Голицыны

Голицыны
Герб рода Голицыных
Герб рода Голицыных
Том и лист Общего гербовника:

I, 2

Губернии, в РК которых внесён род:

Московская, Тверская, Курская, Владимирская, Нижегородская, Полтавская, Рязанская, Смоленская, Тульская и Черниговская

Часть родословной книги:

V

Родоначальник:

Михаил Иванович Булгаков-Голица

Близкие роды:

Куракины, Хованские, Корецкие

Период существования рода:

С XV века по настоящее время

Место происхождения:

Великое княжество Литовское

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя
Франция
Великобритания

Имения:

х. Акшувель, с. Голицыно, с. Макарово, с. Нижнее Голицыно, с. Северка, с. Шило-Голицыно

Голицыны на «Родоводе»

Голи́цыны — русский княжеский род из числа Гедиминовичей, ветвь князей Патрикеевых. Голицыны — самый многочисленный княжеский род России, с XVIII века разделявшийся на четыре крупные ветви.

Происхождение рода

Род князей Голицыных происходит от великого князя литовского Гедимина. Его внук звенигородский князь Патрикей, прибыв в 1408 году в Москву, поступил на службу к великому князю Василию Дмитриевичу. Сын его князь Юрий Патрикеевич был женат на дочери великого князя Василия Дмитриевича и имел двух сыновей. Его внук — князь Иван Васильевич, по прозвищу Булгак, имел четырёх сыновей. Из них второй сын — князь Михаил Иванович Булгаков (ум. 1558), имевший прозвище Голица — родоначальник княжеского рода Голицыных. По преданию прозвище произошло от привычки князя носить железную перчатку только на одной руке. Михаил Иванович был боярином великого князя Василия Ивановича, а под конец жизни принял постриг под именем Ионы. Голицыны были также в родстве с домом Романовых.

Род князей Голицыных был внесён в V часть родословной книги Санкт-Петербургской, Московской, Тверской, Курской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и Черниговской губерний Российской империи.

Генеалогическое древо Голицыных очень разветвлённое, саратовские Голицыны принадлежат к 3-й линии 3-й ветви князей Голицыных.

Герб рода Голицыных

Древний фамильный герб князей Голицыных

Герб князей Голицыных изменялся, насколько известно, три раза. Первоначально в нём было только изображение литовской погони — скачущий на белом коне воин с поднятым вверх мечом.

Вторая форма герба Голицыных представляла собой четверочастный щит в сердце которого помещался особый щиток с изображением литовской погони. В правом верхнем квадрате помещался новгородский герб: на жёлтом престоле красная подушка и от неё к правой стороне скипетр, а к левой — крест, от престола наверх подсвечник с тремя горящими свечами — жёлтые, да около великокняжеского трона два медведя чёрные, поле белое; в левом верхнем квадрате — польский герб: одноглавый орёл; на правом нижнем квадрате — в голубом поле крест с щитом, имеющий в середине малое изображение чёрного двуглавого орла; на левом нижнем квадрате — в голубом поле серебряный крест и многоугольная звезда, а между ними золотой полумесяц, обращённый рогами вниз. Этот герб, по всей видимости, появился в первой половине XVII века и просуществовал недолго. Возможно он даже не был утверждён Герольдией.

В третьей и последней версии щит в гербе князей Голицыных был разбит на две части и нижняя его половина рассечена. Верхняя часть занята изображением литовской погони, в нижней правой части виден герб новгородский и в левой — тот же белый крест с двуглавым орлом по середине, описанный выше. Щит покрыт мантией и шапкой, принадлежащими княжескому достоинству. Герб внесён в I часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

Род князей Голицыных имел обширные владения на территории нынешнего Ртищевского района, их фамилия вошла в название трёх сёл района: Голицыно, Нижнее Голицыно и Шило-Голицыно.

Голицыно

Князь Иван Алексеевич Голицын (4 августа 1712—1740) был, судя по всему, первым владельцем села Никольское (ныне село Голицыно Ртищевского района). Умер он бездетным и о нём не сохранилось каких-либо достоверных сведений. Согласно переписным книгам второй ревизии (1744—1747) селом владела вдова Ивана Алексеевича, о которой также ничего не известно.

Нижнее Голицыно

Согласно переписным книгам второй ревизии (1744—1747) вотчина в селе Козьмодемьянское (ныне село Нижнее Голицыно) числилась за князем Борисом Васильевичем Голицыным (1705—1769) — адмиралом Русского флота. Этот надел достался ему в приданное от супруги Софьи (Екатерины)[1] Ивановны Стрешневой (1701—1739), которой, в свою очередь, он был завещан дедом — сенатором Тихоном Никитичем Стрешневым (1644 — 15 января 1719).

Шило-Голицыно

Часть деревни Третьяки (ныне село Шило-Голицыно), согласно переписным книгам второй ревизии (1744—1747), принадлежала бригадиру князю Фёдору Ивановичу Голицыну (1700—1759). Вероятно он был первым владельцем и основателем этого населённого пункта.

