Голицын, Лев Львович 2-й

Лев Львович Голицын
князь
Лев Львович Голицын
Лев Львович Голицын (фото до 1917 года)
Лев Львович Голицын
Герб Голицыных
Coat of Arms of Samara gubernia (Russian empire).png
Губернатор Самарской губернии
1916 — 1917
Предшественник: Станкевич, Андрей Афанасьевич
Преемник: Иньков, Константин Николаевич
Coat of Arms of Kazan gubernia (Russian empire).png
Вице-губернатор Казанской губернии (и.д.)
1914 — 1916
Предшественник: Петкевич, Георгий Болеславович
Преемник: Дьяченко, Сергей Сергеевич
 
Рождение: 23 марта 1877(1877-03-23)
с. Северки, Балашовский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[П 1]
Смерть: 24 мая 1920(1920-05-24) (43 года)
Красноярск[П 2], Енисейская губерния, РСФСР
Род: Голицыны
 
Военная служба
Годы службы: 1902—1903, 1904—1906
Род войск: артиллерия (1904—1906)
Звание: Подпоручик
подпоручик
Часть: 8-я Восточно-Сибирская Горная батарея (1904—1906)
Сражения: Русско-японская война 1904—1905 годов
— Мукденское сражение
 
Автограф: Автограф кн. Льва Голицына 2-го.jpg
 
Семья
Отец: Лев Львович
Мать: Мария Михайловна (ур. Мартынова)
Супруга: Елена Александровна (ур. Гагарина)
Дети: четверо детей
 
Награды
Орден Святой Анны III степени
3 ст.
Орден Святой Анны IV степени
4 ст.
Орден Святого Станислава II степени
2 ст.
Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом
3 ст.

Князь Лев Львович Голицын (23 марта 1877, с. Северки Балашовского уезда — 24 мая 1920[П 3], Красноярск) — исполняющий дела казанского вице-губернатора (1914—1916), самарский губернатор (1916—1917)[П 4]; надворный советник (1916).

Биография

Детские и юношеские годы

Лев Голицын родился в 1877 году в имении Северки Балашовского уезда в семье действительного статского советника, саратовского губернского предводителя дворянства Льва Львовича Голицына (1841—1916~1918); мать — Мария Михайловна Мартынова[1][П 5]. Лев Голицын учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского императорского университета. 16 марта 1901 года он бросил учёбу из-за ожидавшего его отбытия воинской повинности[2][3], хотя и получил до 1904 года отсрочку по предписанию Саратовского губернского присутствия по воинской повинности. 9 июля 1902 года он начал службу в управлении Саратовского удельного округа с причислением к ведомству Главного управления уделов.

Воинская служба

1 октября 1902 года Голицын был призван для несения воинской повинности и зачислен канониром 5-й гвардейской Конно-артиллерийской бригады на правах вольноопределяющегося 1-го разряда на собственном содержании. 18 декабря того же года Лев Львович стал канониром, а по окончанию курса бригадной учебной команды был произведён 28 марта 1903 года в младшие фейерверкеры. 16 июля 1903 года в комиссии при управлении 37-й артиллерийской бригады Голицын успешно сдал экзамен на чин прапорщика запаса полевой конной артиллерии и уволился в запас[3] 15 декабря того же года.

Неоконченный университетский курс не позволил Льву Голицыну получить чин X класса и 12 декабря 1903 года он стал чиновником только XIV, самого низшего класса Табели о рангах с чином коллежского регистратора «за выслугу лет» — его военный чин прапорщика был автоматически переведён в гражданскую часть Табели о рангах.

Русско-японская война 1904—1905 годов

Лев Львович Голицын не рассчитывал продолжать военную карьеру, но в связи с началом русско-японской войны 11 августа 1904 года он был призван из запаса с назначением в 8-ю Восточно-Сибирскую горную батарею. 3 сентября того же года в составе своей части Голицын был отправлен на Дальний Восток, а 3 октября вступил на территорию Маньчжурии.

