Засецкие

Засецкие
Герб рода Засецких
Герб рода Засецких
Том и лист Общего гербовника:

IV, 37

Губернии, в РК которых внесён род:

Вологодская, Московская, Рязанская, Санкт-Петербургская, Смоленскаяй, Тамбовская и Тульская

Часть родословной книги:

VI

Родоначальник:

Николай Засецк

Место происхождения:

Итальянские земли

Подданство:

Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Ключи, д. Битяговка

Засецкие на «Родоводе»

Засецкие — русский дворянский род.

Происхождение рода

Согласно легенде род Засецких происходит от Николая Засецка, выехавшего в 1389 году в Москву из итальянских земель. При крещении ему было дано имя Димитрий.

В XVI веке Засецкие служили в выборных детях боярских, были наместниками, стольниками и воеводами. После избрания на царство Романовых стали получать придворные чины.

Род внесён в VI часть родословных книг Вологодской, Московской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Тамбовской и Тульской губерний. В 1794 году род был внесён в VI часть родословной книги Рязанской губернии.

Герб рода Засецких

В щите, имеющем золотое поле, изображена красного цвета городовая стена с тремя башнями, в воротах которой поставлен воин с мечом. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной и страусовыми перьями. Намёт на щите золотой, подложен красным. Герб внесён в IV часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

Род Засецких владел вотчиной в селе Архангельском (ныне с. Ключи Ртищевского района). Согласно переписным книгам второй ревизии (1744—1747) селом владели два брата Засецких: прапорщик Яков Герасимович Большой (ум. до 1762) и адъютант Ново-Троицкого полка, майор Яков Герасимович Меньшой (ум. до 1762).

К 1760-м годам совладельцами села являлись их вдовы прапорщица Анна Фёдоровна Засецкая и майорша Александра Лаврентьевна Засецкая с детьми Сергеем Яковлевичем (1753 — ?) и Василием Яковлевичем (1755 — ?). По всей видимости, в начале 1770-х годов Засецкие продали имение в Архангельском Норовым.

Василий Яковлевич Засецкий упоминается в ведомости, сочинённой в 1794—1808 годах по алфавиту Сердобского уезда Саратовской губернии, как совладелец деревни Битяговки. Он с 1770 года служил в лейб-гвардии Измайловском полку; вышел в отставку в чине гвардии прапорщика 1 января 1780 года.

Литература

  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. — Саратов: Типография губернского земства, 1890. — С. 13—26

Ссылки