Кирюхин, Сергей Александрович

Сергей Александрович Кирюхин
Сергей Александрович Кирюхин
Сергей Кирюхин после боя за звание
Чемпиона Европы (2012)
 
Рождение: 23 февраля 1987(1987-02-23) (31 год)
г. Ртищево, Саратовская область, РСФСР, СССР
Образование: Санкт-Петербургский Военный институт физической культуры (2011)
 
Спортивная карьера
Года карьеры: с 1999
Специализация: самбо
Тренер(ы): Рафик Узбекович Мамеднабиев;
Сергей Иванович Кусакин
Вес: до 82 кг кг
Звания: Заслуженный мастер спорта России
 
Семья
Отец: Александр Владимирович
Мать: Марина Ивановна
 
Награды
Заслуженный мастер спорта России За любовь.jpg

Сергей Александрович Кирю́хин (р. 23 февраля 1987[1], Ртищево) — российский профессиональный спортсмен, выступающий в соревнованиях по спортивному самбо; двукратный чемпион мира по самбо (2016, 2017); двукратный чемпион Кубка Мира (2014, 2015); двукратный чемпион Европы по самбо (2011, 2012), многократный призёр чемпионатов России по самбо; Трёхкратный чемпион России по самбо (2016, 2017, 2018); мастер спорта международного класса по спортивной борьбе (2009); Заслуженный мастер спорта России (2015).

Биография

Сергей Кирюхин родился 23 февраля 1987 года в городе Ртищево. По окончании в 2004 году средней школы № 4, поступил в Профессиональное училище № 12, которое окончил в 2005 году, по специальности «Повар». Дважды в 2004 и 2005 годах Сергей пытался поступить в Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ, но не проходил по конкурсу[2]. С 2005 по 2006 год он находился в рядах Российской Армии. Служил в войсках связи, сержант. Демобилизовавшись в 2006 году, С. Кирюхин поступил в Санкт-Петербургский Военный институт физической культуры (ВИФК), который закончил в 2011 году в звании лейтенанта.

В настоящее время Сергей Кирюхин проживает в Санкт-Петербурге. На 2013 год С. А. Кирюхин был уже в звании старшего лейтенанта и являлся адъюнктом группы инструкторов кафедры преодоления препятствий, рукопашного боя и горной подготовки ВИФК[3].

Спортивная карьера

1996—2005 годы. Ртищево

Сергей Кирюхин с тренером Р. У. Мамеднабиевым и В. А. Третьяком (2000-е)

Воспитанник Ртищевской детско-юношеской спортивной школы Сергей Кирюхин начал заниматься самбо с десяти лет. Первоначально он тренировался под руководством тренера высшей категории Рафика Узбековича Мамеднабиева[4]. Впервые Сергей принял участие в соревнованиях в 1996 году. Своё первое «золото», в весовой категории до 35 кг, он взял на 9-м Всероссийском юношеском турнире, посвященном Дню рождения самбо, который проходил 13 ноября 1999 года в городе Петровске[5].

В феврале 2000 года Сергей Кирюхин занимает первое место в весовой категории до 38 кг в Первенстве Саратовской области по самбо среди юношей 1987-88 годов рождения, посвящённом «Дню Защитника Отечества России» и проходившем под эгидой Министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Саратовской области. В феврале 2001 года он занимает первое место в весовой категории до 42 кг в открытом Первенстве г. Саратова по борьбе самбо среди юношей 1986—1987 годов рождения[5].

Сергей Кирюхин на финальных соревнованиях Спартакиады учащихся учебных учреждений начального профессионального образования Саратовской области (Энгельс, 2005)

В 2004 году Сергей Кирюхин принимал участие в соревнованиях Чемпионата и Первенства Саратовской области и Чемпионата и Первенства Приволжского федерального округа по борьбе самбо. Турниры проходили с 7 по 9 ноября в Энгельсе и с 17 по 21 декабря в Чебоксарах. По итогам обоих соревнований Сергей занял первые места среди юношей 1987—1988 года рождения в весовой категории до 70 кг[6].

