Кистендейский район

Кистендейский район
Входил в

Саратовский край (1935—1936)
Саратовскую область (1936—1954, 1957—1958)
Балашовскую область (1954—1957)

Включал

16 сельсоветов (1947)

Дата образования

18 января 1935

Дата упразднения

30 сентября 1958

Административный центр

село Кистендей

Председатель райисполкома

Чеботарёв, Иван Яковлевич

Площадь

0,8 тыс. км²

Кистендейский район.jpg
Карта Кистендейского района Саратовской области (1952)

Кистенде́йский райо́н — административно-территориальная единица в Саратовской области, существовавшая в 19351958 годах. Административный центр — село Кистендей.

Физико-географическая характеристика

Площадь Кистендейского района составляла 0,8 тыс. км². На востоке он граничил с Салтыковским районом, на юге — с Аркадакским районом, на западе — с Турковским и Макаровским районами, на севере — с Ртищевским районом.

История

Территория Кистендейского района на стыке современных районов
Бывшая мельница Сенина, где размещались кистендейские партийные и районные органы власти

Кистендейский район с центром в селе Кистендей был образован 18 января 1935 года Постановлением ВЦИК в связи с образованием новой районной сети в составе Саратовского края (с 1936 года — области). В его состав вошли части территорий Ртищевского и Аркадакского районов Саратовского края. В середине марта 1935 года состоялся первый районный съезд Советов, на котором был укомплектован штат исполкома райсовета. Первым секретарем РК КПСС был назначен Булгаков, председателем райисполкома И. Я. Чеботарёв, первым прокурором района была Е. И. Пупшева, народным судьёй назначен Громов, начальником НКВД — Вьюнков, начальником милиции — Тарабрин.

Кистендейский райкомы партии и ВЛКСМ, райисполком, РАЙЗО и другие отделы располагались в мельнице Сенина. Она была построена в 1917 году, но не работала по назначению, так как заказанное в Германии оборудование не пришло.

С 6 января 1954 по 19 ноября 1957 года Кистендейский район входил в состав Балашовской области. С 1935 по 1958 год в Кистендейском районе выходила газета «Сталинский путь» (с 1956 года — «Ленинское знамя») — орган Кистендейского райкома ВКП(б) (КПСС) и районного Совета депутатов трудящихся.

30 сентября 1958 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Кистендейский район был упразднён. Большая часть его территории была разделена между Ртищевским и Аркадакским районами, небольшая часть на западе отошла к Турковскому району.

Кистендейский район в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов

Из книги Веры Сергеевны Макеевой: «Живым — поверка, погибшим — слава…»:

« Никогда не забуду, как началась война…Утро двадцать второго июня.Воскресенье.

Помню, в те годы далеко не каждая семья могла позволить себе иметь в доме радиоприемник и те, у кого его не было, собирались возле высокого столба на Советской улице, где вещал громкогласный сельский радиорепродуктор. Мы, дети, видели, как жители села Кистендей, окружив плотным кольцом единственно доступный источник информации, вполголоса переговаривались друг с другом. И вдруг раздалось: «Внимание, Внимание…Говорит Москва…На нашу страну, на нашу Родину напал враг…Война…». Мы узнали голос Молотова… Наступила гнетущая минута тишины и затем, со всех сторон нарастающий гул рыданий, молитв, отчаяния: «Господи! Война…За что же нас наказал Господь…Война! Война…». Люди, с искривленными от ужаса лицами, выкрикивали слова негодования…Обнимались знакомые и незнакомые, объединенные внезапно обрушившимся несчастьем…

»

Так пришла война в наше село. И никто тогда не знал, что будет она такой долгой и жестокой. Первые годы войны были самыми трудными для нашей страны. Очень скоро Кистендейский район из глубокого тыла превратился в прифронтовой . Началась бурная прифронтовая жизнью. Перед началом войны на станции Кистендей производилась реконструкция железнодорожных путей, было построено новое депо, поставлены новые паровозы. В период боевых действий под Сталинградом поезда с боеприпасами и войсками шли через нашу станцию беспрерывным потоком. Был дополнительно проложен 5 путь вдоль Садовой улицы, на котором разместился целый состав военных мастерских по ремонту винтовок и пулеметов.

