Детская школа искусств имени В. В. Толкуновой

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
имени В. В. Толкуновой
Здание Детской школы искусств (2007)
Здание Детской школы искусств (2007)
Основана

1959 — музыкальная школа
1985 — художественная школа
1994 — школа искусств

Прежние названия

Городская музыкальная школа;
Детская музыкальная школа (до 1994);
Детская художественная школа (1985—1994);
Детская школа искусств (до 2010)

Директор

Анатолий Владимирович Трошин

Тип

дополнительное образование детей

Учеников

480 человек

Адрес

Ртищево, ул. Советская, 1

Телефон

+7 (84540) 4-31-47

Факс

+7 (84540) 4-49-70

Эл. почта

Сайт: Официальный сайт МБУДО «Детская школа искусств им. В. В. Толкуновой»

МБУДО «Детская школа искусств имени В. В. Толкуновой» — муниципальное учреждение дополнительного образования, расположенное в городе Ртищево.

История

Детская музыкальная школа

Бывшее здание Детской музыкальной школы
на улице 60 лет Октября (2005)
ВООПИК.png Объект культурного наследия Саратовской области № 6400259000
Первые преподаватели Городской музыкальной школы (1959)

В начале 1958 года, выступая на страницах ртищевской газеты «Путь Ленина», первый секретарь горкома комсомола В. Курчаев поднял вопрос о необходимости открытия в Ртищево музыкальной школы для детей.

Открытие детской музыкальной школы в городе Ртищево состоялось 1 сентября 1959 года. Первоначально она занимала несколько комнат в здании Дворца культуры железнодорожников имени В. И. Ленина. 9 октября того же года было принято решение о передаче под музыкальную школу здания бывшей начальной школы № 2 по улице Заводской (ныне улица 60 лет Октября, здание МОУДОД «Гармония»). Первым директором школы была Валентина Афанасьевна Коробовцева, выпускница Саратовского музыкального училища по классу баяна.

Набор учащихся производился по следующим специальностям: по классу фортепьяно — с семилетним сроком обучения и по классу баяна, домры, мандолины, балалайки — с пятилетним. Контингент учащихся составил 50 человек. Преподавательский состав — пять человек: Валентина Афанасьевна Коробовцева (баян), Наталья Дмитриевна Дерюгина (фортепиано), Раиса Григорьевна Коновалова (хор, сольфеджио, фортепиано), Виктор Иванович Сидоров (домра, оркестр) и Николай Алексеевич Стоякин (баян).

С 1963 по 1974 год директором музыкальной школы работал Юрий Андреевич Фёдоров, выпускник Саратовского музыкального училища по классу баяна. В 1964 году состоялся первый выпуск учащихся, прошедших полный курс обучения. В начале 1970-х годов в Саратовский облисполком был направлен запрос о строительстве в Ртищево в 19721973 годах типового здания детской музыкальной школы на 500 учащихся, однако он не был удовлетворён. С 1968 по 1977 год в музыкальной школе работал преподавателем по классу баяна ртищевский композитор Евгений Георгиевич Хавторин.

В 1974 году директором школы становится Павел Александрович Кузнецов, выпускник Саратовского музыкального училища по классу фортепиано. Он проработал в этой должности до 1990 года. В это время значительно возрос контингент учащихся. Открылись новые классы: в 1974 году — класс виолончели, а в 1987 году, на базе средней общеобразовательной школы № 3, — класс хорового пения.

В 1989 году Детская музыкальная школа была переведена в здание Детской художественной школы на улице Железнодорожной (ныне улица Советская, 1). Школы, находясь в одном здании, существовали раздельно. Количественный состав преподавателей в это время составлял 24 человека, из них 15 — выпускники школы.

В 1990 году директором Детской музыкальной школы стала Вера Владимировна Демьянова, выпускница Краснодарского музыкального училища по классу виолончели. Активный пропагандист камерной виолончельной музыки Демьянова В. В. проработала в должности директора до 1994 года.

Филиал в селе Владыкино

В 1967 году в селе Владыкино Ю. Перепелюковым, по просьбе председателя колхоза «Правда» А. Т. Ерохина, была организована Детская музыкальная школа. В здании средней школы были выделены комнаты под класс народных инструментов, класс специального фортепьяно и оркестровый класс. Для школы колхоз приобрёл духовой оркестр, пианино, несколько баянов и аккордеонов. В отборе ребят во Владыкинскую детскую музыкальную школу приняли участие преподаватели, директор и заведующий учебной частью Ртищевской городской музыкальной школы, филиалом которой и стала Владыкинская школа. В сентябре 1967 года к занятиям по музыке приступили первые 30 учеников. Учёба в школе велась по полной пятилетней программе.

