Ключников, Алексей Иванович

Алексей Иванович Ключников
Алексей Иванович Ключников
А. И. Ключников в годы Великой Отечественной войны
Coat of arms of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1956-1978).svg
Председатель горисполкома Саратовского Совета депутатов трудящихся
1941 — 1943
Заместитель председателя Ртищевского волисполкома
1927 — 1929
 
Рождение: 1906(1906)
село Песчанка, Сапожковская волость, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
Смерть: после 2005
Образование: Саратовский институт сельскохозяйственного машиностроения (1937)
Профессия: преподаватель
Партия: КПСС значок.png
1929—1991
 
Научная деятельность
Научная сфера: история
Место работы: Саратовский институт механизации сельского хозяйства имени Н. И. Калинина (1955—1982)
Учёное звание: кандидат исторических наук

Алексей Иванович Ключников (1906, с. Песчанка Сердобского уезда — после 2005) — партийный и хозяйственный деятель; председатель горисполкома Саратовского Совета депутатов трудящихся (19411943); кандидат исторических наук (1955), преподаватель. Член КПСС с 1929 года.

Биография

Алексей Ключников родился в 1906 году в селе Песчанка в семье кустаря. В 1917 году окончил начальную школу.

В 1922 году А. Ключников вступил добровольцем в Красную Армию. Служил рядовым в ртищевском военпродпункте, затем в 99-м Оренбургском пехотном полку и в 33-й Самарской дивизии, из которой демобилизовался в 1923 году.

Вернувшись в родное село, Алексей Иванович работал в сельском хозяйстве. В 1924 году стал секретарём комсомольской ячейки, в 1925 году его избрали секретарём Песчанского сельсовета Ртищевской волости, в декабре того же года Ключникова назначили на должность заведующего отделом Ртищевского волкома ВКП(б). В марте 1927 года его избирали членом, а затем заместителем председателя Ртищевского волисполкома.

В декабре 1929 года А. И. Ключникова отправили на курсы рационализации сельского хозяйства, по окончании которых в августе 1930 года его направили работать в Саратов рационализатором Нижволпромстроя. В сентябре 1931 года Ключников поступил в Саратовский автодорожный институт (ныне Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина). В 1932 году он перевёлся на ремонтный факультет Саратовского института сельскохозяйственного машиностроения (1 декабря 1932 года этот институт был переведён из Москвы в Саратов; ныне Факультет механизации сельского хозяйства и технического сервиса Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова), который окончил в 1937 году по специальности «Инженер-механик». Во время учебы в институте Алексей Иванович был членом партбюро, председателем профкома, секретарём комитета ВЛКСМ института.

Сразу после окончания вуза Ключникова назначили на должность заведующего отделом Саратовского горкома комсомола, а в июне 1938 года — заведующего отделом пропаганды и агитации Саратовского горкома партии. В декабре 1939 года А. И. Ключников был избран секретарём Саратовского горкома ВКП(б). Сначала он отвечал за идеологическую работу, позднее занимался кадровыми вопросами.

В мае 1941 года Алексей Иванович Ключников был избран председателем горисполкома Саратовского Совета депутатов трудящихся и до апреля 1943 года возглавлял местную противовоздушную оборону города Саратова. В дальнейшем Ключников работал заведующим отделами Татарского и Омского обкомов ВКП(б) по идеологии, инспектором Управления пропаганды и агитации ЦК партии. В 1949 году его избрали секретарём Саратовского обкома ВКП(б), а затем при реорганизации партаппарата назначили заведующим отделом пропаганды и агитации Областного комитета ВКП(б).

В феврале 1955 года Алексей Иванович защитил диссертацию и стал кандидатом исторических наук. Он перешёл на преподавательскую работу в Саратовский институт механизации сельского хозяйства имени Н. И. Калинина, где трудился 27 лет. В 1982 году А. И. Ключников вышел на пенсию, стал персональным пенсионером союзного значения.

В 1990 году в приволжском книжном издательстве вышел сборник воспоминаний ветеранов партии и комсомола «Когда мы были молоды», в котором А. И. Ключников опубликовал свои мемуары «Мы сражались в тылу».

Последние годы А. И. Ключников проживал в Одессе. Умер после 2005 года.

Литература

  • Когда мы были молоды: Сборник воспоминаний ветеранов партии и комсомола. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. — С. 176—189
  • Местное самоуправление Саратова: история и современность. — Саратов, 2005. — С. 153
  • Воронихин А. В., Качев И. Н., Дмитрук Ф. И., Булгаков С. В. Очерки истории местной противовоздушной обороны Саратовской области 1932—1945 годы. — Саратов: Изд-во Приволжская книжная палата, 2015. — С. 24