Кинотеатры Ртищева

Кинотеатр имени Калинина (2007)
ВООПИК.png Объект культурного наследия Ртищевского района

Кинотеатры в Ртищево существуют с начала XX века. К концу 1980-х годов в городе насчитывалось 4 кинотеатра и один кинозал. Кинотеатры располагались в специализированных зданиях, а кинозал — в здании Дворца культуры железнодорожников имени В. И. Ленина. Большинство из них были закрыты в 1990-е годы. К 2014 году в городе Ртищево не осталось ни одного кинотеатра. В 2018 году был открыт 3D-кинотеатр, который является единственным в городе.

История

Первый синематограф «Дарьялы» был устроен в посёлке Ртищево предпринимателем Дурасовым в начале XX века. С помощью карбидного фонаря в нём показывали «живые картины». Располагался синематограф в сарае местного пожарного общества[П 1] на месте нынешнего лицея № 3[2].

С 1924 года кино демонстрировалось в рабочем клубе имени В. И. Ленина, который размещался в здании бывшей железнодорожной церкви, а с 1935 года постоянная демонстрация фильмов началась во дворце культуры имени В. И. Ленина[2].

К началу 1980-х годов во всех городских пунктах кинопоказа на дневном сеансе одновременно могли побывать более 1600 зрителей. Ежегодно в кинотеатрах города бывало более 400 тысяч зрителей. За 7 месяцев 1982 года в кинотеатрах побывало 233 тысячи человек[2].

В начале 1980-х годов планировалось возобновить демонстрацию фильмов в клубе «Спутник», а также открыть небольшие кинотеатры на улице Песчаной и на станции Ртищево-II[2].

Кинотеатр имени Калинина

Основная статья: Кинотеатр имени Калинина.

Первый стационарный кинотеатр в городе Ртищево был построен в 1910 году на средства машинистов братьев Толмазовых и дорожного мастера Семержиса. Изначально он назывался иллюзион-синематограф «Прогресс»[1], затем с 1935 по 1957 — кинотеатр имени Кагановича. С сентября 2014 года в здании бывшего кинотеатра разместился Ртищевский историко-краеведческий музей.

Летний кинотеатр

Бывшее детское кафе «Солнышко», слева бывшая киноаппаратная (2007)

В 1953 году Дорпрофсож ЮВЖД отпустил средства на строительство летнего зелёного кинотеатра при Ртищевском Дворце культуры имени В. И. Ленина[3]. Строительство кинотеатра на 350 мест в центре городского парка культуры и отдыха закончилось в августе 1959 года. Здание его было деревянным, а киноаппаратная и касса из шлакобетона. 9 марта 1960 года состоялась передача летнего кинотеатра с баланса кинотеатра имени М. И. Калинина безвозмездно городскому парку культуры. В начале 1990-х годов здание кинотеатра сгорело. В начале 2000-х годов металлический остов использовали для строительства летнего детского кафе «Солнышко» (прекратило существование).

Кинотеатр «Восток»

Кинотеатр «Восток» был построен и открылся в 1964 году в залинейной части города на улице Малой Элеваторской[4]. Его строительство вело Ремонтно-строительное управление[5]. С 1970 по 1976 год в одном из помещений кинотеатра размещалась библиотека[6]. В 1981 году кинотеатр был отремонтирован[2]. К началу 1990-х годов здание кинотеатра «Восток» пришло в аварийное состояние. Городские власти выставили его на аукцион[7]. 14 июля 1992 года здание кинотеатра было продано на первом в городе аукционе по распродаже недвижимости за 440 тысяч рублей[8]. В нём разместился продуктовый магазин АО «Катюша»[9]. Позднее здание было полностью демонтировано.