24 мая 2005 года Сергей, в составе команды Профессионального училища № 12, принимал участие в финальных соревнованиях Спартакиады учащихся учебных учреждений начального профессионального образования Саратовской области, проходивших в Энгельсе. На них Кирюхин занял второе место в армспорте среди юношей в весовой категории 73 кг.

В том же году Сергей Кирюхин принял участие в соревнованиях Чемпионата и Первенства Саратовской области и Чемпионата и Первенства Приволжского федерального округа по борьбе самбо среди мужчин, юниоров и старших юношей. Турниры проходили с 4 по 6 ноября в Энгельсе и с 11 по 15 декабря в Саратове. На соревнованиях Сергей занял третье и первое места, соответственно, среди юниоров в весовой категории до 74 кг[7].

2006—2010 год. Санкт-Петербург

Диплом серебряного призёра первенства Европы по самбо среди юниоров (Лиепае, 2007)
С. И. Кусакин и С. Кирюхин (2011)

Во время службы в армии Сергей Кирюхин занялся новым для себя видом спорта — дзюдо. Он завоевал третье место в округе по дзюдо и вошёл в тройку лидеров в чемпионате по рукопашному бою[2]. В 2006 году Сергей взял «золото» на Чемпионате Санкт-Петербурга по дзюдо среди кандидатов в мастера спорта и первого разряда в весовой категории до 81 кг. В апреле 2007 года — «серебро» в чемпионате Санкт-Петербурга по дзюдо среди спортсменов 1985—1989 годов рождения в весовой категории до 81 кг[5].

В апреле 2007 года Сергей Кирюхин занял 1-е место в весовой категории до 82 кг на чемпионате России по самбо среди студентов, проходившем в Санкт-Петербурге[5]. В том же году он стал серебряным призёром первенства Европы по самбо среди юниоров в весовой категории до 82 кг, проходившем с 17 по 21 мая в латвийском городе Лиепая[8][4]. Это первенство стало первым международным соревнованием в спортивной карьере Сергея Кирюхина.

После переезда Сергея Кирюхина в Санкт-Петербург, его подготовкой занялся заслуженный тренер России Сергей Иванович Кусакин[2].

В 2009 году Сергей занял 1-е места на IX Международном турнире по самбо посвящённом памяти Юрия Потапова и VIII Международном турнире по самбо среди мужчин и женщин на призы заслуженного мастера спорта генерала Асламбека Аслаханова[9]. Соревнования проходили с 23 по 24 мая во Владивостоке и со 2 по 5 октября в Санкт-Петербурге, соответственно, и являлись одним из этапов Кубка мира[10]. На турнире во Владивостоке Сергей выполнил норматив мастера спорта международного класса[11].

В 2010 году С. Кирюхин завоевал второе место на Открытом Всероссийском турнире по самбо памяти И. В. Васильева, проходившего 9—10 апреля в Санкт-Петербурге[12].

2011—2013 год

С. Кирюхин (в синем) и А. Степаньков в финальной схватке на Чемпионате Европы в Софии (2011)
XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани. Финальная схватка Сергея Кирюхина (в красном) и Нико Кутсия

Свой первый чемпионский титул С. Кирюхин завоевал в острейшей конкуренции на 30-м Чемпионате Европы по борьбе самбо и боевому самбо, проходившему с 13 по 15 мая 2011 года в Софии (Болгария). В предварительной части соревнований он уверенно обошёл спортсменов из Франции и Сербии, встретившись в финале с белорусом Алексеем Степаньковым. Исход поединка решила минимальная оценка в самбо, активность[13].

С 23 по 26 ноября 2011 года в городе Кстово (Нижегородская область) проходил Кубок России по самбо среди мужчин и женщин[14]. Готовясь к нему, на последней тренировке Сергей надорвал связку. Но не смотря на это он занял первое место, получив право представлять Россию на международных турнирах и этапах кубка мира по самбо[15].

