Зарубин, Георгий Николаевич

Георгий Николаевич Зарубин
Георгий Николаевич Зарубин
Coat of arms of the Soviet Union.svg
Заместитель министра иностранных дел СССР
4.01. — 24.11.1958
Coat of arms of the Soviet Union.svg
Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в США
14.06.1952 — 7.01.1958
Предшественник: Панюшкин, Александр Семёнович
Преемник: Меньшиков, Михаил Алексеевич
Coat of arms of the Soviet Union.svg
Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Великобритании
28.09.1946 — 14.06.1952
Предшественник: Гусев, Фёдор Тарасович
Преемник: Громыко, Андрей Андреевич
Coat of arms of the Soviet Union.svg
Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Канаде
23.03.1944 — 28.09.1946
Предшественник: Гусев, Фёдор Тарасович
Преемник: Белохвостиков, Николай Дмитриевич
 
Рождение: 23 апреля (6 мая) 1900(1900-05-06)
с. Шилово-Голицыно, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[1][2]
Смерть: 24 ноября 1958(1958-11-24) (58 лет)
г. Москва, СССР
Образование: Промышленная Академия (1931)
Московский текстильный институт (1932; экстерном)
Профессия: дипломат
Партия: КПСС значок.png
с 1919
 
Семья
Супруга: Елизавета Васильевна
Дети: сын
 
Награды
Орден Трудового Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени

Георгий Николаевич Зарубин (23 апреля (6 мая) 1900, с. Шило-Голицыно Сердобского уезда — 24 ноября 1958, Москва) — советский дипломат, государственный и политический деятель. Член КПСС с 1919 года.

Биография

Георгий Зарубин родился в 1900 году в селе Шило-Голицыно, в крестьянской семье. После окончания в 1913 году земской школы отец отвёз Георгия в Петроград для продолжения учёбы. Однако плата за обучение и содержание оказалась слишком высокой. Тогда отец определил его сначала рассыльным, а затем истопником в Петроградский Тульский поземельный банк. Работая, Георгий всё свободное время отдавал чтению книг и закончил вечерние курсы по подготовке к поступлению в реальное училище.

В 1917 году Георгий Зарубин стал посещать рабочие собрания и митинги, сблизился с большевиками. В 1918 году Зарубин окончил счетоводческие курсы. В мае того же года он добровольцем ушёл в Красную Армию, в рядах которой сражался до конца гражданской войны. Г. Зарубин отличился на строительстве военно-полевых укреплений вокруг города Тамбова и в боях с белогвардейцами при освобождении Ростова-на-Дону.

В 1925 году Г. Н. Зарубин работал заместителем директора прядильной фабрики в городе Муроме, затем директором льняного комбината в городе Меленки ныне Владимирской области.

В 1928 году Георгий Зарубин поступил на текстильный факультет Промышленной Академии, по окончании которой в 1931 году его оставили заместителем директора и деканом текстильного факультета. В 1932 году Г. Н. Зарубин экстерном окончил Московский текстильный институт.

Решением Правительства в июле 1932 года была создана Всесоюзная промышленная академия Наркомлегпрома СССР, директором которой назначили Григория Николаевича Зарубина. На этой должности он проработал до 1935 года, когда был назначен начальником Главного управления учебных заведений Наркомата лёгкой промышленности СССР.

Делегаты СССР на 9-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 21 сентября 1954 года. Слева — Г. Н. Зарубин, справа — заместитель министра иностранных дел А. Я. Вышинский

В 19381940 годах Г. Н. Зарубин был заместителем генерального комиссара и председателем художественного совета советской части на Международной выставке в Нью-Йорке. Выставка прошла на редкость успешно, был достигнут большой пропагандистский эффект.

В 1940 году Георгия Николаевича Зарубина перевели в аппарат Наркомата иностранных дел (НКИД) СССР и назначили заведующим Консульским отделом. С 1941 года он заведовал Отделом латиноамериканских стран НКИД. С 1944 по 1957 год Георгий Николаевич являлся Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР: в 1944—1946 годах — в Канаде, в 1946—1952 годах — в Англии и в 1952—1957 годах — в Соединенных Штатах Америки. Г. Н. Зарубин многое сделал для сближения народов этих стран с советским народом, проявив себя как одного из способнейших советских дипломатов.

Известен эпизод из периода пребывания Г. Н. Зарубина на посту посла СССР в Англии. На одном из приёмов дипломатического корпуса видный деятель Консервативной партии Англии, узнав, что Зарубин в гражданскую войну служил в должности помощника командира бронепоезда, бросил остроту:

— Ваши, советские, танки были фанерные, а наши, английские, стальные.

На что Георгий Николаевич тут же отпарировал англичанину:

— Мы, русские, успешно били ваши танки и, если придется, будем бить их где бы они и откуда они ни появились.

В связи с назначением летом 1952 года Г. Н. Зарубина послом в США жёлтая пресса этой страны и некоторые члены Конгресса, перепутав его с однофамильцем — майором госбезопасности Василием Михайловичем Зарубиным, пытались поднять грязную кампанию клеветы и измышлений, утверждая, что Георгий Николаевич был «замешан в шпионской деятельности во время его пребывания в Канаде» и что он «причастен к катынскому делу».

Могила Г. Н. Зарубина на Новодевичьем кладбище Москвы

4 января 1958 года Г. Н. Зарубин был назначен заместителем министра иностранных дел СССР. Он принимал участие в работе многих международных конференций и заседаний Организации Объединенных Наций.

На XIX и XX съездах КПСС Г. Н. Зарубин избирался кандидатом в члены ЦК КПСС.

Георгий Николаевич Зарубин скончался 24 ноября 1958 года после тяжёлой болезни; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Семья

Жена — Елизавета Васильевна; сын — Виктор Георгиевич.

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Отечественной войны I степени
  • Медали

Примечания

  1. Ныне — с. Шило-Голицыно, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация
  2. В Пензенской энциклопедии (М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 192) местом рождения ошибочно указано село Голицыно, ныне расположенное в Колышлейском районе Пензенской области

Источники