Голубянка артаксеркс

Голубянка артаксеркс
Голубянка артаксеркс (самец)
Голубянка артаксеркс (самец)
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Булавоусые

Семейство:

Голубянки

Род:

Plebejus

Вид:

Голубянка артаксеркс

Международное научное название

Plebejus artaxerxes (Fabricius, 1775)

Вид в таксономических базах

Catalogue of Life

Голубянка артаксеркс, или Аргус шотландский, или Голубянка изменчивая (лат. Plebeius artaxerxes, sin. Aricia artaxerxes) — бабочка семейства голубянок (Lycaenidae). В России представлена подвидом allous Geyer, который нередко рассматривают как отдельный вид Aricia allous (Hübner, 1819).

Описание

Имаго
Испод крыльев

Длина переднего крыла — 11—17 мм; размах крыльев 27—33 мм. Верхняя сторона крыльев обоих полов тёмно-бурая, с оранжевыми пятнами в субмаргинальной области. Нижняя сторона крыльев буровато-серая; на исподе передних крыльев вдоль внешнего края (в субмаргинальной области) проходит ряд оранжевых пятнышек; на исподе задних — между оранжевыми пятнышками и чёрными в промежутке между жилками в постдискальной области находится заметное на сером фоне белое пятнышко. Половой диморфизм выражен неявно: самки с более чёткими рядами оранжево-коричневых пятен сверху.

Гусеница

Гусеница зелёная, с тёмно-зелёной полосой вдоль спины и белесыми полосами вдоль дыхалец.

Куколка

Куколка зеленовато-жёлтая, с тёмными дуговидными полосками у глаз.

Распространение

Палеарктика, кроме крайних северных и южных частей.

В Ртищевском районе отмечена между о. п. 116 и 117 км.

Места обитания и образ жизни

Встречается на нивяниковых, клеверных и крупнотравных лугах, лесных полянах, в рощах.

Одно поколение в год. Лёт бабочек в июне — августе. Бабочки кормятся нектаром погремка большого, лютиков, горца большого, герани лесной и белоцветковой.

Яйцо зеленоватое, приплюснутое у полюсов; располагается одиночно на листьях и стеблях кормового растения личинки. Эмбриональный период около 7 дней.

Кормовые растения гусениц: герани (Geranium sanguineum, G. sylvaticum), солнцецветы (Helianthemum nummularium). Гусеница зимует, достигнув 3—4-го возраста.

Литература

  • Львовский А. Л., Моргун Д. В. Булавоусые чешуекрылые Восточной Европы. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. — С. 88
  • Некрутенко Ю., Чиколовець В. Денні метелики Україны. — Київ: Видавництво Раєвського, 2005. — С. 100—101 (укр.)
  • Татаринов А. Г., Долгин М. М. Булавоусые чешуекрылые. — Спб.: Наука, 1999 (Фауна европейского Северо-Востока России. Булавоусые чешуекрылые; Т. VII, ч. 1). — С. 152—153