12 октября 1904 года батарея, в которой служил Голицын, проехала Харбин и достигла Мукдена. Они прибыли как раз после неудачного наступления генерала Куропаткина на реке Шахэ и попали в период затяжной окопной войны. В районе их дислокации с 5 по 25 февраля 1905 года состоялось знаменитое Мукденское сражение — самая крупная сухопутная битва русско-японской войны. Голицын оказался одним из участников этого сражения. Его батарея находилась с 5 по 25 февраля в постоянных боях. 2 мая 1905 года Голицын приказом по 1-й Маньчжурской армии был награждён одновременно двумя орденами: Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость» за Мукденское сражение и Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом[3] за участие в боях с октября 1904 до февраля 1905 года.

31 октября 1905 года «за отличие» Голицына произвели в подпоручики. По возвращении батареи в Россию после окончания военных действий, Лев Львович был уволен из армии 23 февраля 1906 года в звании подпоручика запаса[4].

Гражданская служба

12 октября 1906 года князь Голицын вернулся к гражданской государственной службе Его карьера началась с очень невысокой должности — он был назначен кандидатом в земские начальники при Саратовском губернском по земским делам присутствии без содержания и, по рекомендации саратовского губернатора С. С. Татищева, временно исполняющим обязанности земского начальника 1-го участка Балашовского уезда[2]. Л. Л. Голицына утвердили в этой должности 1 декабря 1906 года. 2 ноября 1910 года он занял аналогичную должность на 6-м участке Хвалынского уезда Саратовской губернии. За оказание помощи пострадавшим от неурожая 1906—1907 годов приказом по обществу Красного Креста 1 января 1909 года Лев Львович Голицын был награждён орденом Святой Анны 3-й степени.

Неожиданному скачку в карьере князя Голицына, скорее всего, способствовала его женитьба 14 ноября 1908 года на фрейлине Её Императорского Величества, княжне Елене Александровне Гагариной. Князь получил протекцию при дворе[3]. Уже 20 декабря 1908 года, спустя всего месяц после свадьбы, Л. Л. Голицын был утверждён саратовским вице-губернатором П. М. Боярским кандидатом в предводители дворянства Балашовского уезда на трёхлетний срок. С 13 по 29 января 1909 года он принимал участие в трудах съезда непременных членов губернских присутствий и землеустроительных комиссий в Санкт-Петербурге. 16 июня 1909 года Льва Львовича откомандировали для временного исполнения должности непременного члена Саратовского губернского присутствия.

В 1909 году князя Голицына избрали гласным Балашовского уездного земского собрания, а 20 июля 1912 года переизбрали на второй срок.

По решению Святейшего Синода от 29 июня 1909 года Л. Л. Голицыну была вручена серебряная медаль в память 25-летия со дня восстановления императором Александром III церковной школы. 14 марта 1912 года князя Голицына избрали старостой Александро-Невского кафедрального собора города Саратова сроком на три года.

1 октября 1912 года князь Голицын был избран гласным Саратовского губернского собрания от Балашовского уезда. 26 августа 1913 года Льва Львовича утвердили непременным членом Саратовского губернского присутствия[4] с содержанием 2200 рублей в год. На 1913 год он также являлся членом Саратовского лесоохранительного комитета (от лесовладельцев) и Саратовского Отдела Императорского общества правильной охоты.

24 января 1914 года Лев Львович Голицын был избран в действительные члены Саратовской учёной архивной комиссии, однако работе в ней помешал перевод князя в Казанскую губернию.

На 1906 год Лев Львович Голицын проживал в имении Северки Балашовского уезда, на 1911 год — в Саратове, на углу Аничковской (ныне Рабочая улица) и Вольской улиц, а на 1913 год — на Приютской (ныне Комсомольская) улице, 14.

Казанский период

10 февраля 1914 года Л. Л. Голицын был переведён из Саратова на должность исполняющего дела казанского вице-губернатора[2][4]. Такое решение было необычным даже для военного времени. Лев Львович имел крайне низкий чин для своего назначения: вместо статского советника V класса — низший, XIV класс — губернский секретарь. Несмотря на то, что Лев Львович имел немало наград, этого всё равно не хватало для получения высокой должности. Тогда Голицыну «в ускоренном темпе» стали давать чины: 16 июня 1914 года он стал губернским секретарём (XII класс); 28 января 1915 года — титулярным советником (IX класс) «за выслугу лет»; коллежским асессором (VIII) — 6 октября 1915 года; а 25 апреля 1916 года «за труды, понесённые при обстоятельствах военного времени» (Первой мировой войны) — надворным советником (VII класс). Чин коллежского секретаря (X класс) был пропущен.