В ноябре 1941 года по распоряжению Государственного комитета обороны на территории нескольких районов прилегающих к Ртищевскому железнодорожному узлу, в том числе и в Кистендейском, была организована служба воздушного оповещения наблюдения и связи (ВНОС), а также сформирован 100-й отдельный батальон ВНОС с пунктом дислокации в городе Ртищево. Один из наблюдательных постов 100-го батальона ВНОС располагался в самом селе Кистендей на Садовой улице. Здесь были сооружены землянки, где жили солдаты и размещалось оборудование. Перед постом стояла задача обнаружения самолётов противника, летевших бомбить Саратов, Ртищево или железнодорожный мост под Ртищево и оповещение войск ПВО.

Кроме того в Кистендее в железнодорожных посадках и колхозном саду (ныне — улица Школьная) стояли крупнокалиберные пулемёты и зенитки для отражения атак немецких самолётов. Помимо Кистендея наблюдательный пункт 100-го ОБ ВНОС располагался в селе Скачихе Кистендейского района (ныне — Ртищевского района). Среди бойцов 100-ого батальона были и уроженки Кистендейского района — Зинаида Тарасова и Мария Венедиктова.

В июле 1942 года вражеская авиация предприняла ряд налётов на станцию Ртищево и прилегающие Кистендейский, Аркадакский и Салтыковский районы, которые были отражены совместными действиями бойцов 100-го батальона ВНОС и 243-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона. На обратном пути, для облегчения перелёта, немецкие лётчики сбрасывали бомбы на населённые пункты Кистендейского района. Атакам подвергались посёлок Эра и село Малые Сестрёнки. Только по счастливой случайности бомбы попали не в дома, а в ближайшие овраги.

Практически с первых дней войны в село Кистендей стали прибывать беженцы из зон боевых действий. Из Одессы прибыла к нам Климанская Валентина Сергеевна, устроилась работать в детский садик. Беженка из Минска Ольга Константиновна Метельская Саратовским облздравоохранением направлена работать в Кистендей врачом. После ранения приехал к нам в село Щепин С. С. и другие. Фронт и тыл слились воедино. Стремление дать Отечеству как можно больше, подъем и воодушевление, трудовой героизм были тогда действительно подлинными. Самоотверженно работали кистендейцы в тылу. Старики, женщины, подростки заменили, ушедших на фронт мужчин, и трудились дни, и ночи, отправляя на фронт снаряжение и продовольствие. В первую очередь на фронт уходили механизаторы прямо на тракторах, слесари, механики, токари. Район лишился специалистов, техники, лошадей. Как и в других районах, хлеб пришлось убирать вручную: косами и серпами, вывозя его на коровах.

Горе, постигшее нашу страну, объединило людей в желании хотя бы небольшим, но личным вкладом помочь фронту. Патриотическая волна движения за создание фонда обороны вылилась в мощный поток пожертвований. Этот поток захлестнул и жителей нашего района.

В газете «Коммунист» за 28 февраля 1943 года опубликована телеграмма Сталина:

« Кистендей, Саратовской области

Секретарю райкома партии Чижову Передайте колхозникам и колхозницам Кистендейского района, собравшим на постройку боевых самолетов два миллиона рублей, на постройку танковой колоны «Кистендейский колхозник» 662000 рублей и сдавшим в фонд Красной Армии 3516 пудов хлеба,- мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Иосиф Сталин.

»

Во время Великой Отечественной войны в Кистендейском районе в разное время работали два госпиталя. С 8 октября 1941 по ноябрь 1942 года в селе Кистендей дислоцировался 1084-й эвакуационный госпиталь, называемый также по месту формирования — «Тульский». Затем, с 15 января по 15 апреля 1943 года, здесь размещался 1956-й эвакуационный госпиталь, который был сформирован 22 июня 1941 года в городе Глухов Сумской области УССР. 28 апреля 1943 года он был передислоцирован в посёлок Кантемировку Воронежской области.

