История здравоохранения в Ртищевском районе

(перенаправлено с «История здравоохранения»)
Участковая больница села Ртищево (ныне неврологическое отделение Ртищевской ЦРБ)

До 1917 года

На 1879 год в сельце Шуклино Сердобского уезда Голицынской волости существовал приёмный покой[1].

К концу 1880-х годов все уезды Саратовской губернии были разделены на медицинские участки, которые в свою очередь делились на медицинские округа. Балашовский уезд был разделён на 2 участка. Первый участок включал в себя один, так называемый, городской медицинский округ, в который, помимо Балашова, входило ещё пять волостей. Второй участок состоял из семи медицинских округов: Турковского, Сестренского, Самойловского, Романовского, Аркадакского, Северского и 2-го Ивановского[2].

Территория нынешнего Ртищевского района входила в состав Сестренского и Северского округов. В Сестренский медицинский округ входили следующие волости: Сестренская, Баклушинская, Макаровская, Зубриловская, Репьёвская и село Перевесинки. Заведовал округом Николай Егорович Соседов (на 1889 год), проживавший в селе Ключи[2].

В Северский медицинский округ входили волости: Северская, Красно-Коленская, Марьинская, Перевесинская (без села Перевесинки) и село Сергиевка Зубриловской волости. Заведовал округом Александр Павлович Николев (на 1889 год), проживавший в селе Северки[2].

Сердобский уезд включал в себя городской округ, в который, помимо Сердобска, входили три волости, и три врачебных участка: 1-й «Трескинский», 2-й «Голицынский» и 3-й «Пяшинский». Территория нынешнего Ртищевского района входила во 2-й «Голицынский» врачебный участок, который включал в себя следующие волости: Голицынская, Владыкинская, Уваро-Протасовская, Сосновская, Сокольская, Урусовская, Космодемьянская, Сапожковская, Борковская, Еланская, Малиновская, Ольшанская и Воронцовская. Заведовал врачебным участком Леонид Павлович Эберман (на 1889), проживавший в селе Шилово-Голицыно[2].

В 1892 году Россию охватила одна из самых больших эпидемий холеры. По официальным данным в Саратовской губернии из 40 тысяч заболевших умерло 20 тысяч человек. По губернии прокатились «холерные бунты», спровоцированными невежеством и страхом. Среди населения распространялись слухи, что «здоровых людей брали в холерные больницы» и что «хоронили живых», «что холеры никакой нет, а её выдумывают доктора», что «доктора и фельдшера напускают болезнь и отравляют воду в колодцах»[3]. В Сердобском уезде «холерный бунт» вспыхнул в населённых пунктах Владыкинской волости — Владыкино, Селитьбе, Изнаире и Киселёвке. Временный эпидемический врач Д. Л. Харас, командированный в Сердобский уезд, в своём отчёте писал: «Народ с самого начала и знать не хотел ни о лечении, ни об обеззараживании, ставил всевозможные препятствия и преграды всякому распоряжению со стороны врача, никаких лекарств сначала не принимал, приходилось его убеждать и всячески доказывать, что врачи им желают добра, приходилось нередко самому раньше пить лекарства, принимать различные порошки; в некоторых, например, случаях доходило дело до того, что прежде чем давать больному лекарство, окружающие больного экспериментировали с этим лекарством на домашних животных, на кошке, собаке. Более смелые не стеснялись прямо просить врача или фельдшера оставить их в покое. Уединение заражённых дворов вызывало ещё большее неудовольствие. Не менее недоверчиво, чем к лечению, относился народ к обеззараживанию, так что в некоторых местах даже приходилось производить дезинфекцию при помощи полиции»[3].

В 1898 году Сердобское уездное земство открыло лечебницу в селе Шилово-Голицыно, которая проработала до 1904 года; в 1900 году — амбулаторию на станции Салтыковка[4].

В 1904 году в селе Ртищево была открыта участковая больница на 16 коек. В её штате были один врач, три фельдшера и одна акушерка[4]. После 1917 года участковая больница была преобразована в советскую, а позднее в районную.

Еланская больница

Лечебница в селе Елани (позже — участковая больница на 16 коек) открылась 12 октября 1906 года. В её штате состояли один врач, два фельдшера и две фельдшерицы-акушерки. Во Владыкино 13 декабря 1907 года и в Крутце 12 февраля 1909 года были открыты фельдшерские пункты[4].

В 1907 году в Ртищево на Московской улице (Большая Московская улица ?) провизором Дралюком была открыта первая в посёлке аптека[4].

В 1911 году в селе Малиновка открылась амбулатория, впоследствии преобразованная в участковую больницу. Взамен этого были закрыты амбулатория при станции Салтыковка и фельдшерский пункт в селе Крутец. В Малиновской больнице к 1911 году работали один врач, три фельдшера и одна акушерка[4].