Первая мировая война застала Льва Львовича в Казани. Он принял активное участие в проведении мобилизации, за что 12 февраля 1915 года получил светло-бронзовую медаль. На 1915 год князь Голицын был членом Казанского местного управления Российского общества Красного Креста, членом правления Казанского окружного Императорского Российского общества спасения на водах, председателем Казанского отдела Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты и членом правления Казанского отдела Императорского Российского общества рыбоводства и рыболовства.

В Казани о чете Голицыных осталась благодарная память. Льву Львовичу был вручен 6 мая 1916 года знак отличия за труды по землеустройству в Казанской губернии. При отъезде из Казани супруга Льва Львовича, Е. А. Голицына получила признание от Казанской городской думы за труды по попечительству городских госпиталей.

В Казани Лев Львович Голицын проживал на Большой Лядской (ныне Галактионова) улице, в доме Родионовой.

Губернатор Самарской губернии

19 сентября 1916 года министр внутренних дел А. Д. Протопопов утвердил Голицына в должности исполняющего дела (опять ввиду «недостатка чина») губернатора Самарской губернии[2][4]. Ещё до приезда в Самару Лев Львович (с получением приказа о переводе) вёл интенсивную переписку с самарскими знакомыми для выяснения положения в Самаре продовольственного вопроса. Его успешное решение он считал своей главной обязанностью как самарского губернатора. 7 октября Голицын вместе с семьёй прибыл в Самару[4] пассажирским пароходом акционерного общества «Самолетъ». Голицыны поселились на казённой квартире в губернаторском доме.

На посту губернатора Голицын усиленно пресекал антиправительственные выступления[2]. 30 января 1917 года он опубликовал обязательное постановление, согласно которому запрещались любые антиправительственные собрания и демонстрации в губернии[4], пение революционных песен, подстрекательство к стачкам и забастовкам на заводах, торговых предприятиях и среди сельских рабочих.

1 марта 1917 года, после получения сведений из Петрограда о происходящих там событиях, на заседании Городской думы был создан Особый временный городской комитет городской безопасности. Семь человек отправились к губернатору Голицыну. Он принял их, поддержал создание Особого комитета и обещал содействовать его деятельности. 3 марта со страниц газет Голицын обратился к населению Самарской губернии с призывом сохранять спокойствие и воздержаться ради общественной безопасности от митингов и манифестаций[4]. В тот же день Голицын послал в Санкт-Петербург председателю Государственной Думы М. В. Родзянко телеграмму весьма оптимистического содержания:

« Население, рабочие, войска местных гарнизонов, чины гражданских ведомств и я присоединились к новому правительству, воодушевлённые общим горячим желанием нести работу на благо дорогой Родины и усиление её мощи. Всюду полный порядок, все в сознании священной обязанности перед Родиной. Обычных занятий не прерывали. »

На следующий день, 4 марта, в 14 часов губернатор Голицын был арестован[2][4]. Вместе с другими представителями губернской власти он был помещён в губернскую тюрьму «Самарский крест». Через 3 дня, 7 марта, решением Комитета народной власти Голицына освободили[2][4]. Однако место самарского губернатора уже занял председатель губернской земской управы К. Н. Иньков, и Голицын как офицер был направлен в распоряжение воинского начальника. 1 мая 1917 года указом Временного правительства Лев Львович Голицын формально был освобождён от должности самарского губернатора согласно его прошению по болезни[2][4].

Последние годы жизни

В период самарского КомУча в июне—октябре 1918 года Лев Голицын упоминался как консультант заведующего министерства внутренних дел КомУЧа П. Климушкина (бывшего до революции в Самаре волостным писарем) и Лебедева (бывшего морского министра при Временном правительстве А. Ф. Керенского) по вопросам местного управления[2][П 6].

С наступлением Красной армии Голицын ушёл с семьёй на восток. Он служил в санитарной части на Восточном фронте, был уполномоченным Красного Креста в Западной отдельной армии. Был арестован и умер 24 мая 1920 года в красноярской тюрьме[5] от тифа[2].