На 62-м чемпионате России по самбо среди мужчин, который проходил с 8 по 11 марта 2012 года в Перми, Сергей Кирюхин занял второе место в весовой категории до 82 кг[16].

На проходившем с 18 по 20 мая 2012 года в Москве Чемпионате Европы по самбо Сергей Кирюхин вновь поднялся на высшую ступень пьедестала, завоевав «золото» в состязаниях по спортивному самбо в весовой категории до 82 кг. В финальном поединке Сергея Кирюхина с представителем Белоруссии Алексеем Степаньковым решался вопрос: какая сборная станет лучшей в командном зачёте. Сергей выиграл в очень напряженной борьбе и вывел российскую сборную на первое место[17][18].

8 сентября 2012 года Сергей, в составе сборной России, принял участие в одном из самых престижных в мире турниров — розыгрыше Кубка Президента Российской Федерации по самбо среди мужчин, проходившим в шестой раз в Москве в УСЗК «Дружба» Олимпийского комплекса «Лужники»[19].

8 декабря 2012 года на втором Открытом турнире по дзюдо на Кубок Министерства обороны Российской Федерации, проходившем в Москве, Сергей Кирюхин завоевал золото, иппоном взяв верх над Баиром Укоевым. Кирюхин выступал за сборную Западного военного округа[20].

На 63-м чемпионате России по самбо среди мужчин, проходившем в Хабаровске с 7 по 10 марта 2013 года, Сергей Кирюхин занял третье место в категории до 82 кг[21].

16 июля 2013 года на XXVII Всемирной летней Универсиаде в Казани, Сергей Кирюхин завоевал золото в первом в истории студенческих Игр турнире по самбо, проходившем во дворце спорта «Татнефть Арена»[22]. В финале Кирюхин одолел грузинского спортсмена Нико Кутсия со счетом 3:0[23].

Некоторые кубки Сергея Кирюхина

2014 год

На проходившем с 6 по 11 марта 2014 года в городе Верхняя Пышма Свердловской области чемпионате России по самбо среди мужчин, Сергей Кирюхин уступил в схватке за третье место уроженцу Тамбова Сергею Рябову. Кроме того на этих соревнованиях он получил небольшую травму левого колена — произошёл разрыв связок[24][25].

В составе сборной России Сергей Кирюхин стал обладателем Кубка Президента Российской Федерации, розыгрыш которого прошёл 27 сентября 2014 года в Лондоне. Россияне в финале победили команду Великобритании со счётом 9—0[26][27].

Кубок Мира по самбо 2014 года

В 2014 году Сергей Кирюхин принял участие в четырёх этапах кубка мира.

Первый этап Кубка мира по самбо и по боевому самбо среди женщин и мужчин на призы Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева проходил с 25 по 26 января 2014 года в г. Алматы (Казахстан)[28]. На этом турнире Сергей Кирюхин занял первое место, а также был удостоен награды «За волю к победе».

25—26 марта 2014 года в Москве проходил Суперкубок мира по самбо «Мемориал А. А. Харлампиева» — второй этап Кубка мира, в финале которого Сергей Кирюхин вновь встретился с тамбовчанином Сергеем Рябовым. Кирюхин участвовал в турнире с незалеченной после чемпионата России травмой колена. Несмотря на то, что поединок дважды останавливался для оказания Кирюхину медицинской помощи, схватка закончилась со счетом 2:1 в пользу последнего[29][24].

Третий этап кубка мира по самбо — «Мемориал Альберта Астахова» проходил с 1 по 6 июля 2014 года в Пунто Фиджо (Венесуэла). В финале Кирюхин уступил Рябову, который взял реванш за проигрыш в марте[30].

На последнем этапе Кубка мира, проходившем с 5 по 8 сентября 2014 года в Бургасе (Болгария), впервые за спортивную карьеру Сергей Кирюхин победил без проведения финальной схватки. Его товарищ по команде Владимир Приказчиков из-за травмы не смог выйти на ковер. Таким образом, по итогам четырёх этапов, Сергей Кирюхин занял первое место в весовой категории до 82 кг в общем зачёте Кубка мира по самбо 2014 года, завоевав три золотые и одну серебряную медаль[31].

