Каляев, Анатолий Васильевич

Анатолий Васильевич Каляев
Анатолий Васильевич Каляев
Директор НИИ МВС
1973 — 1993
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Божич В. И.
Ректор Таганрогского радиотехнического института им. В. Д. Калмыкова
1968 — 1986
Предшественник: Алёхин, Владимир Максимович
Преемник: Малышев, Николай Григорьевич
 
Рождение: 29 июня 1922(1922-06-29)
п. Ртищево, Ртищевская волость, Сердобский уезд, Саратовская губерния, РСФСР
Смерть: 10 марта 2004(2004-03-10) (81 год)
г. Таганрог, Ростовская область, Россия
Образование: Ленинградский политехнический институт
Профессия: преподаватель
 
Научная деятельность
Научная сфера: вычислительная техника, архитектура суперЭВМ, многопроцессорные вычислительные системы
Место работы: Таганрогский государственный радиотехнический университет
Учёная степень: доктор технических наук
Известен как: конструктор одной из первых в мире цифровых интегрирующих машин «Метеор-­3»
 
Семья
Отец: Василий Герасимович
 
Награды
Герой Социалистического Труда
Орден Дружбы Орден Ленина Орден Отечественной войны II степени Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Орден Трудового Красного Знамени Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За оборону Ленинграда» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Юбилейная медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Ветеран труда» Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР

Анатолий Васильевич Каля́ев (29 июня 1922, Ртищево Саратовской губернии — 10 марта 2004, Таганрог Ростовской области) — советский, российский учёный, академик РАН по Отделению информатики, вычислительной техники и автоматизации (2000; член-корреспондент РАН с 1991; член-корреспондент АН СССР с 1984), академик Международной академии наук высшей школы, академик Международной академии информатизации, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического Труда (1986), Почётный гражданин г. Таганрога.

Биография

Анатолий Каляев родился в 1922 году в посёлке Ртищево, в семье железнодорожника. Его отец Василий Герасимович работал машинистом на станции Ртищево. Весной 1927 года, в связи с переводом отца, семья Каляевых переехала в Козлов (ныне Мичуринск). Ещё через 4 года семья перебралась на станцию Лев Толстой. Закончив с отличием среднюю школу, Анатолий поступил на электротехнический факультет Ленинградского политехнического института. Однако, с началом Великой Отечественной войны, прервал обучение и вступил добровольцем в Народное ополчение в Ленинграде. Его определили в 106-й пограничный полк, сражавшийся на Пулковских высотах. Анатолий Васильевич участвовал в освобождении Ленинграда и Прибалтики.

Восстановившись в институте после войны, А. Каляев вскоре стал сталинским стипендиатом. Закончив институт с отличием в 1951 году, он, по направлению учёного совета вуза, поступает в аспирантуру. В 1954 году Анатолий Васильевич защитил кандидатскую диссертацию и был направлен в город Таганрог, в Таганрогский радиотехнический институт имени В. Д. Калмыкова. Там он начал преподавательскую и исследовательскую работу по вычислительной технике сначала доцентом, затем, защитив в 1964 году докторскую диссертацию, профессором, заведующим кафедрой вычислительной техники, с 1957 по 1960 год — проректором по научной работе и с 1968 по 1986 год — ректором.

В 1969 году А. Каляев организовал ОКБ «Миус», научным руководителем которого являлся на протяжении 15 лет. По инициативе Каляева 29 декабря 1972 года Совет Министров РСФСР принял постановление № 754 об организации при Таганрогском радиотехническом институте Научно-исследовательского института однородных микроэлектронных вычислительных структур (НИИ ОМВС), который в 1985 году был переименован в Научно-исследовательский институт многопроцессорных вычислительных систем (НИИ МВС). 10 января 1973 года Анатолий Васильевич был назначен первым директором НИИ МВС и проработал в должности до 1993 года.

С февраля 1985 года А. В. Каляев входил в состав редакционной коллегии научно-технического и производственного журнала «Микропроцессорные средства и системы».

