История образования в Ртищевском районе

(перенаправлено с «История образования»)

До 1917 года

В 1870 году в Больших Сестренках (ныне Красная Звезда) открылась школа.

К 1885 году из 7 церковно-приходских школ, работавших на территории Балашовского уезда, 4 находились в сёлах нынешнего Ртищевского района: Юсупово (с сентября 1881), Блохино (ныне — Чиганак; с 1881), Потьма (с января 1881; не упоминается в 1888) и Бельщино (с 19 января 1885). Все 3 церковно-приходские школы Сердобского уезда располагались за пределами нынешнего Ртищевского района.

К 1888 году число церковно-приходских школ Сердобского уезда возросло до 15, из них две располагались на территории нынешнего Ртищевского района: школа грамотности в деревне Поливановке (ныне — с. Александровка; с начала 1887) и церковно-приходская школа в селе Борки (с января 1887).

Первое учебное заведение на станции Ртищево — церковно-приходская школа при Александро-Невской церкви, было открыто в 1889 году. Первоначально школа была смешанного типа. После открытия в 1897 году на станции Ртищево мужского двуклассного училища — преобразована в женскую.

В 1914 году в Ртищево началось строительство гимназии, однако до 1918 года, то есть до упразднения гимназий как типа учебного заведения, её построить не успели. В достроенном позднее здании, разместилась начальная школа, ныне здесь располагается Дом детского творчества «Гармония».

До 1917 года на станции работало ртищевское попечительство Общества вспомоществования учащимся в училищах и школах Рязано-Уральской железной дороги, в составе семи уполномоченных представителей. Ртищевский участок тяги оказывал значительное содействие в делах Общества вспомоществования наряду с такими крупными станциями, как Москва, Тамбов и Покровск (Энгельс).

1930-е годы

К 1931 году школьная сеть Ртищевского района увеличилась с 64 до 77 школ. Охват детей по району составлял свыше 90 %. Было организовано 320 ликпунктов, мобилизовано 510 культармейцев.

На заседании президиума Ртищевского горсовета, состоявшегося 16 февраля 1936 года, отмечалось, что работа школ стоит на недостаточной высоте, особенно в области улучшения преподавания русского языка. Учащиеся 5-х и даже 9-х классов делали много ошибок в диктантах — 10-12 на 40-50 слов. Недостаточно также велась борьба с заболеваемостью учащихся, в частности, скарлатиной, особенно в начальных школах № 1 и № 2. В связи с этим президиум Горсовета обязал заведующих и директоров школ иметь в обязательном порядке адреса всех учащихся в канцелярии школ, для того, чтобы каждого неявившегося учащегося можно было проконтролировать на дому. Всем школам предписывалось завести безкружечную систему питья, для чего предписывалось обеспечить школы бачками с фонтанчиками. Подсобные хозяйства, существовавшие при средних школах, были признаны излишней нагрузкой, поэтому их до 1 марта 1936 года предписывалось передать в ведение городского Совета[1].

1950-е годы

К 1955 году в городе Ртищево и Ртищевском районе насчитывалось 46 начальных, средних и неполных средних школ, консультативный пункт Балашовской заочной средней школы, ЖУ-3, ФЗО-27, ФЗО мясокомбината и школа подготовки медсестёр.

1980-е годы

1 сентября 1984 года в юго-западном районе города открылась средняя общеобразовательная школа № 4.

с 1992 года

В 1997 году в связи с передачей образовательных учреждений Юго-Восточной железной дороги на баланс Ртищевского отдела образования, районный комитет внёс изменения в структуру администрации, преобразовав отдел образования в управление образования администрации Ртищевского района.

Примечания

  1. АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 7. Протокол № 4 заседания Президиума Ртищевского горсовета Саратовского края от 16 февраля 1936 года. — С. 13—14

Литература

  • Васильев Г. С заседания районного комитета // Перекрёсток России. — 24 июня 1997
  • Вестник РУЖД: часть неофициальная, 1916
  • Отчёт Саратовского Епархиального училищного совета о церковно-приходских школах в Саратовской епархии за время с ноября 1884 по ноябрь 1885 года // Саратовские епархиальные ведомости, 1886. — С. 55—58
  • Очерки истории Саратовского Поволжья, Т. 1.: С древнейших времён до отмены крепостного права/ под ред. И. В. Пороха. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, ИИЦ АО «Заволжье», 1993. — С. 75, 335
  • Путь Ленина. — 26 августа 1960
  • Ртищевский район вступает в третий год пятилетки // Путь Ленина. — 18 января 1931
  • Саратовские епархиальные ведомости, 1888. — С. 50—51