Государственное профессионально-техническое училище № 28

 (ГПТУ № 28)
Учебный корпус ГПТУ № 28 (сер. 1980-х) Объект культурного наследия Саратовской области № 6400260000
Учебный корпус ГПТУ № 28 (сер. 1980-х)
ВООПИК.png Объект культурного наследия Саратовской области № 6400260000
Прежнее название

Школа ФЗУ мясокомбината
ФЗУ № 43 (до 1963)

Год основания

1941

Год упразднения

1991

Тип

НПО

Директор

Анатолий Георгиевич Архипов (1988—1991)

Расположение

Ртищево

Адрес

ул. Радищева, 6

Государственное профессионально-техническое училище № 28 (ГПТУ № 28) — образовательное учреждение начального профессионального образования в городе Ртищево. Было основано в 1941 году как профильное учебное заведение Ртищевского мясокомбината. В 1991 году вошло в состав СПТУ № 12.

История

Школа ФЗУ

Учащиеся ГПТУ № 28 (обвальщики) на практике на мясокомбинате. Взвешивание свиных тушек (1982~1983)

В июле 1941 года острая нехватка квалифицированных кадров поставила Ртищевский мясокомбинат на грань закрытия. Для преодоления кризиса кадров было решено обучать молодых специалистов непосредственно на его базе. Через несколько дней обучение начали 18 человек — юноши и девушки, только что окончившие школу. В сентябре 1943 года решением Президиума Ртищевского райисполкома на мясокомбинате была организована школа ФЗУ с количеством учащихся 74 человека для обучение работающих подростков.

Первые годы школа ФЗУ готовила строителей и мясников. Выпуски специалистов были маленькие. Теоретические знания — слабые: не хватало преподавателей, учебников, не было постоянного места для занятий, училище базировалось непосредственно на территории мясокомбината.

ГПТУ № 28

1960-е — 1970-е годы

Учащиеся ГПТУ № 28 в колбасном цехе мясокомбината (1982~1983)

В мае 1963 года ФЗУ № 43 при ртищевском мясокомбинате было реорганизовано в ГПТУ № 28. Также в 1960-е годы оно получило собственное здание, которое располагалось недалеко от училища[1]. В 1965 году проводился набор учащихся по профессии бойцы по первичной обработке скота.

В 1970-е годы в училище выпускались специалисты по следующим профессиям: обвальщики, жиловщицы мяса, формовщики колбасных изделий; обработчики туш скота и птицы; специалисты по выработке фаршевой оболочки для колбас, пельменей и других кулинарных изделий. В начале 1970-х годов при училище были организованы подготовительные курсы для поступления в Московский технологический техникум.

Строительство в Ртищево нового здания швейной фабрики, рассчитанного на 860 рабочих мест, началось в начале 1970-х годов. В связи с этим в 1973 году в училище открылась группа швей-мотористок. На следующий год был организован пошив форменного обмундирования для учащихся школ. Ответственными за качественный и количественный пошив были заместитель директора по учебно-производственной работе М. С. Ларцева и мастер производственного обучения Г. С. Данилова (Куркина). Эта специальность просуществовала в училище недолго. С 1 сентября 1976 года группу швей-мотористок перевели в ГПТУ № 26.

В 1970-е годы, помимо Саратовской области, набор учащихся проводился и по другим регионам. Мастера производственного обучения командировались для профориентационной работы в Белгородскую, Тамбовскую, Пензенскую, Липецкую, Астраханскую области, Краснодарский и Ставропольский края, Полтавскую область Украинской ССР. Практику, помимо Ртищевского мясокомбината, учащиеся проходили на Аткарском мясокомбинате.

1980-е — 1990-е годы

В 1980 году училище заключило договор с Каменским мясокомбинатом (г. Каменка, Пензенской области) о создании учебной группы из местной молодёжи по специальности переработчики туш скота и формовщики колбас с последующим оставлением на работу на данном предприятии. Учебно-производственный процесс был организован непосредственно на месте, в цехах Каменского мясокомбината, а мастера производственного обучения набирались из числа работников этого предприятия.

В конце 1980-х годов на Ртищевском маслозаводе были сданы в эксплуатацию два новых цеха. Первая очередь включила в себя, в том числе, сооружение маслодельного цеха. В связи с этим в училище с середины 1980-х годов была открыта специальность мастер-маслодел. Практику учащиеся проходили на маслозаводах Саратовской области, в частности на Энгельсском и Ершовском.

В 1984 году ГПТУ № 28 переехало в здание, расположенное на улице Радищева, в котором до этого находилось Техническое училище № 12. В 1987 году, с окончанием строительства учебно-производственного комплекса в юго-западном районе города, в него были переведены группы ГПТУ № 28, в которых готовили кадры для предприятий города (таких, как завод «Аргон» и швейная фабрика). Группы ТМ (трактористов-машинистов) и группы, готовящие работников мясоперерабатывающей промышленности, остались в старом здании ТУ № 12. Учебное заведение фактически перестало существовать как единое целое, произошло разделение учащихся на «городских» и «сельских». Такое разделение негативно сказалось на наборе учащихся на 1989—1990 учебный год. Отсутствие материальной базы ГПТУ № 28 вызывало сложности в проведении занятий.

В 1988 году встал вопрос об объединении профессионально-технических училищ № 12 и 28. Объединение состоялось три года спустя — в октябре 1991 года ГПТУ № 28 прекратило существование объединившись с СПТУ № 12.

Некоторые директора

ФИО Портрет Срок полномочий Биографическая справка
Василий Герасимович Шмелёв Boss-icon.png
(1908 — 14.12.1987)
на 1958—1968 См. основную статью
Валентина Яковлевна Савельева Crystal Clear kdm user female vcentered.png
с 1970-х — 1 февраля 1981
Генриэтта Степановна Куркина (Данилова) Crystal Clear kdm user female vcentered.png
1 февраля 1981 — 7 августа 1984
Алексей Петрович Бабенков Бабенков.jpg
(род. 26.06.1931)
6 августа 1984 — 17 сентября 1988
Анатолий Георгиевич Архипов Boss-icon.png
(род. 1.01.1947)
17 сентября 1988 — 10 октября 1991

Примечания

  1. Здание училища не сохранилось, ныне на его месте построен продуктовый магазин.

См. также

Литература

Источники

  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 40. Протокол № 31 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 27.09.43 — С. 138 об
  • Приказы по личному составу ГПТУ № 28 (архив ПУ № 12)