Гордеев, Владимир Петрович

Владимир Петрович Гордеев
Владимир Петрович Гордеев
Coat of arms of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1956-1978).svg
Председатель Урусовского сельсовета
1955 — 1960
 
Рождение: 15 декабря 1917(1917-12-15)
с. Урусово, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[П 1]
Смерть: 21 июня 1988(1988-06-21) (70 лет)
с. Урусово, Ртищевский район, Саратовская область, РСФСР, СССР
Место погребения: кладбище посёлка Раево-Воскресенский Ртищевского района
Партия: КПСС значок.png
с 1945
 
Военная служба
Годы службы: 1938—1945
Род войск: мотострелковые
Звание: Старший сержант
старший сержант
Часть: 245-й гвардейский стрелковый полк
Сражения: Советско-финляндская война
Великая Отечественная война
 
Семья
Дети: два сына и дочь
 
Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды
Медаль «За трудовую доблесть» Медаль «За взятие Кенигсберга» Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Владимир Петрович Гордеев (15 декабря 1917[П 2], с. Урусово Сердобского уезда — 21 июня 1988, с. Урусово Ртищевского района) — председатель Урусовского сельсовета (1955—1960); участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945). Русский. Член КПСС с 1945 года.

Биография

Довоенные годы

Владимир Гордеев родился в 1917 году в селе Урусово Сердобского уезда, в семье крестьянина. Получил начальное образование. Трудовую деятельность начал в 1929 году членом колхоза имени Володарского[2]. Затем до призыва в армию работал трактористом и комбайнёром[3][1] в Ртищевской машинно-тракторной станции (МТС)[2].

26 августа 1938 года Ртищевским райвоенкоматом Владимир Гордеев был призван в ряды РККА[4]. Он участвовал в советско-финляндской войне 19391940 годов[3][1].

В годы Великой Отечественной войны

Владимир Гордеев (1940-е годы)

Во время Великой Отечественной войны В. П. Гордеев сражался с немецко-фашистскими захватчиками на 3-м Украинском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях начального периода войны, освобождении Украины, Крыма, разгроме врага на территории Восточной Пруссии. Был пять раз ранен[3]: 13 августа 1941, 27 ноября 1943, 2 февраля, 24 июня и 12 октября 1944 года[4].

На июль — август 1941 года младший сержант Гордеев — командир отделения роты морской пехоты Пинской военной флотилии. Ещё в августе 1941 года он был представлен к ордену Красной Звезды. Однако в это же время Гордеев получил тяжёлое ранение и, видимо по ошибке, был вычеркнут из приказа о награждении, как убитый[5].

На апрель 1945 года гвардии старший сержант Гордеев служил командиром стрелкового отделения 8-й стрелковой роты 245-го гвардейского стрелкового полка 84-й гвардейской стрелковой Карачаевской ордена Суворова Краснознамённой дивизии 11-й гвардейской армии[4]. В мае 1945 года за бои в Пиллау он был представлен к ордену Славы III степени, однако награда была заменена орденом Красной Звезды[6].

Описание подвига

В середине апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии начали боевые действия по ликвидации Земландской группировки противника и овладели мощным опорным пунктом противника Фишхаузеном. Остатки вражеской группировки численностью 15-20 тысяч человек отошли в Пиллау (ныне г. Балтийск Калининградской области). Наступление наших войск приостановилось[3].

20 апреля командование 3-го Белорусского фронта с целью овладения портом Пиллау ввело в бой 84-ю гвардейскую стрелковую дивизию, в которой служил гвардии старший сержант, командир стрелкового отделения 245-го гвардейского стрелкового полка Гордеев[3].

24 апреля старший сержант Гордеев со своим отделением первым ворвался в населённый пункт Нойхайзер — крупный опорный пункт противника, прикрывавший подступы к крепости. В уличных боях отделение Гордеева уничтожило 20 немецких снайперов и захватило в плен 30 солдат и офицеров противника[3][7][4].

В ночь на 25 апреля отделение Гордеева получил задание: разведать подходы к городу Пиллау. Преодолев ельник, по которому противник вёл беспрерывный прочёсывающий огонь, отделение добралось до опушки. Невдалеке от неё на путях находилась платформа с песком, под которой укрылось часть отделения. Вскоре отделением по вспышкам выстрелов из амбразур были обнаружены три железобетонных бункера. Послав командиру полка донесение, Гордеев своими силами решил подавить огневые точки. Вместе с четырьмя автоматчиками он двинулся к дотам. Однако их группа была замечена противником и обстреляна[7]. Рискуя жизнью, Гордеев ползком пробрался к бункеру и завалил амбразуру[4] бетонными обломками. Автоматчики в это время блокировали два других дота[7]. Противник был лишён возможности вести огонь. Гарнизон бункера был частично взят в плен, а частично уничтожен[4].

Старший сержант Гордеев со своим отделением целиком выполнил поставленные перед ним боевые задания в боях за город Пиллау и своими действиями в значительной мере содействовал успеху полка в целом[4]. За отвагу и мужество, проявленные в бою за овладением городом и крепостью Пиллау, 29 июня 1945 года Владимиру Петровичу Гордееву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[3].

