Долгоруковы

Долгоруковы
Герб рода Долгоруковых
Герб рода Долгоруковых
Том и лист Общего гербовника:

I, 7

Губернии, в РК которых внесён род:

Владимирская, Московская, Подольская, Полтавская, Санкт-Петербургская, Симбирская, Тульская и Черниговская

Часть родословной книги:

V

Родоначальник:

Иван Андреевич Долгорукой

Близкие роды:

Щербатовы, Тростенские

Ветви рода:

Долгоруковы, Долгорукие, Долгорукие-Аргутинские

Период существования рода:

XV—XX вв.

Место происхождения:

Черниговское княжество

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Двесестреницы (Красная Звезда)

Долгоруковы на «Родоводе»

Долгору́ковы — русский княжеский род, происходящий от потомков Рюрика.

Происхождение рода

Род князей Долгоруковых происходит от Черниговского княжеского Дома. Потомок в пятом колене светлейшего князя Михаила Черниговского, князь Андрей Константинович Оболенский, имел трёх сыновей. Князь Василий, прозванный Щербатым, стал родоначальником князей Щербатовых; князь Александр — родоначальником князей Тростенских, получивших это прозвище по своему уделу, и князя Ивана, прозванного Долгоруким. Прозвище это писалось «Долгорукой» и имело личный характер, вследствие чего не могло распространяться на потомство иначе, как в родительном падеже. В старейших грамотах всюду потомки князя Ивана называются Долгоруковыми (потомками). Такое написание и является единственным правильным, хотя впоследствии многие представители этого рода подписывались «Долгорукой», иногда «Долгорукий».

Род князей Долгоруковых делился на четыре ветви, родоначальниками которых были внуки князя Ивана Андреевича:

  • князь Семён Владимирович — старшая ветвь. Эта ветвь имела очень многих представителей, не считающихся между собою даже в родстве, на столько поколений отдельные ветви удалились уже от основных;
  • князь Фёдор Владимирович — вторая ветвь. Не имела особенно прославившихся в истории представителей;
  • князь Тимофей Владимирович — третья ветвь. Самая прославленная ветвь рода, многие её представители оставили след в истории;
  • князь Михаил Владимирович Птица — четвертая ветвь. Пресеклась ещё в первой половине ХVІІ столетия и имела лишь очень немногих представителей.

Род князей Долгоруковых почти беспрерывно встречается в российской истории. Из него вышли видные государственные деятели, полководцы и литераторы. Род внесён в V часть родословных книг Владимирской, Московской, Подольской, Полтавской, Санкт-Петербургской, Симбирской, Тульской и Черниговской губерний.

Герб рода Долгоруковых

Щит разделён двумя перпендикулярными линиями на четыре части. В первой части герб Великого княжества Черниговского: в золотом поле чёрный одноглавый орёл с распростёртыми крыльями и с золотой короной на главе, держащий в левой лапе большой золотой крест. Во второй части — герб Великого княжества Киевского: в червлёном поле ангел в сребротканной одежде, держащий в правой руке обнажённый серебряный меч, а в левой — золотой щит. В третьей части — в чёрном поле выходящая из облаков рука со стрелою, облачённая в серебряные латы (долгая рука). В четвёртой части — в лазуревом поле серебряная крепость (вероятно герб княжества Новгород-Северского с изменёнными цветами). Щит покрыт княжеской мантией и российской княжеской шапкой. Герб внесён в I часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

Род Долгоруковых владел вотчиной в селе Двесестреницы (ныне с. Красная Звезда Ртищевского района). Это имение получил в 1751 году в качестве приданного князь Юрий Владимирович Долгоруков (~1730 — 29 сентября 1775).

Юрий Долгоруков родился в семье капитан-лейтенанта Владимира Владимировича Долгорукова и Марии Аврамовны (ур. Хитрово). 4 декабря 1742 года он был записан в Семёновский полк солдатом. С 1749 по 1753 год — сержант Семёновского полка. С 1768 года — полковник Тобольского карабинерского полка.

В 1751 году Юрий Владимирович женился на Прасковье Васильевне Вышеславцевой (ум. 5 сентября 1775). За укрывательство старообрядцев Прасковью Васильевну хотели привлечь к суду, однако она скрылась и вернулась к мужу только в 1775 году, когда он был уже женат на другой.

Во второй раз Юрий Владимирович женился в 1768 году на Марии Семёновне Хитрово. Она получила в приданое имущества на 6000 рублей и вскоре после свадьбы развелась с мужем.

См. также

Литература

Ссылки