Административное устройство

На 17 апреля 1942 — 1 июля 1948 года в состав Кистендейского района входили 16 сельских Советов:

  • Александровский
  • Баклушинский
  • Беловский
  • Больше-Журавский

Указом Президиума ВС РСФСР от 14 июня 1954 года были объединены следующие сельские Советы Кистендейского района:

  • Краснозвездинский и Ключевский — в Краснозвездинский сельсовет
  • Сергеевский и Мещеряковский — в Сергеевский сельсовет
  • Больше-Журавский и Красноярский — в Больше-Журавский сельсовет

В дальнейшем, в результате совершенствования системы управления, были упразднены Александровский и Мало-Сестринский сельсоветы. Таким образом, к моменту ликвидации района в 1958 году на его территории имелось 11 сельских Советов.

Экономика

На 1940—1942 год в районе имелось 34 колхоза зерново-животноводческой специализации, находившихся в производственно-хозяйственных взаимоотношениях с 3 машинно-тракторными станциями.

Красно-Звездинская МТС
13 колхозов
Красно-Знаменская МТС
11 колхозов
Кистендейская МТС
10 колхозов
  • «Красный ключ»
  • «Ударник»
  • «Красная звезда»
  • «Пробуждение»
  • «Серп и молот»
  • «Коминтерн»
  • «15 лет ОГПУ»
  • «Ленинский путь»
  • «17 Партсъезд»
  • «Красное поле»
  • «Совет Сталина»
  • «Новый мир»
  • «Новый путь»
  • «Красное Знамя»
  • «12-й Октябрь»
  • «Вперед»
  • «Искра»
  • «Заря»
  • «Пахарь»
  • «Коммунар»
  • «Ударник»
  • «Победа»
  • «Знамя труда»
  • «2-я Пятилетка»
  • «Ленинский Октябрь»
  • «Дмитриевский»
  • «2-я Пятилетка»
  • имени Димитрова
  • «Верный путь»
  • «20 лет Октября»
  • имени Крупской
  • «Знамя труда»
  • «Память Ильича»
  • имени Кирова

Посевные площади в 1940-х годах были заняты рожью и пшеницей (озимыми и яровыми), овсом, просом, подсолнечником, сахарной свёклой, чечевицей, люцерной и другими бобовыми.

На 1958 год, в результате объединения, в районе осталось 11 колхозов:

  • «Красное знамя»
  • имени Сталина
  • «Мир»
  • «Путь к коммунизму»
  • «Совет Сталина»
  • «Знамя коммунизма»
  • «12-й Октябрь»
  • «Заря»
  • имени Ленина
  • имени Калинина
  • «Победа»

В районе на то время существовали две МТС — Краснозвездинская и Краснознаменская и совхоз «Кистендейский».

В районе было хорошо развито пчеловодство, в частности в колхозе «Красная Звезда», где пчеловодом с 1930 года работал Пётр Семёнович Насонкин.

На территории района располагалась значительная часть лесов Макаровского лесхоза.

с. Кистендей. Бывшая мельница помещика М. Я. Иванова

Мельница в селе Кистендей (бывшая мельница помещика М. Я. Иванова 1907 года постройки) производила помол ржаной муки до 450 тысяч пудов в год (23 тонны в сутки), в 1950 году производительность возросла до 50 т в сутки ржаной и пшеничной муки. Кроме того, мельница драла просо. В 1956 году мельница перешла в облтрест «Сельхозмукомолье». В сентябре 1940 года мельница была построена в колхозе «15 лет ОГПУ» (Сланцовский сельсовет).

При Краснозвездинском и Краснознаменском сельпо работали пекарни. В селе Красная Звезда существовал маслозавод. Также маслобойный завод производительностью 200 тысяч пудов в год (10 т в сутки) имелся в районном центре — селе Кистендей.

В районе работали 3 артели: «8-е Марта», «Победа» и «Швейник».

Образование

К 1940 году в Кистендейском районе имелись: 4 средние школы, в том числе в селе Красная Звезда, 3 неполных средних школы и 28 начальных школ с охватом 4 127 детей.

Для пионеров-отличников Кистендейский райком комсомола организовывал летний пионерский лагерь в селе Скачиха.