Послевоенные годы

Село Урусово, дом на улице Полевой, в котором Владимир Гордеев жил с 1969 года

Демобилизовавшись в 1945 году В. П. Гордеев вернулся в село Урусово. Он продолжил работать комбайнёром в Ртищевской МТС[2]. В 1950 году он добился рекордной выработки: скосил хлеба две нормы — 700 гектаров и намолотил более 60 000 пудов, за что был награждён медалью «За трудовую доблесть»[3].

В 1955 году Владимир Петрович был избран председателем Урусовского сельсовета, Находился на этой должности до 1960 года[2].

С 1960 года В. П. Гордеев трудился механизатором в совхозе «Темп»[2]. На 1965 год он работал бригадиром[1], руководил бригадой животноводов по выращиванию молодняка крупного рогатого скота. Избирался секретарём парторганизации совхоза «Темп»[7]. В конце 1960-х годов работал заведующим молочнотоварной фермой совхоза «Юбилейный» Ртищевского района[8], затем начальником пожарной охраны совхоза. Персональный пенсионер союзного значения[2].

В. П. Гордеев избирался членом райкома КПСС, депутатом районного Совета депутатов трудящихся[3], был членом районного совета ветеранов войны и труда, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи[2].

Умер Владимир Петрович Гордеев 21 июня 1988 года после продолжительной болезни[2]. Похоронен на кладбище посёлка Раево-Воскресенский Ртищевского района[9].

Семья

Жена погибла в 1969 году во время пожара. В семье было трое детей: два сына и дочь. Младший сын — Виктор Владимирович (род. 25 сентября 1949)[9].

Память

Мемориальная доска в память о В. П. Гордееве на здании МОУ «Урусовская СОШ»
  • На доме в селе Урусово, в котором жил Владимир Петрович Гордеев, установлена мемориальная доска в память о нём.
  • В 1989 году Ртищевским райкомом КПСС, райисполкомом и райкомом профсоюза работников сельского хозяйства был учреждён приз имени Героя Советского Союза В. П. Гордеева. Впервые он был присуждён Ртищевскому маслозаводу по итогам работы за 1988 год[10].
  • В Комнате Боевой Славы Урусовской средней школы имеется стенд, посвящённый памяти Героя Советского Союза В. П. Гордеева[9].
  • По воспоминаниям сына Владимира Петровича Гордеева, после смерти героя выдвигалось много идей по увековечиванию его памяти. Хотели его именем назвать одну из улиц села Урусово, планировалось напротив колхозной конторы поставить памятник, было предложение переименовать Урусово в Гордеево. Ни одна из этих инициатив не была осуществлена[9].
  • 15 декабря 2017 года в актовом зале МОУ «Урусовская СОШ» состоялось торжественное мероприятие посвящённое 100-летию со дня рождения Владимира Петровича Гордеева. По окончании праздничного концерта на здании школы была открыта мемориальная доска[11][12].

Награды и звания

  • Герой Советского Союза (29 июня 1945) — за отвагу и мужество, проявленные в бою за овладение городом и крепостью Пиллау[3][1][4]
  • Орден Ленина (29 июня 1945)[3][1][4]
  • Орден Отечественной войны 1 степени (6 апреля 1985)[1][13]
  • Орден Красной Звезды (24 мая 1945)[3][1][6]
  • Медаль «За взятие Кенигсберга»[3]
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1950) и другие медали[3]
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1958)[14]

Примечания

  1. Ныне — с. Урусово, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация
  2. Эта дата указана в словаре «Герои Советского Союза»[1], в некрологе, опубликованном в газете «Путь Ленина», указывается дата 19 декабря[2].

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — Т. 1 /Абаев — Любичев/ Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — С. 352
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Владимир Петрович Гордеев [Некролог] // Путь Ленина. — 24 июня 1988. — С. 3
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига. Краткие биографии и описания подвигов Героев Советского Союза — тех, кто родился, жил и живёт в Саратовской области. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1968.. — С. 106—107
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Наградной лист о присвоении звания Героя Советского Союза (ЦАМО: Ф. 33, Оп. 793756, Ед. хр. 11) // Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации
  5. Приказ о награждении орденом Красной Звезды от февраля 1942 года (ЦВМА: Ф. 3, Оп. 1, Ед. хр. 445) // Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации
  6. 6,0 6,1 Приказ о награждении орденом Красной Звезды (ЦАМО: Ф. 33, Оп. 686196, Ед. хр. 2324) // Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Ерошкин В. Штурм дотов // Путь Ленина. — 9 мая 1965. — С. 3
  8. Ванин В. Герой руководит фермой // Путь Ленина. — 23 февраля 1968. — С. 3
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Скрябина Н. Жива память — жив герой // КИС Ртищево. — 13 декабря 2017. — С. 11
  10. Кузнецов И. Приз — маслозаводу // Путь Ленина. — 22 апреля 1989. — С. 2
  11. Открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Гордееву Владимиру Петровичу // новости на официальном сайте МОУ «Урусовская СОШ Ртищевского района». — 17 декабря 2017 (Архивировано из первоисточника 19.12.2017).
  12. В Урусовской СОШ состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза В. П. Гордеева // новости на официальном сайте администрации Ртищевского МР. — 18 декабря 2017 (Архивировано из первоисточника 19.12.2017).
  13. Орден Отечественной войны I степени (ЦАМО. Юбилейная картотека награждений: шкаф 11, ящик 15, № документа 84) // Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации
  14. Награда защитникам города-героя Ленинграда // Путь Ленина. — 18 июля 1958. — С. 4