2015 год

На проходившем в Санкт-Петербурге с 6 по 11 марта 2015 года Чемпионате России по самбо Сергей Кирюхин стал бронзовым призёром в категории до 82 кг, уступив представителю школы «Самбо-70» (Москва) Илье Коковичу со счётом 0:3[32][33].

С 1 по 5 октября 2015 года в Кстове Нижегородской области проходили соревнования кубка России. В финале Сергей Кирюхин уступил своему сопернику из Москвы Андрею Перепелюку, заняв второе место[34][35].

Кубок Мира по самбо 2015 года

На проходившем с 11 по 14 февраля 2015 года в Минске международном турнире категории «А» на призы Президента Республики Беларусь — втором этапе кубка мира, Сергей Кирюхин стал бронзовым призёром в категории 90 кг[36].

Суперкубок мира по самбо «Мемориал Анатолия Харлампиева» (третий этап кубка мира), который проходил в Москве с 26 по 30 марта, Сергей выиграл в третий раз. Предварительные поединки он завершил досрочно, а в схватке за выход в финал проявил осторожность и одержал тактическую победу, переиграв соперника — белоруса Алексея Степанькова по предупреждению 1:0[37].

На XIV Международном турнире категории «А» на призы заслуженного мастера спорта Асламбека Аслаханова, который прошёл в Москве 19—22 октября во Дворце борьбы имени Ивана Ярыгина, Сергей Кирюхин стал обладателем золотой награды в весовой категории до 82 кг[38].

Секретарь Совета МО город Ртищево С. В. Макогон вручает Почётный знак «За любовь к родному городу» Сергею Кирюхину (2015)

2016 год

С 4 по 9 марта в городе Химки в баскетбольном центре «Химки» проходил 67-й чемпионат России по самбо. Сергей Кирюхин стал чемпионом России в весовой категории 82 кг, одолев в финале представителя Московской области Евгения Максимова[39].

На проходившем с 11 по 13 ноября 2016 года в Софии (Болгария) мировом первенстве по самбо Сергей Кирюхин стал чемпионом мира в весовой категории 82 кг[40].

2017 год

На проходившем с 3 по 7 марта 2017 года в Екатеринбурге чемпионате России по самбо, в заключительный день соревнований 6 марта Сергей Кирюхин одержал победу в весовой категории до 82 кг[41].

На Чемпионате мира по самбо-2017, проходившем в городе Сочи с 9 по 13 ноября, Сергей Кирюхин стал чемпионом мира по самбо в весе до 82 кг, победив в финале спортсмена из Греции Алексиоса Нтанацидиса со счетом 6:1[42].

2018 год

В заключительный день чемпионата России по самбо, проходившем со 2 по 4 марта 2018 года в городе Хабаровске в СЗК «Платинум арена», Сергей Кирюхин одержал победу в финале над Евгением Максимовым (Московская область) в весовой категории до 82 кг[43][44].

8—12 ноября 2018 года в городе Бухарест (Румыния) состоялся Чемпионат мира по самбо. В третий и заключительный соревновательный день Сергей Кирюхин в составе сборной России завоевал серебряную медаль в весовой категории до 82 кг, уступив в финале спортсмену из Грузии Бесариону Берулаве[45].