Здравоохранение

Учреждения медицины в селе Кистендей появились после революции 1917 года. Первая поликлиника разместилась в бывшем жилом доме помещицы Любови Платоновны Кожевниковой. Под поликлиникой был оборудован морг.

После образования Кистендейского района, в 1938 году, в селе была построена новая больница. К 1940 году в районе имелась одна больница, родильный дом, 2 аптеки, 5 медпунктов, 3 фельдшерско-акушерских пункта, один колхозный родильный дом.

Из воспоминаний Ольги Константиновны Метельской: «…Судьбе было угодно, чтобы я попала в г. Саратов. Саратовским облздрав отделом была направлена в Кистендейскую раймедамбулаторию, куда прибыла 13 июля 1941 года. Сначала работала просто врачом, а потом была назначена заведующей. С благодарностью вспоминаю зубного врача Веру Михайловну Веремееву, которую я так и не смогла разыскать после войны. Осенью 1941 года в Кистендее была вспышка сыпного тифа, мы все переболели, а врач Петрова умерла.»

Культура

К 1940 году в Кистендейском районе имелись: 8 клубов, 17 изб-читален, 7 библиотек. При Скачихинской избе-читальне был организован драматический кружок, который регулярно ставил постановки.

Руководство района

Имя Портрет Срок полномочий Биографическая справка
Coat of arms of the Russian Soviet Federative Socialist Republic.svg Председатели районного исполнительного комитета
Иван Яковлевич Чеботарёв Boss-icon.png
?
1935 — ?
Иван Тимофеевич Артюшин Артюшин Иван Тимофеевич.jpg
1905—~1985
19381939 См. основную статью
Тимофей Яковлевич Фалеев Фалеев Т.Я..JPG
1893—?
на 19401945 См. основную статью
Ф. Гришин Boss-icon.png
?
на июль 19471948
Николай Фёдорович Щербаков Щербаков Н.Ф.jpg
19131973
? См. основную статью

Примечания

  1. Курсивом выделены сельсоветы, которые вошли в состав Ртищевского района.

Источники

  • Архив Ртищевского горрайисполкома
  • В колхозе работает своя мельница // Сталинский путь. — 13 сентября 1940
  • В Обкоме ВКП(б) // Сталинский путь. — 16 апреля 1941
  • Валентина Рязанова: «От садизма бандеровцев все были в ужасе» // Известия. Саратов. — 7 мая 2009 (Архивировано из первоисточника 30.08.2015).
  • Закутилин П. В честь XXII годовщины октября // Сталинский путь. — 27 октября 1940
  • Кандидат в депутаты по Шуклинскому избирательному округу И. Т. Артюшин // Путь Ленина. — 17 февраля 1957
  • Миронов А. Хорошо развитое пчеловодство // Сталинский путь. — 14 августа 1940
  • Об объединении сельских Советов Балашовской области // Балашовская правда. — 26 июня 1954
  • Пантенкова Е. Организовывать правильный отдых для детей // Сталинский путь. — 21 июня 1940
  • По-большевистски организовать работу клубов и изб-читален // Сталинский путь. — 17 ноября 1940
  • РСФСР. Административно-территориальное деление на 1 июля 1945 года с приложением изменений с 1 июля по 31 декабря. — М.: Информационно-статистический отдел при Секретариате Президиума Верховного Совета РСФСР, 1945. — С. 299
  • Т. П. Там, где не борются за качество продукции // Сталинский путь. — 28 августа 1940
  • Тихомиров П. Бересклет — фронту и стране // Сталинский путь. — 16 мая 1942
  • Фалеев Т. Какое значение имеют займы в стране социализма // Сталинский путь. — 2 июля 1940
  • Справка Балашовского филиала Саратовского областного архива от 15 ноября 1980 года. Ф. 39, оп. 11, д. 33, л. 15; д. 446, л. 32 оп. 1 л.с. д. 12, л. 96
  • Справка Саратовский областной архив от 12.12.1980 года № 28 Ф. 39, оп. 11, д. 33, л. 15; д. 446, л. 32 оп. 1 л.с. д. 12, л. 96
  • Справка Управления Приволжской ордена Ленина железной дороги от 24.11 1980 года. № 37/л-19
  • Газета «Сталинский путь» за 1940—1948 год