Филиал в посёлке Ртищевский

Здание филиала Детской школы искусств в п. Ртищевский

В 1977 году в посёлке Ртищевский открылась Ртищевская районная детская музыкальная школа № 2. Её первым директором была Татьяна Алексеевна Волкова, выпускница Балашовского музыкального училища по классу аккордеона. В 1994 году после реорганизации Районная Детская музыкальная школа № 2 стала филиалом Детской школы искусств.

Детская художественная школа

Детская художественная школа открылась в городе Ртищево в 1985 году по инициативе заведующей отделом культуры Татьяны Петровны Гладышевой. Первым директором и единственным учителем на то время являлся Сергей Григорьевич Хлебалин, выпускник Саратовского художественного училища. Набор учащихся в возрасте от 9 до 11 лет производился на отделение станкового искусства. Срок обучения составлял 4 года. За это время учащиеся получали знания по живописи, рисунку, композиции, скульптуре, истории изобразительного искусства.

С 1987 года Детская художественная школа располагалась в бывшем здании техникума железнодорожного транспорта на улице Железнодорожной. В конце 1988—1989 учебного года состоялся первый выпуск школы. В это время директором школы работала О. Мстиславская.

С 1992 года преподавателем изобразительного искусства в Детской художественной школе работал Николай Андреевич Фёдоров — основоположник и автор методики преподавания техники пластилиновой живописи.

Детская школа искусств

Мемориальная доска В. В. Толкуновой на здании ДШИ

В 1994 году произошла реорганизация Детской музыкальной и Детской художественной школ в Детскую школу искусств. На должность директора был назначен Анатолий Владимирович Трошин, выпускник Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, который проработал в этой должности до 2002 года. В это время произошёл рост контингента учащихся и увеличение педагогического состава. Открылись новые классы: в 1995 году — класс гитары, в 1996 году — класс духовых инструментов, в 2000 году — класс скрипки.

В 2002 году директором стала Людмила Юрьевна Степанова, выпускница Балашовского музыкального училища по классу баяна. Она проработала в должности директора до 2007 года. В 2004 году открылось отделение раннего эстетического развития. На этом отделении обучаются дети от 4-х до 7-ми лет. Обучение на этом отделении проходит по следующим направлениям: музыкальная грамота, пение, этикет, рисование и английский язык.

С 2007 года и по настоящее время директором Детской школы искусств является Анатолий Владимирович Трошин. В августе 2010 года Детской школе искусств было присвоено имя Народной артистки РСФСР Валентины Васильевны Толкуновой. 30 марта 2011 года по ходатайству преподавателей Детской школы искусств, на здании ДШИ была открыта мемориальная доска В. В. Толкуновой. В школе искусств также открылся музей Народной артистки России.

За годы существования школы из неё выпустилось более 2000 учащихся[1]. Из них 95 окончили высшие и средние учебные заведения культуры и искусства.

Деятельность

Преподавательский состав ДШИ,
в центре А. В. Трошин (2013)

В школе работают 40 преподавателей, из них семь человек имеют высшую квалификационную категорию, четырнадцать человек — первую квалификационную категорию[1]. Контингент учащихся составляет 480 человек[1]. Учащиеся школы принимают активное участие в концертной жизни города и района, участвуют в зональных, областных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.

Школа тесно сотрудничает с социальными и дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами. Участвует в их внутренней концертной жизни, помогают в эстетическом воспитании детей.

В школе существуют творческие коллективы преподавателей:

  • Ансамбль народных инструментов (с 1994 года) — руководитель А. В. Трошин.
  • Камерный ансамбль «Элегия» (с 2000 года; до 2012 года — струнное трио «Элегия») — руководитель В. В. Демьянова. В 2006 году ансамблю было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».
  • Вокальный ансамбль преподавателей (с 2003 года) — руководитель Л. В. Умярова.

В программе этих коллективов романсы, песни и инструментальные произведения русских, советских и зарубежных композиторов, классическая и современная музыка. Преподаватели ведут активную концертную деятельность, являются постоянными участниками городских и районных мероприятий, неоднократными участниками зональных и областных фестивалей и конкурсов.

С 2011 года Детская школа искусств является организатором ежегодного открытого конкурса вокального мастерства «Серебряный голос», посвящённого памяти Народной артистки РСФСР В. В. Толкуновой.