Награды и звания

  • Заслуженный мастер спорта России (28 ноября 2015)[46]
  • Почётный знак «За любовь к родному городу» (Ртищево; 2015)[47]
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (19 июля 2013) — за высокие спортивные достижения на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в городе Казани[48]

Источники

  1. Кирюхин Сергей Александрович биография на сайте Всемирной Ассоциации Клубов боевого самбо (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  2. 2,0 2,1 2,2 Андреев Д. Спортивные виражи сержанта Кирюхина // Красная звезда. — 25 мая 2011
  3. Купин А., Карпов С. ВИФК готовит лучших, сильных, первых // Красная Звезда. — 17 сентября 2013 (Архивировано из первоисточника 14.11.2016).
  4. 4,0 4,1 Корнер А. Серебро ртищевской пробы // Перекрёсток России в пятницу. — 25 мая 2007. — С. 1
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Капранова Д. Универсиада 2013: мальчишка с нашего двора / исследовательская работа. — Саратов, 2015
  6. Чемпионат и Первенство Приволжского федерального округа по самбо // Российский стадион (интернет-газета). — 23 декабря 2004 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  7. В Саратове проводятся соревнования Чемпионата и Первенства Приволжского федерального округа по борьбе самбо // Российский стадион (интернет-газета). — 15 декабря 2005 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  8. Бородина Л. Г, Одина Ю. А., Сдобников А. К., Селиванов Д. Ю. Кузница рабочих кадров: история Ртищевского профессионального училища № 12. — Ртищево: Издательство ГОУ НПО «Профессиональное училище № 12», 2010. — 36 с.. — С. 29
  9. VIII Международный турнир на призы А. Аслаханова. Санкт-Петербург. Категории 57, 68, 82, 100 кг; 52, 60, 68, 80 кг. Суперфинал (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  10. Кубок мира по самбо раздал медали во Владивостоке // Prima Media.ru. — 26 мая 2009 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  11. Отличный результат наших мастеров самбо на чемпионате Европы в Милане. Интервью Михаила Кокорина // Новости на портале FIGHTBOX.ru. — 5 июня 2009 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  12. Всероссийский турнир по Самбо памяти И. В. Васильева // Новости на сайте Фонда поддержки и развития самбо. — 10 апреля 2010 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  13. Сушко С. Чемпионат Европы по самбо среди мужчин // Новости на официальном сайте Всероссийской федерации самбо. — 18 мая 2011 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  14. Кубок России по самбо // Новости на официальном сайте школы самбо «Уралмаш» (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  15. Поздравляем победителей и призеров кубка России по самбо! // Новости на официальном сайте Всероссийской федерации самбо. — 26 ноября 2011 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  16. Чемпионат России по самбо среди мужчин // Новости на официальном сайте Всероссийской федерации самбо. — 8 марта 2012 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  17. Кругликов А. Самбо расширяет географию // Санкт-Петербургские ведомости. — 25 мая 2012 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  18. Четыре петербургских спортсмена взяли «золото» на чемпионате Европы по борьбе самбо // BaltInfo. — 22 мая 2012 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  19. Кубок Президента по самбо // Самозащита без оружия. — 20 августа 2012 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  20. Майорова М., Бирюлин Р. Впереди — третий кубок // Красная Звезда. — 13 декабря 2012 (Архивировано из первоисточника 14.11.2016).
  21. Итоги 63-го чемпионата России по самбо // Самозащита без оружия. — 11 марта 2013 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  22. XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 в Казани // новости на сайте Всероссийской федерации самбо. — 16 июля 2013 года (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  23. Кравченко М. Россиянин Кирюхин стал чемпионом Универсиады по самбо // Советский спорт. — 16 июля 2013 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  24. 24,0 24,1 Сергей Кирюхин выиграл Суперкубок мира по самбо с незалеченной травмой // новости на официальном сайте Всероссийской федерации самбо. — 28 марта 2014 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  25. Чемпионат России по самбо, отбор на чемпионаты Европы и мира // Официальный сайт Международной федерации самбо (соревнования)
