Кирова улица

Улица Кирова
Улица Кирова, общий вид
Улица Кирова, общий вид
Упоминается с

1914

Прежние названия

Ново-Элеваторская (до 1927)
Зиновьевская (до 1935)

Протяжённость

0,220 км

Начало

Ртищевский переулок

Конец

отрог оврага Красная глинка

Почтовые индексы

412031

Улица Кирова — небольшая залинейная улица города Ртищево, возникшая в 1910-х годах.

Расположение и общие сведения

Улица Кирова расположена в залинейной части города, проходит с востока на запад параллельно улицам Малой Элеваторской и Рябова. Начинается от Т-образного перекрёстка с Ртищевским переулком и идёт до отрога оврага Красная глинка. Пересекается с переулком Демьяна Бедного. Примыканий нет.

Протяжённость улицы составляет около 220 метров. Нумерация начинается от Ртищевского переулка. Застройка — малоэтажная («частный сектор»).

Происхождение и история названий

До 1927 года улица носила имя Ново-Элеваторская, из-за близкого расположения к первому ртищевскому элеватору. В 1927 году она получила название Зиновьевская в честь советского политического и государственного деятеля Григория Евсеевича Зиновьева[1].

1 декабря 1934 года был убит член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(Б) С. М. Киров. В организации убийства обвинили лидеров внутрипартийной оппозиции, в том числе и Г. Е. Зиновьева. В январе 1935 года в Ртищевский горсовет поступило заявление группы избирателей о переименовании Зиновьевской улицы. 28 января пленум Ртищевского горсовета постановил улицу переименовать и поручил Президиуму Горсовета установить новое название[2]. 7 февраля 1935 года на заседании Президиума Ртищевского горсовета было принято решение о переименовании Зиновьевской улицы в улицу имени Кирова[1][3].

История

Первое упоминание в документах, хранящихся в архиве Бюро технической инвентаризации, относится к 1914 году. Земля арендовалась у крестьян у крестьян 2-го Ртищевского общества (село Ртищево). Формирование улицы закончилось в основном к середине 1920-х годов. До 1929 года нечётная нумерация шла по правой стороне улицы, чётная — по левой, при этом Зиновьевская улица доходила до Парковской улицы. В 1929 году улицу перенумеровали, причём правая сторона от отрога оврага Красная глинка до Парковской улицы отошла к Малой Элеваторской улице, левая сторона получила сквозную нумерацию[4].

На 31 августа 1938 года в 31 домовладении, расположенных на улице Кирова, проживали 163 человека[5].

Во время масштабной перенумерации домовладений, проходившей в Ртищево с 1961 по 1962 год, оставшаяся заовражная часть улицы Кирова полностью отошла к Малой Элеваторской улице[4].

Источники

  1. 1,0 1,1 Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.. — С. 7
  2. Протокол № 1 заседания Пленума Ртищевского городского Совета РКиК депутатов Саратовского края от 28 января 1935 — С. 30 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 4)
  3. Протокол № 3 заседания Президиума Ртищевского городского Совета Саратовского края от 7 февраля 1935 — С. 22 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 4)
  4. 4,0 4,1 4,2 Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  5. План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году. Приложение к протоколу президиума Ртищевского горсовета от 31/VIII-38 г. — С. 162—162об (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 13)