Умер Анатолий Васильевич Каляев 10 марта 2004 года в Таганроге; похоронен на городском кладбище по Николаевскому шоссе.

Научная деятельность

Цифровая интегрирующая машина «Метеор-­3»

А. В. Каляев опубликовал более 380 научных работ, написал 14 монографий, на его счету 80 изобретений. Главными направлениями его научной деятельности были вычислительная техника, архитектура суперЭВМ и многопроцессорные вычислительные системы. Он создал и внедрил на практике более 20 параллельных многопроцессорных вычислительных систем. В 1964 году вместе со своими учениками сконструировал одну из первых в мире цифровую интегрирующую машину «Метеор-­3» на 100 параллельно работающих процессорах с большой скоростью вычисления.

Под его руководством был разработан и осуществлён новаторский проект многопроцессорной вычислительной системы с массовым параллелизмом и программируемой архитектурой, которая имела производительность более 1000 гигафлопс.

С октября 1967 по февраль 1968 года в США проходила выставка «Образование в СССР», среди экспонатов которой была представлена малая цифровая интегрирующая машина «Квант-1», разработанная в Таганрогском государственном радиотехническом институте под руководством А. В. Каляева.

Анатолий Васильевич Каляев сформировал в Таганрогском радиотехническом институте принципиально новые научные направления. В 1962 году — «Цифровые интегрирующие машины и структуры», в 1971 году — «Многопроцессорные вычислительные структуры», в 1975 году — «Цифровые нейропроцессоры и цифровые нейропроцессорные сети и системы».

С 1997 года он являлся руководителем проекта «Теория и новые принципы построения архитектуры многопроцессорных вычислительных систем с массовым параллелизмом», а в 1998—1999 годах был руководителем минвузовской научно-технической программы «Многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой и системы и системы виртуальной реальности».

Произведения

  • Каляев А. В. Введение в теорию цифровых интеграторов. — К.: Изд-во Акад. наук УССР, 1964
  • Каляев А. В. Теория цифровых интегрирующих машин и структур. — М.: Советское радио, 1970—472 с.
  • Каляев А. В. Однородные коммутационные регистровые структуры. — М.: Советское радио, 1978. — 336 с.
  • Многопроцессорные системы с программируемой архитектурой / А. В. Каляев. — М.: Радио и связь, 1984. — 240 с.
  • Гиперкубовые системы коммутации многопроцессорных систем / А. В. Каляев, В. И. Кодачиков. — Львов: НТЦ «Интеграл», 1991
  • Каляев А. В. 80 лет в XX веке. Воспоминания. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. — 408 с.
  • Труды по разработке вычислительных систем с программируемой архитектурой, многопроцессорных систем и микропроцессоров с программируемой структурой.

Награды и премии

  • Орден Дружбы (9 июля 2002)[1]
  • Герой Социалистического Труда (1986)
  • Орден Ленина (1986)
  • Орден Отечественной войны II степени (6 апреля 1985) — к 40-летию Победы
  • Четыре ордена Трудового Красного Знамени
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне ВОВ 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»
  • Медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда» и ещё 4 медали
  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1974)
  • Почётный гражданин города Таганрога (1985)
  • Почётный профессор Таганрогского государственного радиотехнического университета (июнь 1997) — за большие заслуги в деле подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в университете

Память

Бюст А. В. Каляева в Таганроге
Памятная доска А. В. Каляеву в Таганроге
  • В 2005 году Научно-исследовательскому институту многопроцессорных вычислительных систем ТРТУ было присвоено имя академика Анатолия Васильевича Каляева.
  • В 2007 году Южный научный центр РАН объявил конкурс для молодых учёных на соискание премии имени академика Анатолия Каляева. Премия вручалась за выдающиеся достижения в области микроэлектроники, вычислительной техники, искусственного интеллекта, систем управления технологическими комплексами.
  • 28 ноября 2008 года в Таганроге возле НИИ МВС был установлен бюст А. В. Каляеву.
  • На «Профессорском доме» в Таганроге по ул. Чехова, 49 установлена памятная доска А. В. Каляеву.

Источники