  26. Сборная России завоевала Кубок президента по самбо в Лондоне // новости ИТАР-ТАСС. — 27 сентября 2014 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  27. Кубок Президента по самбо в Лондоне // новости на сайте Всероссийской федерации самбо. — 18 сентября 2014 (Архивировано из первоисточника 24.02.2018).
  28. Чемпионы и призеры второго дня этапа Кубка мира в Казахстане // новости на официальном сайте Международной федерации самбо. — 26 января 2014 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  29. Тамбовчанин Сергей Рябов — серебряный призёр Суперкубка мира по самбо // Держава спорт. — 26 марта 2014 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  30. Москвичи завоевали 2 золотые и 3 серебряные медали по итогам Этапа кубка мира в Венесуэле // новости на сайте Московской федерации Москвы. — 5 августа 2014 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  31. Богатов О. Сергей Кирюхин: «Впервые в карьере выиграл финал турнира без борьбы» // новости на сайте Всероссийской федерации самбо. — 7 сентября 2014 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  32. Определились финалисты и призёры третьего дня чемпионата России по самбо // новости на сайте Всероссийской федерации самбо. — 9 марта 2015 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  33. Дмитрий Трошкин: «Артём Осипенко выступит на Европейских играх Баку-2015» // новости на официальном сайте Всероссийской федерации самбо. — 10 марта 2015 (Архивировано из первоисточника 2.11.2015).
  34. Определились победители и призёры заключительного дня кубка России // новости на официальном сайте Всероссийской федерации самбо. — 4 октября 2015 (Архивировано из первоисточника 2.11.2015).
  35. 4 октября прошёл заключительный день соревнований кубка России среди мужчин // новости на официальном сайте Всероссийской федерации самбо. — 5 октября 2015 (Архивировано из первоисточника 2.11.2015).
  36. Победители и призёры первого дня Этапа кубка мира в Беларуси // новости на сайте Всероссийской федерации самбо. — 13 февраля 2015 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  37. Сергей Кирюхин: «Спортсмена очень вдохновляет, когда весь зал скандирует „Россия!“» // новости на сайте Всероссийской федерации самбо. — 30 марта 2015 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  38. Россияне завоевали 11 золотых медалей на турнире по самбо на призы Аслаханова // Р-спорт. — 23 октября 2015 (Архивировано из первоисточника 2.11.2015).
  39. Чемпионат России по самбо. Третий соревновательный день // новости на официальном сайте Отдела спорта, туризма и работы с молодёжью Управления социальной политики Администрации городского округа Химки. — 8 марта 2016 (Архивировано из первоисточника 11.03.2016).
  40. Чемпионат мира по самбо в Софии завершился безоговорочной победой россиян // ТАСС. — 14 ноября 2016 (Архивировано из первоисточника 14.11.2016).
  41. Астапкович В. Артем Осипенко победил на чемпионате России по самбо в категории свыше 100 кг // МИА «Россия сегодня». — 6 марта 2017 (Архивировано из первоисточника 6.03.2017).
  42. Чалабов К. Самбист Кирюхин рассказал, что по ходу ЧМ добывал информацию о сопернике по финалу // РИА-Новости. — 12 ноября 2017 (Архивировано из первоисточника 13.11.2017).
  43. Янышев А. Хабаровские самбисты на чемпионате России: два серебра, бронза и ни одного золота // Habinfo. — 5 марта 2018 (Архивировано из первоисточника 5.03.2018).
  44. Самбист Али Куржев завоевал бронзу чемпионата России в Хабаровске // Медиарязань. — 5 марта 2018 (Архивировано из первоисточника 5.03.2018).
  45. Сергей Кирюхин серебряный призёр Чемпионата мира по самбо // Sport-Sar.ru. — 13 ноября 2018 (Архивировано из первоисточника 20.11.2018).
  46. Приказ «О присвоении почетного спортивного звания „Заслуженный мастер спорта России“» от 28 ноября 2015 г. № 149-нг (Архивировано из первоисточника 1.11.2015).
  47. Состоялся Х Всероссийский турнир по самбо на призы МС СССР В. Н. Лукашова // новости на официальном сайте администрации Ртищевского МР. — 3 ноября 2015 (Архивная копия от 25.11.2015)
  48. Распоряжение Президента Российской Федерации от 19 июля 2013 года № 277-рп «О Поощрении» (Архивировано из первоисточника 1.11.2015).