Семья

Дети князя Льва Львовича Голицына: Татьяна, Елена, Елизавета и Лев

14 ноября 1908 года Лев Львович Голицын сочетался браком с фрейлиной Её Императорского Величества, княжной Еленой Александровной Гагариной (1883, Париж — 1928, Флоренция)[3]. В браке родилось четверо детей: дочери — Татьяна (1909—1993, Принстон, Нью Джерси), Елена (1912—1966, Швейцария), Елизавета (1914—1982, Нью Джерси ?) и сын Лев (1916—1975, Париж ?).

Имение

Князь Лев Львович Голицын владел родовым имением Северки Балашовского уезда (ныне с. Северка Ртищевского района), площадь которого составляла 2684 десятины 569 квадратных саженей земли.

Награды

  • Орден Святой Анны 3 степени (1 января 1909)[4]
  • Орден Святой Анны 4 степени (2 мая 1905)[4]
  • Орден Святого Станислава 2 степени (1 января 1912)[4]
  • Орден Святого Станислава 3 степеней с мечами и бантом (2 мая 1905)[4]
  • Серебряная медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте в память 25-летия со времени восстановления Александром III церковной школы (29 июня 1909)[4]
  • Светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствования дома Романовых (21 февраля 1913)[4]
  • Светло-бронзовая медаль для ношения на груди на ленте ордена Белого Орла за отличную работу по всеобщей мобилизации 1914 года (12 февраля 1915)[4]

Примечания

  1. Ныне — с. Северка, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация
  2. Некоторые интернет-источники указывают место смерти Иркутск
  3. Некоторые интернет-источники указывают дату смерти 21 июня 1920 года
  4. Некоторые интернет-источники утверждают, что Л. Л. Голицын с 1911 по 1914 год занимал должность саратовского губернатора, однако эта информация не соответствует действительности. В 1911—1913 годах губернатором Саратовской губернии был Пётр Петрович Стремоухов, а в 1913—1915 годах — Андрей Александрович Ширинский-Шихматов.
  5. В некоторых интернет-источниках родителями Льва Голицына указаны князь Лев Алексеевича Голицын и княгиня Енгалычева. Однако это ошибка. По родовой росписи, составленной князем Н. Н. Голицыным, у адъютанта начальника главного штаба Льва Алексеевича Голицына (1829 — ?) и княгини Надежды Николаевны Енгалычевой было два сына: Алексей Львович 1857 года рождения и Александр Львович 1858 года рождения[1].
  6. В письме из Праги от 1 июля 1923 года, опубликованном в газете «Дни» в Берлине 8 июля, эмигрировавший П. Климушкин отрицал этот факт, и даже сам факт знакомства с губернатором.

Источники

  1. 1,0 1,1 Голицынъ Н. Н. Родъ князей Голицыныхъ. Т. 1. — СПб, 1892. — С. 194, 219, 226, 234
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Алексушин Г. В. Девятнадцатый самарский губернатор Л. Л. Голицын // РИА-Самара. — 9 августа 2008 (Архивировано из первоисточника 3.09.2015).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Самарские губернаторы. Биографии на сайте Правительства Самарской области (Архивировано из первоисточника 3.09.2015).
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 Лев Львович Голицын. Биография, представленная Управлением государственной архивной службы Самарской области на сайте «Самарская губерния. История и культура» (Архивировано из первоисточника 3.09.2015).
  5. Витольдова-Лютык С. На Восток. — Рига, 1931
  • Отчёт о деятельности Комиссии за 1914 год // Труды Саратовской учёной архивной комиссии за 1914 год. Выпуск 32. — Саратов, 1915. — С. 176
  • Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915 год. — Казань: Издание Казанского губернского статистического комитета, 1914. — С. 117, 118
  • Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1916 год. — Казань: Издание Казанского губернского статистического комитета, 1916. — С. 117, 118, 125, 315, 338, 339, 370
  • Материалы Центральной районной библиотеки им. М. Горького
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1907 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1907. — С. 160
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1914 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1914. — С. 13, 32, 107, 162
  • Губернаторы Самарской губернии // Блог самарских краеведов (Архивировано из первоисточника 3.09.2015).
  • Голицыны. Биографии на сайте «Литсовет» (Архивировано из первоисточника 3.09.2015).