Отделения

В Детской школе искусств имени В. В. Толкуновой работают четыре отделения:

  • Отделение инструментального исполнительства:
    • фортепиано
    • народные инструменты: баян, аккордеон, домра, гитара
    • духовые инструменты: медные, деревянные
    • струнно-смычковые инструменты: виолончель, скрипка
  • Отделение хорового пения (хор, вокальный ансамбль)
  • Отделение изобразительного искусства
    • рисунок, живопись
    • станковая композиция, декоративная скульптура
    • декоративно-прикладное искусство
    • история изобразительного искусства
  • Отделение раннего эстетического развития

Директора

Имя Портрет Срок полномочий Биографическая справка
Музыкальная школа
Валентина Афанасьевна Коробовцева Crystal Clear kdm user female vcentered.png 1959 — ? Выпускница Саратовского музыкального училища по классу баяна
Юрий Андреевич Фёдоров Boss-icon.png 19631974 Выпускник Саратовского музыкального училища по классу баяна
Павел Александрович Кузнецов Кузнецов П.А.jpg
(род. 23.06.1946)
1974—1990 Окончил Саратовское музыкальное училище по специальности «Фортепиано», присвоена квалификация: преподаватель ДМШ, концертмейстер. Саратовский педагогический институт имени К. А. Федина по специальности «Музыка и пение», присвоена квалификация: учитель музыки и пения. Преподаватель высшей квалификационной категории. Работает в ДШИ г. Ртищево с 1963 года. Преподаватель по классу фортепиано. «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Награждён благодарностью Губернатора Саратовской области[2].
Вера Владимировна Демьянова Демьянова В.В.jpg
(род. 15.08.1952)
1990—1994 Окончила Краснодарское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности «Виолончель», присвоена квалификация преподаватель музыкальной школы, артист оркестра. Балашовский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация учитель начальных классов. Преподаватель I квалификационной категории. Курсы повышения квалификации — ГОУ ДПО «Саратовский областной учебно-методический центр» — «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности». Работает педагогом с 1971 года. Преподаватель по классу виолончели. Награждена грамотой отдела культуры и кино Ртищевского муниципального района, Почётной грамотой главы администрации Ртищевского муниципального района, Почётной грамотой министерства культуры Российской Федерации[2].
Художественная школа
Сергей Григорьевич Хлебалин Boss-icon.png
(род. 1.04.1952)
1985 — ?
О. Мстиславская Crystal Clear kdm user female vcentered.png на 1988—1989
Школа искусств
Анатолий Владимирович Трошин Трошин А.В.jpg
(род. 25.01.1958)
1994—2002 Окончил Балашовское музыкальное училище по специальности «Баян», квалификация: преподаватель музыкальной школы по классу баяна, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов. Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова по специальности «Баян», присвоена квалификация — преподаватель. Имеет высшую квалификационную категорию. Курсы повышения квалификации — ГОУДПО «Саратовский областной учебно-методический центр» — «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности». По результатам работы неоднократно награждался грамотами и благодарностями: отдела культуры и кино администрации Ртищевского муниципального района, министерства культуры Саратовской области, награждён знаком «За достижения в культуре»[2].
Людмила Юрьевна Степанова Степанова Л.Ю.jpg
(род. 14.01.1955)
2002—2007 Окончила Балашовское музыкальное училище по специальности «Баян», присвоена квалификация: преподаватель музыки школы, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов. Балашовский государственный педагогический институт по специальности «Русский язык и литература», присвоена квалификация: учитель русского языка и литературы. Преподаватель I квалификационной категории. Курсы повышения квалификации — ГАУ ДПО «Саратовский областной учебно-методический центр» на тему «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности». Работает в ДШИ г. Ртищево с 1974 года. Преподаватель по классу баяна. Заведующая отделом народных инструментов. Награждена Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации[2].
(род. 25.01.1958)
с 6 августа 2007[3]

Известные выпускники

Адреса

Детская музыкальная школа
Детская художественная школа
  • Железнодорожная улица, 44 (1987—1994)
Детская школа искусств

Примечания

Литература

  • Коробовцева В. Будет музыкальная школа // Путь Ленина. — 5 августа 1959
  • Кузнецов И. Ртищевская музыкальная… // Путь Ленина. — 15 сентября 1978
  • Мстиславская О. Приглашаем в художественную школу // Путь Ленина. — 23 августа 1988
  • Перепелюков Ю. Во Владыкинской музыкальной… // Путь Ленина. — 30 января 1968
  • Путь Ленина. — 14 мая 1958
  • Путь Ленина. — 27 ноября 1970

Ссылки

  • История школы на официальном сайте МОУДОД «Детская школа искусств им. В. В. Толкуновой»