Изнаир (село)

село
Изнаир
Вид на село Изнаир с дороги Владыкино — Изнаир
Краснозвездинское муниципальное образование
Дата основания

после 1725

Прежние имена

Богородское (до начала XX века)

Координаты
Население

84 (2010)

Почтовые индексы

412027[1]

ОКТМО

63641428131[1]

Rtishevo rayon.png

Dark Red 800000 pog.svg
Изнаир

Изнаи́р — село в Краснозвездинском муниципальном образовании Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Расположение

Село Изнаир расположено в северо-западной части Ртищевского района на реке Изнаир, в 2 км к северо-западу от села Владыкино[2]. В селе имеется одна улица — Заречная[1].

К середине 1880-х годов селение располагалось в 2 порядка, один из которых назывался Рогачёвкой, другой — Посёлком. В длину оно имело 1,5 версты, в ширину около 180 саженей[3].

История

Основание селения. Помещики

Казанская церковь в с. Изнаир
(худ. В. М. Гаврилов)
Село Богородское (Изнаир тож) на карте генерального межевания Сердобского уезда (1780—1790). Бордовым цветом показана граница межевого участка
Карта-схема села Изнаир

Согласно ревизским сказкам второй ревизии, проходившей в 1744—1745 годах, село Изнаир было образовано после 1725 года[П 1]. Основателем и первым его владельцем был подполковник Иван Васильевич Владыкин (упом. 1701—1747)[5]. Вотчинный надел в 200 четвертей[6] был отказан ему по сыску[П 2] 12 мая 1722 года из «диких поль» в Керенском уезде Шацкой провинции за Керенскими и Ломовскими валами[7].

Крепостные крестьяне в новопоселённую деревню Изнаир были перевезены Владыкиным из деревень Максакова и Слободка Владимирского уезда[5].

В 1774 году крестьяне села Изнаир совместно с крестьянами других прихопёрских селений, находясь в отряде вахмистра Федяшева, участвовали в восстании под руководством Емельяна Пугачёва[8].

Уже к началу 1780-х годов за селом закрепилось второе название — Богородское[П 3], просуществовавшее до начала XX века.

К концу 1790-х годов крупнейшими землевладельцами в селе Изнаир являлись однодворцы. За ними числилось 46 дворов[9], 1228 десятин 1192 саженей земли и 487 дес. 931 саж. леса, намежёванного в 1805 году. Действительная статская советница Аграфена Ивановна Тутолмина (с прочими) владела участком земли площадью в 207 десятин 1622 сажени, в 1805 году ей был отмежёван ещё один участок, площадью 326 десятин 2175 саженей[10].

В 1802 году во владение князю Сергею Фёдоровичу Голицыну из дачи села Богородское (Изнаир) было отмежёвано 7 десятин 156 саженей земля к стоящей на реке Хопёр мельнице[10].

В 1805 году часть села Богородского (Изнаир тож) перешла во владение капитан-лейтенанта флота Петра Сергеевича Кайрова[П 4]. За ним числилось 55 дворов[9], 1652 десятины 2152 саженей надельной земли и 311 десятин 874 сажени земли под выгоном[10]. На то время П. С. Кайров являлся крупнейшим помещиком села Изнаир.

В 1840-х годах половина села по жеребьевке выселилась за 60 вёрст в верховья реки Еланки в Борковскую волость. Перевозили переселенцев за мирской счёт, вместе с избами. Там у изнаирских однодворцев во владении был участок ковыльной степи площадью 1672 десятины 1825 саженей, отмежёванный к селу Богородскому (Изнаир) в 1801 году[10]. Ранее изнаирские крестьяне выезжали туда для обработки земли[3][П 5].

