Демидовы

Демидовы
Герб рода Демидовых
Герб рода Демидовых
Том и лист Общего гербовника:

II, 135

Губернии, в РК которых внесён род:

Владимирская, Воронежская, Область Войска Донского, Казанская, Киевская, Курская, Лифляндская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская и Ярославская; Рыцарский матрикул Эстляндии

Части родословной книги:

I, II, III, VI

Родоначальник:

Демид Григорьевич Антуфьев

Период существования рода:

с первой пол. XVII в.

Место происхождения:

Тула

Подданство:

Российская империя

Имения:

с. Владыкино (Экономия Демидовых)
д. Киселёвка
д. Селитьба

Демидовы на «Родоводе»

Демидовы — русский дворянский род; предприниматели — горнозаводчики и землевладельцы; меценаты.

Происхождение рода

Род Демидовых ведёт происхождение от крестьянина Демида Григорьевича Антуфьева или Антуфеева, уроженца села Павшина, находящегося в 20 верстах от Тулы. В первой половине XVII века Антуфьев переселился в Тулу и занялся здесь кузнечным ремеслом. У него были три сына: Григорий, Семён и старший Никита (26 марта 1656 — 17 ноября 1725), предприимчивости которого род Демидовых обязан своим возвышением. Никита Демидович является основателем оружейного заводского дела в Туле и горнозаводского дела на Урале. В 1696 году он построил под Тулой «вододействующий» чугуноплавильный завод. По указу Петра I в 1702 году ему был передан казённый Невьянский завод на Урале. Демидов перевёз туда мастеров из Тулы и Москвы, построил новые заводы, скупая земли и крепостных крестьян. Грамотой от 21 сентября 1720 года Никита Демидович «за верную службу и за особливое прилежное радение и старание в произведении медных и железных заводов» по Указу Петра I получил личное дворянство и фамилиею Демидов. 24 марта 1726 года сыновья Никиты Демидовича: Акинфей, Григорий и Никита получили диплом, подтверждающий пожалование их отцу потомственного дворянства.

Род дворян Демидовых широко известен благодаря своей общественной благотворительности и выдающимися заслугами в деле развития отечественной горнозаводской промышленности. В 1831 году за достижения в области науки, техники и искусства были учреждены Демидовские премии Санкт-Петербургской Академии наук, считавшиеся самыми почётными в России до 1917 года.

Род Демидовых внесён в I часть родословной книги Владимирской (1789), Воронежской, Области Войска Донского, Казанской, Киевской (1853), Курской, Лифляндской (1842), Московской, Нижегородской (1796), Новгородской (1855), Оренбургской, Орловской, Полтавской, Псковской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Тамбовской, Харьковской и Ярославской губерний. Во II часть Московской, Нижегородской (1837, 1860), Орловской, Рязанской (1886, 1849), Санкт-Петербургской и Тульской (1817) губерний. В III часть Московской, Нижегородской (1794) и Тверской (1839) губерний, а также в VI часть Московской губернии и в Рыцарский матрикул Эстляндии (1842).

Герб рода Демидовых

В щите, разделённом горизонтально золотой полосой, в верхней части в серебряном поле изображены три зелёные лозы рудоискательные. В нижней части в чёрном поле виден серебряный молот.

Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом. Намёт на щите серебряный, подложенный зелёным.

Герб внесён во II часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

В начале XIX (или в конце XVIII) века Демидовы (ветвь младшего сына Никиты Демидовича, статского советника Никиты Никитича) стали совладельцами села Владыкино (ныне Ртищевского района). Экономия Демидовых находилась в ½ верстах от села, и со временем слилась с ним.

Достоверно известно, что в 1820-х годах владелицей имения была дочь гвардии прапорщика Петра Евдокимовича Демидова — Агриппина (Аграфена) Петровна, в замужестве Беднякова (ок. 1784 — 31 июля 1848). В 1825 году в селе на её средства была построена каменная церковь, освящённая во имя святителя и чудотворца Николая.

Последний владелец имения Владыкино из рода Демидовых — Георгий (Егорий) Евгеньевич Демидов (ум. до 1901) — гласный Саратовского губернского земского собрания от Сердобского уезда (на 1880), гласный от землевладельцев Сердобского уездного земского собрания (на 1880—1888), почётный мировой судья Сердобского судебного мирового округа (на 1884—1888), член уездного училищного совета (на 1884); уездный предводитель дворянства Сердобского уезда (1888—1889). Он являлся внучатым племянником Агриппины Петровны Бедняковой. Был женат на Софье Михайловне Устиновой, которая после его смерти ещё дважды была замужем. Третьим браком она сочеталась с князем Михаилом Викторовичем Волконским (1859—1908), и владения Демидовых в селе Владыкино перешли к роду Волконских.

Помимо села Владыкино Демидовы были совладельцами деревень Селитьба и Киселёвка.

Литература

  • Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883
  • Лобанов-Ростовский А. Б., князь Русская родословная книга. Т. 1, изд. 2-е. — СПб: Издание А. С. Суворина, 1895. — С. 179—189
  • Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Часть II. — Спб, 1798. — С. 135
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880
  • Русский биографический словарь: Дабелов — Дядьковский. — Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. — Санкт-Петербург: тип. Товарищества «Общественная польза», 1905 [2]. — Т. 6. — 748 с.
  • Справочная книга Саратовской Епархии. — Саратов: Типография Союза печатного дела, 1912. — С. 354—355

Ссылки