Кинотеатр «Маяк»

Основная статья: Тетерин фильм Маяк (кинотеатр).
Здание бывшего кинотеатра «Маяк» (2007)

Кинотеатр «Маяк» открылся в 1964 году в районе Свеклопункта на улице Образцова. Прекратил существование к середине 1990-х годов. В апреле 2018 года в здании кинотеатра «Маяк» компанией «Тетерин фильм» был открыт двухзальный 3D-кинотеатр[10].

Кинотеатр на улице Советской

Фундамент кинотеатра на улице Советской (1991)

Строительство двухзального кинотеатра на 300 и 200 мест по улице Советской предусматривалось Генеральным планом города. Впервые земельный участок под строительство был отведён в августе 1958 года. В дальнейшем, деятельность большинства первых секретарей Ртищевского горкома партии начиналась с попытки строительства современного кинотеатра[7]. Однако закладка фундамента кинотеатра на углу Советской и Полевой улиц состоялась только летом 1991 года. Финансировало строительство управление кинофикации Саратовского облисполкома. Строительство здания вело малое строительно-монтажное предприятие № 1 (бывшее СМУ-41)[11]. Темпы строительства были низкими, не хватало материалов, техники и рабочих рук[12]. В 1993 году из-за отсутствия средств у заказчика строительство было приостановлено[13], к 1994 году стройка превратилась в несанкционированную свалку[7], а позже демонтирована.

Киноклуб «3Dевятое Царство»

Киноклуб «3Dевятое Царство»
Фойе киноклуба

Киноклуб «3Dевятое Царство» открылся в Ртищево в начале ноября 2011 года по адресу улица Железнодорожная, 31/1. Здесь ежедневно показывали несколько сеансов фильмов в 3D формате[14], а также проходили прямые трансляции матчей Лиги чемпионов и Лиги Европы с участием команд Российского чемпионата[15]. Проработав около четырёх месяцев, киноклуб закрылся в феврале 2012 года.

Примечания

  1. по другим данным — в лабазе мельницы купца Дурасова[1]

Источники

  1. 1,0 1,1 Громов А. А., Кузнецов И. А. Ртищево — перекрёсток России. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1997. — 176 с. — ISBN 5-7633-0784-4. — С. 79
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Прокофьев Л. О людях наших кинотеатров // Путь Ленина. — 27 августа 1982. — С. 4
  3. Кобыляцкий И. К строительству зелёного театра // Путь Ленина. — 1 марта 1953. — С. 4
  4. Дуюнова А. В новой библиотеке // Путь Ленина. — 17 июля 1965. — С. 4
  5. Греков Владимир Иосифович. Биография на сайте Ассоциации почётных граждан, наставников и талантливой молодёжи (Архивировано из первоисточника 29.12.2015).
  6. Земскова Г. Страницы истории // Перекрёсток России. — 27 мая 1997. — С. 4
  7. 7,0 7,1 7,2 Борисов Ю. Засветит ли вновь «Маяк», и кому? // Перекрёсток России. — 28 апреля 1994. — С. 2
  8. Хасеев А. Аукцион состоялся // Перекрёсток России. — 1 августа 1992. — С. 3
  9. Не верь глазам своим? // Перекрёсток России. — 26 февраля 1994. — С. 1
  10. В Ртищево открылся новый двухзальный современный 3D-кинотеатр // КИС Ртищево. — 25 апреля 2018. — С. 10
  11. Как продвигается строительство кинотеатра? // Путь Ленина. — 16 июля 1991. — С. 1
  12. [Фотофакт] // Путь Ленина. — 13 ноября 1991. — С. 1
  13. Из доклада А. А. Громова, главы администрации города и района // Перекрёсток России. — 27 апреля 1993. — С. 3
  14. Открылся в Ртищево киноклуб 3Dевятое Царство с фильмами 3D // новости на сайте «Город Ртищево». — 15 ноября 2011 (Архивировано из первоисточника 12.06.2019).
  15. Официальная страница киноклуба «3Dевятое Царство» в «ВКонтакте» (Архивировано из первоисточника 12.06.2019).