного округа руководило сельским хозяйством: выведением новых сельскохозяйственных культур, новых пород в животноводстве, разведением лесов, а так же развитием сельскохозяйственных промыслов, строительством заводов и фабрик для переработки сельскохозяйственной продукции и обработки леса. На территории удельного округа существовали сахарные, винные, ткацкие, бумажные, деревообделочные предприятия и действовали училища и ремесленные заведения для крестьян, работавших в удельных округах. В октябре 1908 года Управление Саратовского удельного округа было ликвидировано. Удельные имения, входившие в его состав, перешли в ведение Симбирского и Самарского удельных округов.
Урядник
Нижний чин уездной полиции в России в 1878—1917 годах. Подчинялся становому приставу и осуществлял надзор за действиями сотских и десятских. Задачами урядника являлись: сыск беглых, расследование мелких преступлений, задержание виновных, а также пожарная профилактика, контроль над санитарным состоянием, поддержание мостов и дорог и т. д.

Х

Хлебный запасный магазин
Склад хлеба, устраиваемый правительством или местными общественными учреждениями на случай голода или дороговизны, для ссуды или продажи по дешёвой цене хлеба для продовольствия и посева.

Э

Экономические крестьяне
Категория государственных крестьян, возникшая после секуляризации в 1764 году монастырских и церковных земель. Включала бывших монастырских и церковных крестьян. Делами экономических крестьян ведала Коллегия экономии (отсюда название), после её упразднения (1786) — казённые палаты. К началу 19 века экономические крестьяне слились с общей массой государственных крестьян.
Экономия
Помещичье хозяйство, в котором использовался наёмный труд и сельскохозяйственные машины. Обычно было оборудовано и снабжено всем нужным для ведения организованного хозяйства.

Я

Ясачные крестьяне
Плательщики Ясака (налога), который с 15—16 веков взимался с народов Поволжья. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет (позднее — с 16 до 60 за исключением больных и увечных), которых записывали в Ясачные книги. Количество ясачных людей периодически проверялось повторными переписями, данные которых корректировались ясачными комиссиями. Средством принуждения к уплате ясака была шерть (клятва, присяга на верность договорным отношениям с Русским государством). Кроме ясака, ясачные люди должны были нести в пользу государства различные натуральные повинности: дорожную, городовую, ямскую и др. Как категория населения ясачные люди просуществовали у народов Поволжья до 1820-х годов, когда ясак был заменен подушной податью.