Макарово

Согласно Ведомости, сочинённой по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда в 1794—1808 годах, село Никольское (Макарово) было вотчиной князя Сергея Фёдоровича Голицына (1749—1810) — генерала от инфантерии, члена Государственного совета и кавалера всех российских орденов. Ему также принадлежала северная часть села Никольского, которая значилась как деревня и в дальнейшем выделилась в сельцо Григорьеку. Это название оно получило, скорее всего, по имени унаследовавшего село Макарово сына Сергея Фёдоровича — Григория Сергеевича Голицына (1779—1848) — тайного советника, пензенского губернатора и сенатора. Согласно ревизской сказке помещичьих крестьян Балашовского уезда за 1834 год, Григорий Сергеевич являлся владельцем села Макарово, а сельцо Григорьевка было уже во владении его сыновей.

Блохино

Князю Александру Фёдоровичу Голицыну-Прозоровскому принадлежало два порядка домов села Блохино Балашовского уезда (ныне — село Чиганак Ртищевского района)[2]. От него крестьяне в 1861 году вышли на волю, образовав 2-е Блошинское общество (б. Прозоровского-Голицына)[3].

Северка

Надгробные плиты Голицыных в Северке, близ бывшей церкви (2000-е)

До 1917 года роду Голицыных принадлежала усадьба в селе Северке и хутор Акшувель (ныне не существует) Северской волости. Согласно Ведомости 1794—1808 годов на месте нынешнего села Северка располагались три деревни: Северская и Чижовка, которые принадлежали князю Сергею Фёдоровичу Голицыну, и Левашова, которой владела его жена княгиня Варвара Васильевна Голицына (ур. Энгельгард), ей также принадлежала небольшая деревня Петровка.

По всей видимости, в начале XIX века деревни Северская, Чижовка и Левашова объединили в село Северки (Северка), которое унаследовал их сын — князь Григорий Сергеевич Голицын (1779—1848). К 1860 году владельцем села Северка был его сын — князь Михаил Григорьевич Голицын (1808—1868) — губернский секретарь; публицист, поэт, на стихи которого писал музыку М. И. Глинка.

Так как Михаил Григорьевич умер бездетным, имение, по всей видимости, перешло к его старшему брату поручику Льву Григорьевичу Голицыну (1808—1871) — писателю и композитору. В дальнейшем, вплоть до 1917 года имением владели его потомки: сын Лев Львович (1841—1916~1918) — действительный статский советник, Саратовский губернский предводитель дворянства (1887—1894) и внук тоже Лев Львович (1877—1920) — исполняющий дела вице-губернатора Казани (1914—1916), самарский губернатор (1916—1917). В «Списках населённых пунктов Саратовской губернии» за 1912 год крестьяне Северского общества указаны как бывшие дарственные крестьяне Голицыных.

Портретная галерея

Ortolani Damon Gio Battista - Portrait of Prince Sergei Golitsyn.jpeg Barbara Golicyn.JPG Grigori SergeevichGolitsyn.jpg
Князь Сергей Фёдорович Голицын
Портрет работы Д. Д.-Б. Ортолани
Княгиня Варвара Васильевна Голицына
(ур. Энгельгард)
Портрет неизвестного художника
Князь Григорий Сергеевич Голицын
Портрет работы Александра Молинари
Golitsyn by Sokolov.jpg Fedor Ivanovich Golitsyn.jpg 170px
Князь Александр Фёдорович Голицын-Прозоровский
Портрет работы П. Ф. Соколова
Князь Фёдор Иванович Голицын
Портрет неизвестного художника
Князь Лев Львович Голицын (2-й)
фотография до 1917

Примечания

  1. В родовом списке Стрешневых её имя Софья, в родовом списке Голицыных — Екатерина.
  2. История села Чиганак / Воспоминания местных жителей из архива Ртищевского историко-краеведческого музея
  3. Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том XII. Балашовский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1897. — С. 90—92

Литература

  • Голицынъ Н. Н. Родъ князей Голицыныхъ. Т. 1. — Спб, 1892
  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. — Саратов: Типография губернского земства, 1890. — С. 13—26
  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск II. — Саратов: Типография губернского земства, 1891. — С. 1—16
  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. IV, выпуск II. — Саратов: Типография губернского земства, 1893. — С. 172—184
  • Гербовник Всероссийского дворянства / сост. В. Дурасов. — Спб, 1906
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Тип-я Карла Вингебера, 1854. — Т. 1. — С. 285—308.
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Тип-я Карла Вингебера, 1857. — Т. 4. — С. 413.
  • Лакиер А. Б. Русская геральдика. — М.: Книга, 1990
  • Приложенія къ трудамъ редакціонныхъ коммиссій, для составленія положеній о крестьянахъ, свѣдѣнія о помѣщичьихъ имѣніяхъ. Томъ III. — Спб: Типография В. Безобразова и комп., 1860
  • Семёнов В., Семёнов Н. Саратов дворянский. Из глубины веков. Старинные боярские и дворянские роды в Саратовском крае // Волга. — 1998. — № 11—12. — С. 59—127
  • Списки населённых мест Саратовской губернии. Балашовский уезд. — Саратов: Изд-во Оценочно-статистического отделения Саратовской губернской земской управы, 1912
  • Списки населённых мест Саратовской губернии. Сердобский уезд. — Саратов: Изд-во Оценочно-статистического отделения Саратовской губернской земской управы, 1912

Ссылки