В середине 1850-х годов небольшими наделами земли из дачи села Богородское (Изнаир) владели несколько помещиков: князь Лука Степанович Гедианов (45 десятин), статская советница Анна Фёдоровна Чихачёва с прочими (35 дес. 1850 саж.), штабс-капитан Акинфий Иванович (25 дес.) и гвардии штабс-ротмистр Иван Иванович Жуковы (23 дес. 2000 саж.) и жена подканцеляриста Варвара Ефимовна Фреймонт (5 дес. 251 саж.). Во владении казённых крестьян села Богородское (Изнаир) было два участка земли общей площадью 1398 дес. 2365 саж[10][11].

Изнаирское крестьянское общество. 1861—1917 годы

Ещё до Крестьянской реформы 1861 года село Изнаир перешло в казну. После реформы из бывших государственных крестьян было образовано Изнаирское крестьянское общество.

Надел располагался в одной сплошной площади; самый далекий конец пашни находился в 7 верстах, а ближайший — в 20 саженях от села. Надел делился на 2 части: одна часть, начиная от села, — пашня, другая — выгон и за ним луга. Пашня лежала к югу-западу, выгон и луга к юго-востоку, а лес к северо-востоку[3].

Земледелие

Землёй изнаирские крестьяне всегда владели по ревизским душам, с переделами от ревизии до ревизии. С 1858 по 1881 год переделов и перевёрсток не было, земля делилась на 222 ревизские души. Умершие души оставались в семьях или переходили к родственникам, даже дальним; зачастую 1 работник владел 5 выморочными душами. Всё это привело к тому, что в селе образовалось много безземельных. После получения в крестьянском присутствии разрешения на передел земли, начались споры о его проведении. Сначала составили приговор о переделе земли на все души мужского пола, однако это увеличивало число душ сразу на 60. Тогда было предложено наделять землей начиная с восьмилетнего возраста. Приговор о переделе земли был составлен сроком на 3 года. В 1882 году были поделены яровое и паровое поля на 226 душ (прибавилось только 4 души). По истечении срока был составлен новый приговор — на 6 лет по которому все души мужского пола получали землю с 3 лет. Второй передел был в 1885 году, при этом всех земельных душ образовалось 263. Их проверка производилась по метрическим книгам[3].

Земля была поделена на столбы шириной от 60 до 100 саженей. В 1885 году их порезали по 80 саженей шириной. При дележе складывались в десятки, которых образовывалось 26 + «особо» 3 души. Всего на душу приходилось по 3,5 десятины земли[3].

Посевные площади, находившиеся в собственности крестьян Изнаирского общества, были заняты под рожью (46 %), овсом (18 %), просом (22 %), гречихой (8 %) и подсолнечником (6 %). Хлеб продавали в Беково за наличные деньги[3]. К 1911 году площадь крестьянского посева составляла 656 десятин (из них 30 на купленной и 84 на арендованной земле), при этом на 100 десятин посева под рожь приходилось 45,7 десятин, под просо — 15,2, под подсолнечник — 9,1 и под овёс — 7,6 десятин[12].

Изнаирскими крестьянами использовалась трёхпольная система земледелия. Пахота была сошная, молотьба — цепная. Землю унаваживали лишь в редких случаях и только ближнюю от селения[3]. На 1911 год из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий в Изнаирском обществе имелось 20 железных плугов, 1 молотилка и 3 веялки[12].

В 100 саженях от села имелся один запасный хлебный магазин, крытый соломой. Хлеб засыпали с душ[3].

Скотоводство

Выгон изнаирских крестьян располагался рядом с лугами и был довольно обширный — 10 десятин. Ограничений в праве выпаса не было. Лошадей в рабочую пору кормили сеном, а также ржаной и яровой соломой. Весной рабочий скот держали на выгоне, а остальной — на пару; в междупарье рабочий скот держали по лугам, а остальной на выгоне[3].

На 1886 год в собственности крестьян Изнаирского общества было 171 голова рабочего скота (лошадей и быков) и 97 голов молочного скота (коров)[3]. По состоянию на 1911 год количество голов скота было следующим:

  • рабочего скота (лошадей и быков) — 151;
  • молочного скота (коров) — 135;
  • гулевого скота (жеребят, телят, бугаёв) — 156;
  • мелкого скота (овец и свиней) — 602.

Таким образом, на одно хозяйство приходилось 0,9 головы рабочего скота и 0,8 головы молочного скота[12].

Изнаирские крестьяне владели очень хорошими заливными лугами. Сенокос делили ежегодно по земельными душам, разбиваясь на десятки. Отводились участки «на глазок». На душу накашивали до 4 возов по 25 пудов каждый[3].

Лесные угодья

В собственности изнаирских крестьян был участок мелкого дровяного леса площадью 148 десятин. Его делили каждые три года отдельным участками по душам. Сначала отмечали и пересчитывали более крупные деревья и раскладывали их на десяток, потом метали жеребий. Мелкие деревья делили саженями, их на душу приходилось обычно по одному возу. Делят лес зимой. Дровяной и строевой лес покупали у Демидовых[3].

Усадьбы и приусадебное хозяйство

Согласно статистическим сведениям середины 1880-х годов размеры отдельных угодий крестьян Изнаирского общества были следующими: огороды, копопляники и гумна были разделены по дворам — по 12 × 80 саженей; капустники имелись не у всех. На огородах сеяли капусту, огурцы, свёклу, редьку, иногда морковь — исключительно для домашнего употребления. Сады имелись при немногих дворах и тоже для домашнего употребления; в садах росли преимущественно яблони, очень редко вишни и груши. Вновь строящиеся селились в конце села, занимая по 10 × 80 саженей[3].

Для домашнего потребления крестьяне держали только кур. Раньше держали и гусей, но в виду постоянных потрав ими земель соседнего помещика их перестали разводить. Пчёл водили в очень незначительном количестве, продукты пчеловодства шли на домашнее потребление[3].

Дома топили соломой и дровами. К середине 1880-х годов на всё село было около 10 колодцев, воду также брали из лесных озёр[3]. К 1914 году здесь имелось уже 28 колодцев, глубиной от 6 до 11 аршин, из них: 13 уличных, 5 дворовых и 10 огородных. В 4 колодцах вода была хорошая, в остальных жёсткая[13].

Промыслы и торговля

К середине 1880-х годов различными местными промыслами в Изнаире было занято 45 мужчин и 2 женщины, отхожими — 13 мужчин и 1 женщина, из них: в работниках — 17 мужчин и 1 женщина, двое торговали бреднями, 1 писарь, 3 рыболова, двое держали кирпичный завод, 2 маляров, 12 пастухов, 1 нищая, 1 лодочник, 5 мельников, 1 повар, 1 кухарка, 2 сельских должностных лица, 2 плотника, 6 сапожников, 1 пильщик, 1 церковный сторож[3].

Мирские расходы и повинности

До 1881 года подати и повинности крестьян Изнаирского общества раскладывались на 218 ревизские души. После двух коренных переделов платежи начали раскладывать на всех лиц мужского пола с 8-летнего возраста; таким образом, раскладочных единиц стало 263. От податей, связанных с владением землей, освобождались вдовы; также ежегодно 2—3 солдата освобождались на 1 год от податей по возвращении со службы. За них подати вносились миром по душевой раскладке[3].

Мирские расходы крестьян Изнаирского общества распределялись следующим образом:

  • старосте — 3 десятины земли, сенокоса на 10 возов и немного леса
  • писарю (он же сборщик) — 50 рублей
  • на въезжую квартиру и сборную избу — 25 рублей
  • на содержание пожарного обоза — 50 рублей
  • рекрутам — 30 рублей
  • псаломщику — 50 рублей
  • священнику — 150 рублей
  • на общественные молебны — 90 копеек
  • церковному сторожу — 44 рубля
  • церковному старосте — 36 рублей
  • просвирне — 25 рублей
  • лесному сторожу — ? рублей
  • полевому сторожу — 6 возов сена
  • пастухам: коровьему — 100 рублей, свиному — 25 рублей, овечьему (3 стада и 3 пастуха) — 32 + 20 + 18 рублей
  • на покупку общественного быка — 35 рублей
  • на непредвиденные расходы — 25 рублей[3]

Холерный бунт 1892 года

Николай Иванович Сентюков

В 1892 году Россию охватила одна из самых больших эпидемий холеры, которая сопровождалась «холерными бунтами», спровоцированными невежеством и страхом. Среди населения распространялись слухи, что «здоровых людей брали в холерные больницы» и что «хоронили живых», «что холеры никакой нет, а её выдумывают доктора», что «доктора и фельдшера напускают болезнь и отравляют воду в колодцах». Саратовские газеты сообщали, что особо много холерных заболеваний было в Изнаире и Селитьбе[4]. Летом во Владыкинской волости, в том числе и в селе Изнаир, вспыхнул «холерный бунт», для усмирения которого власти губернии отправили в волость жандармов[8].

Аграрные беспорядки начала XX века

24 октября 1905 года крестьяне села Изнаир, возглавляемые Николаем Ивановичем Сентюковым, участвовали в беспорядках в селе Владыкино, в погроме и разграблении имений княгини Волконской, а также имения князя Голицына-Прозоровского в Зубриловке[4][14].

С 1917 года

Летом 1924 года в селе Изнаир была организована комсомольская ячейка[15].

В начале 1930-х годов в селе Изнаир был организован колхоз «Культпоход». 26 февраля 1936 года он был разукрупнён на два, с образованием в деревне Пески колхоза имени Кирова[А 1]. В конце 1940-х колхозы снова были объединены в один — имени Кирова. Правление колхоза находилось в селе Изнаир. В феврале 1958 года колхоз влился в колхоз имени Сталина (с. Владыкино).

В 1940 году специальной изыскательной комиссией торфоведов в болоте «Портновском», расположенном около села Изнаир, были обнаружены значительные запасы торфа годного для топлива. В то время Ртищевский район испытывал острую нужду в топливе. Поэтому, в целях снабжения организаций и учреждений района местным топливом, болото «Портновское» было решено использовать под торфоразработки в 1941 году[А 2].

Изнаир Заречная улица.jpg Изнаир школа.jpg Изнаир клуб.jpg
Дома на Заречной улице Здание бывшей Изнаирской начальной школы (2013 год) Здание бывшего клуба (2013 год)

История административного подчинения

Административное подчинение селения неоднократно изменялось. Первоначально деревня Изнаир входила в состав Завального стана Пензенского уезда Пензенской провинции Казанской губернии[5].

После выхода императорских указов от 11 января 1780 года «О учреждении Саратовского наместничества» и от 7 ноября 1870 года «Об открытии Саратовского наместничества», село оказалось в составе новообразованной Балашовской окру́ги (уезда)[16]. Позднее, вероятно к началу 1790-х годов, село вошло в состав Сердобского уезда[17][18]. В 1859—1860 годах село Изнаир входило в 1-й стан Сердобского уезда[19].

19 февраля 1861 года «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в уездах было учреждено волостное управление. С этого времени и до 1923 года село Изнаир входило в состав Владыкинской волости[20].

Вскоре после Октябрьской революции село Изнаир стало центром Изнаирского сельсовета[20], после ликвидации которого в июне 1954 года вошло во Владыкинский сельсовет[21].

В результате муниципальной Реформы 2006 года село Изнаир вошло в состав Краснозвездинского муниципального образования[22].

Население

На 1794 год в селе Богородском (Изнаир) насчитывалось 101 двор[9]. К 1859 году их численность уменьшилась до 83 дворов[19]. По переписи 1886 года общее число домохозяйств села Владыкино насчитывало 120 дворов[3]. К 1911 году общее число хозяйств в селе достигло 172 дворов, при этом 2 двора не входили в Изнаирское общество[12]. К 1914 году число дворов уменьшилось до 160[13]

Численность населения по годам[П 6]
1762 142[6] 1886 720[3] 1938 823[А 3] 2000 173[23]
1794 500[9] 1911 914[12] 1969 538 2007 119
1859 548[19] 1914 780[13] 1977 416 2010 84[24]

Социальная сфера

В настоящее время в селе отсутствуют какие-либо социально-культурные учреждения.

Образование

МОУ «Изнаирская начальная общеобразовательная школа» (2008)

В 1870-х годах при Казанской церкви села приходским священником Твердовским было открыто училище для мальчиков. В 1878 году в нём обучалось 7 человек[25]. В середине 1880-х годов дети изнаирских крестьян ходили учиться во Владыкинскую школу[3]. К 1911 году в селе работала земская школа, после 1917 года преобразованная в начальную.

В 1938 году в целях обеспечения контингента учащихся школьными помещениями под школу приспособили здание сельсовета[А 4].

В 2009 году МОУ «Изнаирская начальная общеобразовательная школа» была реорганизована путём присоединения к МОУ «Владыкинская средняя общеобразовательная школа». К 2013 году школа прекратила существование. Школа располагалась по адресу: улица Заречная, 105[26].

Церковный приход

На этом месте находилась Казанская церковь села Изнаир
Основная статья: Казанская церковь (Изнаир).

Приход был в самом селе. Данные о первой церкви не сохранились, известно только, что она сгорела ещё до 1760-х годов. Так как второе название села было Богородское, то можно предположить, что церковь была освящена в честь Рождества Богородицы.

В 1765 году на средства прихожан в селе была построена новая деревянная церковь, освящённая в 1767 году в честь Казанской иконы Божией Матери[27]. Предположительно, в 1936 году Казанская церковь была закрыта и в конце 1940-х годов разобрана.

См. также

Примечания

  1. Существует легенда, что на месте села Изнаир изначально существовали поселения однодворцев, нёсших охранно-сторожевую службу и следившие за передвижением степных кочевников. Селение якобы называлось Иванырс, а с созданием церковного прихода село стали называть Богородским[4]. Документально эта легенда не подтверждена и, скорее всего, относится к селу Иванырс (Богородское), ныне — Лунинского района Пензенской области. В своей диссертации «Раскол в Саратовском крае» историк, секретарь Саратовской учёной архивной комиссии Николай Степанович Соколов отмечал, что уже в 1699 году в селе Изнаир значился церковный приход. Однако А. Н. Минх в своей статье «Материалы для истории заселения Саратовского края», которая была опубликована в 1890 году в Трудах Саратовской учёной архивной комиссии, уточняет, что Соколов описывал селения, возникшие к 1700 году на правой стороне Хопра.
  2. Отказ по сыску — признание владельческих прав на землю после проверки властями принадлежности земли на основе опроса жителей окрестных деревень.
  3. Название «село Богородское Изнаир тож» встречается в Ревизской сказке IV ревизии об экономических крестьянах, пахотных солдатах, однодворцах и молороссиянах Балашовского и Сердобского округ Саратовского наместничества и Чембарской округи Пензенского наместничества
  4. У М. С. Полубоярова опечатка — Капров
  5. Поселение, образовавшееся здесь, также назвали Изнаир. Ныне это село располагается в Екатериновском районе Саратовской области.
  6. Данные пятой ревизии (1794—1808) содержат только количество душ мужского пола.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов / кодов ОКАТО /налоговых инспекций ФНС / адресов
  2. Саратовская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1970 года. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970. — С. 90
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Изнаир село, Владыкинская волость, Сердобский уезд, крестьяне-собственники, бывшие государственные. Часть 1; Часть 2; Часть 3)
  4. 4,0 4,1 4,2 Мещеряков С. Село Изнаир // Путь Ленина. — 20 декабря 1961. — С. 4
  5. 5,0 5,1 5,2 Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. IV, выпуск II. — Саратов: Типография губернского земства, 1893. — С. 183
  6. 6,0 6,1 Кузнецова Ю. А. К истории колонизации Сердобского уезда. (Материалы для историко-географического словаря) // Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения. Вып. 35, Ч. 2 (Исторический сборник). — Издание Н.-Волжского областного научного общества краеведения: Саратов, 1928. — С. 68, 70
  7. Холмогоров В., Холмогоров Г. Материалы для истории колонизации Саратовского северо-восточного края до второй половины XVIII века // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск 2. — Саратов, 1891. — С. 139—142
  8. 8,0 8,1 Куванов А. Против угнетателей // Путь Ленина. — 4 мая 1967
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Ведомость, сочинённая по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, принадлежащего того уезда к карте собственнаго Его императорскаго величества депо (1794—1808 гг.) / под. ред. М. С. Полубоярова, 2011. — Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. ВУА, д. 19014, лл. 33-48
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 1, 1767—1911. — рукопись
  11. Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 2, 1911. — рукопись
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Списки населенныхъ мѣстъ Саратовской губерніи. Сердобскій уѣзд. — Саратовъ: Изд-во Оцѣночно-статистическаго отдѣленія Саратовской губернской земской управы, 1912. — С. 8—9
  13. 13,0 13,1 13,2 Водоснабженіе въ Саратовской губерніи въ санитарномъ отношеніи. Выпускъ восьмой. Сердобскій уѣздъ / сост. сан. врачъ А. М. Ильинъ. — Саратовъ: Изданіе Саратовской губернской земской управы, 1914. — С. 33—34
  14. Бульин Н. Революционное прошлое села Владыкино // Путь Ленина. — 2 июня 1961. — С. 4
  15. Щербакова Л. По ленинскому пути // Путь Ленина. — 25 июня 1983
  16. Фонд 28. Опись 1. Дело 8. Копии ревизских сказок по Балашовскому и Сердобскому уездам. Ревизская сказка IV ревизии об экономических крестьянах, пахотных солдатах, однодворцах и малороссиянах Балашовского и Сердобского округ Саратовского наместничества (Архивировано из первоисточника 2.10.2015).
  17. План генерального межевания Сердобского уезда, 1790
  18. Атласъ Россійской имперіи, состоящій изъ 52 картъ, изданный во градѣ С. Петра въ лѣто 1796 г. в царствованія Екатерины II
  19. 19,0 19,1 19,2 Саратовская губернія. Списокъ населенныхъ мѣстъ по свѣдѣніямъ 1859 года. — Спб: Изд-во ЦСК МВД, 1862. — С. 90
  20. 20,0 20,1 Купцова Ю. А. Алфавитный список населённых пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года на сайте ГАСО
  21. Об объединении сельских Советов Балашовской области // Путь Ленина. — 27 июня 1954. — С. 1
  22. Закон Саратовской области от 29 декабря 2004 г. № 117-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района»
  23. Постановление Саратовской областной Думы от 18 апреля 2001 г. № 53-2378 «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области»
  24. Численность и размещение населения Саратовской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. — Саратов: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, 2012. — С. 81
  25. Саратовские епархиальные ведомости, 1878. — С. 259
  26. МОУ «Изнаирская начальная общеобразовательная школа» на сайте Прима-информ
  27. Саратовские епархиальные ведомости, 1895. — № 19. — С. 365—366
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
  1. Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 2. Протокол № 46 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 26.02.36. — С. 57—58
  2. Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 20. Протокол № 41 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 16.12.40. — С. 142
  3. Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 10 План районирования по проведению переписи населения в сельских местностях Ртищевского района (Приложение к протоколу № 36 заседания Президиума РИКа от 16 августа 1938 года). — С. 82—86