История здравоохранения в Ртищевском районе

(перенаправлено с «История здравоохранения»)
Участковая больница села Ртищево (ныне неврологическое отделение Ртищевской ЦРБ)

До 1917 года

На 1880 год в сельце Шуклино существовал приёмный покой.

К концу 1880-х годов все уезды Саратовской губернии были разделены на медицинские участки, которые в свою очередь делились на медицинские округа. Балашовский уезд был разделён на 2 участка. Первый участок включал в себя один, так называемый, городской медицинский округ, в который, помимо Балашова, входило ещё пять волостей. Второй участок состоял из семи медицинских округов: Турковского, Сестренского, Самойловского, Романовского, Аркадакского, Северского и 2-го Ивановского[1].

Территория нынешнего Ртищевского района входила в состав Сестренского и Северского округов. В Сестренский медицинский округ входили следующие волости: Сестренская, Баклушинская, Макаровская, Зубриловская, Репьёвская и село Перевесинки. Заведовал округом Николай Егорович Соседов (на 1889 год), проживавший в селе Ключи[1].

В Северский медицинский округ входили волости: Северская, Красно-Коленская, Марьинская, Перевесинская (без села Перевесинки) и село Сергиевка Зубриловской волости. Заведовал округом Александр Павлович Николев (на 1889 год), проживавший в селе Северки[1].

Сердобский уезд включал в себя городской округ, в который, помимо Сердобска, входили три волости, и три врачебных участка: 1-й «Трескинский», 2-й «Голицынский» и 3-й «Пяшинский». Территория нынешнего Ртищевского района входила во 2-й «Голицынский» врачебный участок, который включал в себя следующие волости: Голицынская, Владыкинская, Уваро-Протасовская, Сосновская, Сокольская, Урусовская, Космодемьянская, Сапожковская, Борковская, Еланская, Малиновская, Ольшанская и Воронцовская. Заведовал врачебным участком Леонид Павлович Эберман (на 1889), проживавший в селе Шилово-Голицыно[1].

В 1892 году Россию охватила одна из самых больших эпидемий холеры. По официальным данным в Саратовской губернии из 40 тысяч заболевших умерло 20 тысяч человек. По губернии прокатились «холерные бунты», спровоцированными невежеством и страхом. Среди населения распространялись слухи, что «здоровых людей брали в холерные больницы» и что «хоронили живых», «что холеры никакой нет, а её выдумывают доктора», что «доктора и фельдшера напускают болезнь и отравляют воду в колодцах». В Сердобском уезде «холерный бунт» вспыхнул в населённых пунктах Владыкинской волости — Владыкино, Селитьбе, Изнаире и Киселёвке. Временный эпидемический врач Д. Л. Харас, командированный в Сердобский уезд, в своём отчёте писал: «Народ с самого начала и знать не хотел ни о лечении, ни об обеззараживании, ставил всевозможные препятствия и преграды всякому распоряжению со стороны врача, никаких лекарств сначала не принимал, приходилось его убеждать и всячески доказывать, что врачи им желают добра, приходилось нередко самому раньше пить лекарства, принимать различные порошки; в некоторых, например, случаях доходило дело до того, что прежде чем давать больному лекарство, окружающие больного экспериментировали с этим лекарством на домашних животных, на кошке, собаке. Более смелые не стеснялись прямо просить врача или фельдшера оставить их в покое. Уединение заражённых дворов вызывало ещё большее неудовольствие. Не менее недоверчиво, чем к лечению, относился народ к обеззараживанию, так что в некоторых местах даже приходилось производить дезинфекцию при помощи полиции».

В 1904 году в селе Ртищево была открыта участковая больница на 16 коек. В её штате были один врач, три фельдшера и одна акушерка. После 1917 года участковая больница была преобразована в советскую, а позднее в районную.

В 1907 году в Ртищево на Московской улице (Большая Московская улица ?) провизором Дралюком была открыта первая в посёлке аптека.

1940-е годы

На 1940 год в Ртищевском районе имелись две больницы — советская (с. Ртищево) и железнодорожная (г. Ртищево), один роддом, состоящий на местном бюджете и два роддома колхозов.

В 1942 году решением суженного заседания исполкома Райсовета здание городской инфекционной больницы было передано для размещения обсервационного пункта Воронежского фронта. В связи с этим, по предложению заведующего Ртищевского райздравотдела Покровского, при советской больнице было развёрнуто инфекционное отделение на 50 коек за счёт освобождения жилого фонда больницы.

1950-е — 1960-е годы

В 1955 году в Ртищево началось строительство городской больницы. Больничный городок, включавший в себя больницу, поликлинику, детскую поликлинику и родильный дом, был сдан в эксплуатацию в декабре 1961 года. В феврале 1962 года, в связи с открытием городской больницы, Ртищевская районная больница, расположенная в селе Ртищево, была реорганизована в инфекционное отделение городской больницы.

На 1957 год в Ртищевском районе имелось 4 больницы, две поликлиники, детские и женские консультации, 14 медицинских пунктов, которые обслуживали население города, района и узла.

В 1969 году на юго-западной окраине города началось сооружение комплекса железнодорожного больничного городка. Железнодорожная больница (ныне — НУЗ «Отделенческая больница на станции Ртищево-I ОАО „РЖД“»), была сдана в эксплуатацию в феврале 1973 года.

1980-е годы

В декабре 1981 года на улице Железнодорожной было сдано в эксплуатацию здание железнодорожной поликлиники.

В 1986 году началось строительство новой детской больницы на 120 коек с детской консультацией на 200 посещений, которая открылась в 1988 году. Территория Центральной районной больницы увеличилась в два раза.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Саратовские епархиальные ведомости. — 1889. — 31 марта. — № 6. — С. 158—160, 164—165
  • Больничный городок// Путь Ленина. — 12 декабря 1969
  • Назаров В. В. Становление земской санитарии в Саратовской губернии в 80-е — 90-е годы XIX века
  • Никишов С. История здравоохранения Ртищевского района // Путь Ленина. — 20 июня 1970
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880. — С. 345
  • Путь Ленина. — 1957
  • Татарникова А. Открыты двери новой больницы// Путь Ленина. — 23 февраля 1973
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 23. Основные итоги выполнения народного хозяйственного плана за 1940-44 г.
    • Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 36. Протокол № 106 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 12.10.42. — С. 178