1920-е годы

Амбулатория в бывшем доме С. И. Москалёва (колоризация)

В начале зимы 1928 года в селе Нижнее Голицыно в бывшем доме купца Москалёва открылась амбулатория[5]. В конце 1942 года, в связи с тем, что больница в селе Потьма не функционировала из-за отсутствия помещения, Нижнеголицынская амбулатория была переоборудована в больницу на 20 коек[6].

1940-е годы

На 1940 год в Ртищевском районе имелись две больницы — советская (с. Ртищево) и железнодорожная (г. Ртищево), один роддом, состоящий на местном бюджете и два роддома колхозов[7].

В 1942 году решением суженного заседания исполкома Райсовета здание городской инфекционной больницы было передано для размещения обсервационного пункта Воронежского фронта. В связи с этим, по предложению заведующего Ртищевского райздравотдела Покровского, при советской больнице было развёрнуто инфекционное отделение на 50 коек за счёт освобождения жилого фонда больницы[6].

1950-е — 1970-е годы

В 1950 году в Ртищевском районе имелось 70 стационарных коек[8].

С 1953 года при Ртищевском городском комитете Красного креста работали двухгодичные курсы медицинских сестёр. В 1955 году курсы окончили 70 девушек. Они работали медицинскими сёстрами на стройках в Иркутске, Новосибирске, Ленинграде, Тамбове, Харькове, Киеве, Омске, на шахтах Донбасса. В 1957 году курсы окончили ещё 78 девушек[9].

В 1955 году в Ртищево началось строительство городской больницы. Больничный городок, включавший в себя больницу, поликлинику, детскую поликлинику и родильный дом, был сдан в эксплуатацию в декабре 1961 года. В феврале 1962 года, в связи с открытием городской больницы, Ртищевская районная больница, расположенная в селе Ртищево, была реорганизована в инфекционное отделение городской больницы.

Бывшая Владыкинская больница

К 1956 году число стационарных коек в Ртищевском районе увеличилось до 105. На базе врачебных амбулаторий открылось два стационара: во Владыкино и на второй компрессорной станции. Был открыт фельдшерский пункт в совхозе «Темп» (участок «Правда»)[8]. Таким образом к 1957 году в Ртищевском районе имелось 4 больницы и 14 медицинских пунктов (Александровский, Песчанский, Подгоренский, Правдинский, Протасовский, Урусовский и другие[8]). В них работали 11 врачей и 87 специалистов со среднем медицинским образованием. В городе имелись городская больница, в которой работали около 80 врачей, железнодорожная больница, две поликлиники, детские и женские консультации[10].

В 1969 году на юго-западной окраине города началось сооружение комплекса железнодорожного больничного городка[11]. Железнодорожная больница (ныне — НУЗ «Отделенческая больница на станции Ртищево-I ОАО „РЖД“»), была сдана в эксплуатацию в феврале 1973 года[12].

К началу 1970-х годов в городе Ртищево и районе имелось 9 больниц на 380 коек, несколько врачебных амбулаторий и медицинских пунктов[4].

1980-е годы

В декабре 1981 года на улице Железнодорожной было сдано в эксплуатацию здание железнодорожной поликлиники[13].

В 1986 году началось строительство новой детской больницы на 120 коек с детской консультацией на 200 посещений, которая открылась в 1988 году. Территория Центральной районной больницы увеличилась в два раза[14][15].

Источники

  1. Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880. — С. 345
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Саратовские епархиальные ведомости. — 1889. — 31 марта. — № 6. — С. 158—160, 164—165
  3. 3,0 3,1 Назаров В. В. Становление земской санитарии в Саратовской губернии в 80-е — 90-е годы XIX века // Наука, технология и общество во время Первой мировой войны: Медицина / отв. ред. и сост. Л. А. Булгакова. — СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 307
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Никишов С. История здравоохранения Ртищевского района // Путь Ленина. — 20 июня 1970. — С. 3—4
  5. Слободянюк Р. Сельская больница // Путь Ленина. — 7 ноября 1958. — С. 4
  6. 6,0 6,1 Протокол № 106 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 12.10.42. — С. 178 (АРГРИ: Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 36)
  7. Основные итоги выполнения народного хозяйственного плана за 1940-44 г. — С. 15 (АРГРИ: Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 23)
  8. 8,0 8,1 8,2 VIII сессия райсовета // Путь Ленина. — 1 июня 1956. — С. 2
  9. Томилина А. Курсы Красного креста // Путь Ленина. — 3 февраля 1957. — С. 4
  10. Цифры и факты // Путь Ленина. — 5 декабря 1957. — С. 2—3
  11. Больничный городок // Путь Ленина. — 12 декабря 1969. — С. 2
  12. Татарникова А. Открыты двери новой больницы // Путь Ленина. — 23 февраля 1973. — С. 4
  13. Копёнкина В. Новая поликлиника // Путь Ленина. — 21 мая 1982. — С. 4
  14. Юрьева Т. Забота общая // Путь Ленина. — 22 сентября 1987. — С. 2
  15. Алексеев И. Для здоровья детей // Путь Ленина. — 12 октября 1988. — С. 1