Голицын, Михаил Григорьевич

Михаил Григорьевич Голицын
князь
Михаил Григорьевич Голицын
Михаил Григорьевич Голицын
Герб Голицыных
 
Рождение: 31 мая 1808(1808-05-31)
Российская империя
Смерть: 19 декабря 1868(1868-12-19) (60 лет)
Варшава, Царство Польское, Российская империя
Род: Голицыны
 
Творческая деятельность
Род деятельности: поэт, публицист
Псевдонимы: Кн. М. Г. Г.
Князь М. Г. Г.
 
Семья
Отец: Григорий Сергеевич
Мать: Екатерина Ивановна (ур. Соллогуб)

Князь Михаил Григорьевич Голицын (31 мая 1808[П 1] — 19 декабря 1868, Варшава) — саратовский губернский секретарь; публицист, поэт.

Биография

Михаил Голицын родился в 1808 году в семье сенатора Григория Сергеевича Голицына (1779—1848); мать — графиня Екатерина Ивановна Соллогуб (1784—1824). Михаил Григорьевич воспитывался за границей, однако любил всё русское.

М. Г. Голицын служил в Саратовском губернском правлении, по болезни вышел в отставку в чине губернского секретаря. Он писал стихи, многие из которых стали романсами, музыку на них писал М. И. Глинка («К ней») и старший брат Михаила Григорьевича, Лев Григорьевич Голицын («О спой ещё», «На молодость твою смотрю», «Только птичкой мимолетной», «Тёмно-русою головкой»). Композитор Н. Я. Афанасьев представил хор на его слова «Бывало верил я» на конкурс, устроенный в 1876 году дирекцией Петербургского отделения Русского музыкального общества.

Голицын печатался в журнале «Библиотека для чтения» в 1836 году («Вечер», «Дальние звуки бала»), в 14 томе сборника «Отечественные записки» за 1841 год («Конь»). В Москве в 1847 и 1868 годах были изданы два его сборника «Проблески», получившие похвальную рецензию в литературной газете «Северная пчела».

В произведениях М. Г. Голицына проявляются патриотические мотивы. Из публицистики известны следующие статьи: «Заметка по поводу народного пьянства», напечатанная в газете «Московские ведомости» № 66 за 1860 год; «Несколько замечаний по поводу предстоящего введения у нас рационального хозяйства», опубликованная в «Журнале сельского хозяйства» за 1861 год. В 1865 году вышла его брошюра «Пропойца», а в 1867 году — брошюра «Просвещение и цивилизация», в которой Голицын доказывал, что истинное просвещение связано с православием и не имеет ничего общего с «западной цивилизацией» и «русским нигилизмом». Михаил Григорьевич Голицын использовал псевдонимы Кн. М. Г. Г. и Князь М. Г. Г.

Умер Михаил Григорьевич Голицын 19 декабря 1868 года в Варшаве, похоронен 31 декабря в селе Зубриловке Балашовского уезда.

Имение

Михаил Григорьевич Голицын, согласно «Сведениям о помещичьих имениях», изданным в 1860 году, владел имением в селе Северка Балашовского уезда (ныне Ртищевского района). Однако Северка стала имением князя намного раньше, так стихотворение Михаила Григорьевича «Конь», датированное 1837 годом, было написано уже в этом селе.

В 1846 году князь М. Г. Голицын открыл в селе Северка при Покровской церкви смешанное училище. В первые годы его существования обучение грамоте производилось под наблюдением самого князя, нанятыми им учителями из духовных лиц или из дворовых. Кроме грамотности ученикам особым регентом преподавалось нотное пение, в котором живое участие принимал и князь Голицын, дирижируя зачастую хором при церковном богослужении. Северская школа не была ею в узком значении этого слова, но служила местом разумного развлечения и рассадником первоначальной культуры в среде местного населения. В 1861 году, при освобождении крестьян, М. Г. Голицын подарил здание народного училища сельской общине[1].

Так как Михаил Григорьевич умер бездетным, имение в Северке, скорее всего, перешло к его старшему брату Льву Григорьевичу Голицыну (1808—1871) или к племяннику Льву Львовичу Голицыну (1841—1916) и в дальнейшем стало родовым для этой ветви рода Голицыных.

Примечания

  1. В Российской родословной книге князя П. Долгорукова год рождения указан 1813.

См. также

Источники

  1. Захарова Т. А. Народная школа Балашовского уезда Саратовской губернии в 40-60-е гг. XIX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2014. — № 6 (44): в 2-х ч. Ч. I. — C. 66-68. — ISSN 1997-292X
  • Голицынъ Н. Н. Родъ князей Голицыныхъ. Т. 1. — Спб, 1892
  • Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: В 4 т. — Т. 4. — М., 1960. — С. 134
  • Отечественные записки. Т. XIV. — С. 209
  • Приложенія къ трудамъ редакціонныхъ коммиссій, для составленія положеній о крестьянахъ, свѣдѣнія о помѣщичьихъ имѣніяхъ. Томъ III. — Спб: Типография В. Безобразова и комп., 1860
  • Русский биографический словарь: В 25 т. / А. А. Половцов. — М., 1896—1918. — Том: 7. — С. 173
  • Голицын Михаил Григорьевич. Биография в Большой энциклопедии русского народа на сайте Института Русской цивилизации имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна