Красная улица

Красная улица
Улица Красная от администрации до больницы (2014 год)
Упоминается с

1902

Прежние названия

Кладбищенская улица (до 1923)

Протяжённость

ок. 2,13 км

Начало

Советская улица

Конец

Мирный переулок

Автобусные маршруты

5, 6

Почтовые индексы

412031

Красная улица — магистраль общегородского значения; одна из старейших улиц города Ртищево, берущая начало в его центральной части.

Расположение и общие сведения

Улица Красная берёт начало в центральной части города, проходит с запада на восток. Начинается от Т-образного перекрёстка с улицей Советской и заканчивается Т-образным перекрёстком с Мирным переулком. Улица разделена на две неравные части железнодорожной веткой Шуклино — Ртищево II. Пересекается с улицей Левице. С нечётной стороны к улице примыкает Пролетарская улица; с чётной примыканий нет.

Протяжённость улицы составляет около 2,13 км. С обеих сторон улица оборудована тротуарами (не на всём протяжении). На улице расположены два светофора (на перекрёстке с улицей Советской и пересечении с улицей Левице) и два нерегулируемых пешеходных перехода (в районе здания ртищевской администрации), оборудованных «лежачими полицейскими». Также на улице имеется двойной регулируемый железнодорожный переезд. Нумерация начинается от Советской улицы. Особенностью нумерации является то, что в 1982 году чётная сторона улицы была перенумерована только до железнодорожного переезда, залинейную часть перенумеровали частично. Поэтому нумерация чётной стороны заканчивается домом № 68, после переезда нумерация начинается с дома № 70, а далее следует дом № 134.

Застройка смешанная: в начале улицы — средневысотная (многоэтажная); в середине (от территории районной больницы до переезда) — средневысотная и низковысотная (малоэтажная), здесь также сохранилась малоэтажная застройка («частный сектор»); залинейная часть улицы представлена малоэтажной застройкой («частный сектор»). Часть нечётной стороны улицы Красной (около 265 м от улицы Левице в сторону улицы 8 Марта) проходит вдоль территории Городского парка культуры и отдыха, а часть чётной стороны, расположенная напротив, — вдоль территории Ртищевской районной больницы.

Происхождение и история названий

До 1923 года улица называлась Кладбищенская, поскольку шла по направлению к первому поселковому кладбищу (ныне на этом месте расположен Городской парк культуры и отдыха).

История

До 1923 года

Улица Красная — одна из старейших улиц города, она упоминается в архивных документах Бюро технической инвентаризации с 1902 года. Улица проходила по границе землевладений, так что её нынешняя нечётная сторона арендовалась у крестьян 2-го Ртищевского крестьянского общества (село Ртищево), а чётная — у Шуклинского (сельцо Шуклино). Первоначально улица застраивалась одноэтажными частновладельческими домами. Формирование её шло от территории мельницы купца Михайлова в сторону Сергиевской улицы и закончилось до 1917 года. До 1929 года нечётная нумерация шла по правой стороне улицы, чётная — по левой и начиналась от территории мельницы.

Несколько домов, построенных на участке от улицы Ямской до кладбища, образовывали небольшую улицу Владимирскую. Застройка этой территории началась в 1908 году. Название «Владимирская» упоминается в документах начала 1920-х годов, хотя нумерация домов этой улицы продолжала нумерацию Ямской улицы. В 1923 году Кладбищенскую и Владимирскую улицы объединили в одну с новым названием — улица Красная.

Кладбищенская улица.jpg Владимирская улица.jpg
Карта-схема Кладбищенской и Владимирской улиц на 1922 год (реконструкция) Удостоверение, подтверждающее отвод участка по Владимирской улице
(«против мельницы») для застройки (1920)

1923—1940-е годы

Залинейная часть улицы Красной с магазином «Кара-Кум», названным так в честь неофициального наименования этого микрорайона города (2014; в 2015 году здесь открылся сетевой магазин «Семейный»)

К концу 1920-х — начале 1930-х годов сформировался частный сектор прилинейной части улицы — были построены дома по чётной стороне. Залинейная часть улицы, которая проходит по так называемому микрорайону «Кара-Кум», сформировалась в основном в конце 1930-х годов, а окончательно в 1950-х годах.

В начале 1930-х годов на базе овцеводства в Поволжье начала развиваться промышленность по переработке овечьего и козьего молока, организовывались брынзопункты. Ртищевский брынзопункт, получивший к 1940 году статус предприятия областного значения, располагался на улице Красной, 14 (нумерация до 1961 года).

1950-е — 1960-е годы

В марте 1951 года началась застройка участка нечётной стороны улицы, расположенного между горпарком и железнодорожной веткой. Участок застраивался Ртищевской дистанцией зданий и сооружений двухэтажными 8-квартирными, так называемыми, общественными домами. Всего здесь было построено шесть таких домов. В крайнем из них часть первого этажа отвели под бакалейно-гастрономический магазин.

В августе 1951 года под постройку здания общежития на 100 человек для работников паровозного депо Ртищево II по Красной улице отвели земельный участок от вновь строящихся двух восьмиквартирных домов в сторону центра города, с переносом двух жилых зданий — барака № 61 (ныне № 15) на 6 квартир и жилого дома № 59 (снесён) на две квартиры. По состоянию на 1 января 2012 года дом барачного типа № 15 был признан аварийным и подлежащим сносу.

В октябре 1953 года было принято решение о строительстве на улице Красной пожарного депо. Оно должно было расположиться близ мельницы № 45. Однако позднее это решение было отменено.

Красная общдома.jpg Красная 15.jpg Горбольница63.jpg
8-квартирные дома по улице Красной (2014) Дом № 15 по улице Красной (2007; снесён в 2015) Строительство горбольницы (1961)

24 марта 1955 года по улице Красной под строительство больничного комплекса отвели земельный участок размером 115 × 150 м и площадью 1,7 га, который был занят постройками ветамбулатории и баклаборатории. По своей специфике эти учреждения не могли находиться в центре города и были вынесены за его пределы. Больничный городок был сдан в эксплуатацию 23 декабря 1961 года. В 19851986 годах территория больницы значительно расширилась — началось строительство новой детской больницы, которая открылась в 1988 году.

В 1960 году улица Красная стала одной из первых в городе, по которой были проложены трубы городского водопровода. В начале 1960-х годов улицу заасфальтировали. В середине августа 1965 года дома по Красной улице досрочно газифицировали.

5 января 1965 года открылся детский сад № 8 «Вишенка».

1970-е — 1980-е годы

Строительство дома № 3 по улице Красной (1981~1982)

В 1970-х — 1980-х годах началась масштабная реконструкция улицы Красной. В её центральной части дома частного сектора были снесены, на их месте построены многоэтажные жилые дома, обозначившие центральный проспект города. С середины 1970-х годов по улице Красной начал складываться новый административный центр города. Административное здание строилось в три этапа. В январе 1975 года коллектив Ртищевского ремонтно-строительного управления сдал в эксплуатацию его первую очередь.

В мае 1978 года началась забивка свай для первого девятиэтажного дома в городе Ртищево. Дом был сдан в эксплуатацию в 1982 году, на первом этаже, в специальных пристройках, разместились Аптека № 167 и магазин «Книги». В апреле 2003 года ООО «Аптека № 167» было ликвидировано, вместо него открылась аптека ООО «Имплозия». Позднее часть торговых площадей аптеки занял сетевой магазин «Магнит».

Второй девятиэтажный дом на улице Красной был сдан в эксплуатацию в 1983 году. 1 июня того же года на первом этаже, в специальной пристройке, открылся магазин горторга № 13 «Товары для детей». Здесь можно было не только купить товары, но и сдать вещи на комиссию, воспользоваться услугами закройщика, в магазине работал кафетериий. В сентябре 1992 года магазин выделился из горторга в самостоятельное ТОО. Однако в декабре 1994 года ТОО «Товары для детей» объявило о самоликвидации предприятия. Это было связано, в первую очередь, с высокой арендной платой за помещение и постоянно увеличивающейся платой за коммунальные услуги. Магазин перешёл в ведение ОРСа. Магазин № 10 ОРСа «Экспресс» сдавал торговый зал в аренду, так, например, 19 мая 1997 года здесь открылся аптечный киоск готовых лекарственных форм принадлежащий ООО «Лекфарм». В дальнейшем магазин был разделён на две части. 21 июня 2007 года в его правой половине открылся магазин бытовой техники «Эльдорадо», переехавший сюда с улицы Советской. Однако он просуществовал недолго. 27 июля 2009 года в этой части открылся сетевой магазин «Гроздь» № 212[1].

Ямская ул.jpg Красная 5.jpg Сбербанк отделение 01.jpg
Строительство домов № 5 и 9 по улице Красной (1980-е; красной стрелкой показана Ямская улица) Дом № 5 по улице Красной,
на 1-м этаже магазин «Эльдорадо» (2007)
Дополнительный офис Ртищевского отделения № 3998/01 Сбербанка России на улице Красной; первоначально — магазин № 28 «Молоко» Ртищевского горторга (2007; в 2014—2015 годах — универсам «Семейный»)

В том же 1983 году в эксплуатацию были сданы два пятиэтажных 70-квартирных дома с встроенными магазинами, разработка исходных данных на проектирование которых начались в конце 1970-х годов. Строительство вёл коллектив строительно-монтажного поезда № 143. В примыкающем к дому № 9 торговом помещении первоначально размещался магазин № 5 «Радио-товары». В начале марта 1998 года здесь открылся продовольственный магазин производственного объединения «Возрождение», а так же небольшая пекарня. С 2002 года на части торговой площади работает салон красоты «Каталина». В торговом помещении, примыкающем к дому № 11, первоначально размещался магазин № 28 «Молоко» Ртищевского горторга. В 1998 году магазин приобрело ООО Маслодельный завод «Ласточка». Позднее до ноября 2011 года здесь размещался дополнительный офис Ртищевского отделения № 3998/01 Сбербанка России. До начала 2014 года помещение пустовало.

В декабре 1985 года на угол улиц Красной и Левице с площади Дворца культуры им. В. И. Ленина был перенесён памятник «Защитникам ртищевского неба 1941—1945» в честь 243-го отдельного зенитного артдивизиона и 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи.

1990-е — 2000-е годы

Торговые ряды на улице Красной (2013)

В конце 1990-х годов по адресу: улица Красная, д. 10, кв. 54 располагалась штаб-квартира Ртищевской городской организации Либерально-демократической партии России.

В начале 2000-х в доме № 1 по улице Красной открылся фирменный магазин ООО «Орион-ТелеКом»[2] «Компьютеры и оргтехника», где начал работать первый в городе салон сотовой связи. Ассортимент телефонов в магазине в 2002 году насчитывал около 20 моделей, минимальная стоимость аппарата составляла 1800 рублей[3]. Здесь же можно было сразу подключится к сети.

В 2003 году в Ртищево по улице Красной, 5 открылся дополнительный офис «Ртищевский» ОАО «ТранКредитБанк» (с 1 ноября 2013 года присоединился к банку ВТБ24).

С 2009 года каждую первую и третью субботу месяца на улице Красной проводится муниципальная сельскохозяйственная ярмарка выходного дня. Она располагается на проезжей части улицы от перекрёстка с улицей Советской до здания администрации.

Примечательные здания и сооружения

Здание администрации

Здание Ртищевского горисполкома (сер. 1970-х)

Красная, 6. После сдачи первой очереди здания в 1975 году, в нём разместился исполком Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся. 39 кабинетов включали в себя, в том числе, депутатскую комнату, педкабинет отдела народного образования, специальную комнату для приёма посетителей. После окончания строительства в 1979 году восточное крыло занял Ртищевский городской комитет партии.

После выхода указов Президента РСФСР от 23 августа «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» и 25 августа 1991 года «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР», восточное крыло здания, принадлежавшее горкому Компартии РСФСР, оказалось бесхозным. По его дальнейшему использованию было высказано несколько предложений. Так, например, директор школы № 4 В. А. Тецкий предлагал создать в этой части здания оздоровительный центр для молодёжи, городской совет ветеранов направил Б. Н. Ельцину письмо с просьбой разрешить использовать здание бывшего горкома партии под культурный центр. Саратовский облисполком принял решение о передаче здания горкома Компартии РСФСР вместе с частью мебели и автомобилем Ртищевскому народному суду, однако по ходатайству Ртищевского горисполкома это решение было отменено.

В итоге была реализована идея депутата горсовета А. К. Хасеева, который предложил объединить в административном здании государственные учреждения города и района: Советы народных депутатов и их исполкомы со всеми отделами. Весной 1992 года после административного слияния города и района здесь разместилась местная администрация. На третьем этаже здания до 10 октября 1993 года размещался горрайсовет народных депутатов.

В настоящее время (на 2014 год) в здании администрации располагаются следующие органы власти и организации: Собрание депутатов Ртищевского муниципального района (РМР), Администрация Ртищевского муниципального района, Финансовое управление РМР, Сектор по делам архивов администрации РМР, Совет муниципального образования город Ртищево, Управление образования администрации РМР, ГАУ СО «Центр социальной защиты населения Ртищевского района» (до 26 июня 2013 года — ГАУ СО «Управление социальной поддержки населения Ртищевского района»), дополнительный офис в г. Ртищево Саратовского регионального филиала ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» и др. До 3 октября 2013 года здесь также размещалась Администрация муниципального образования город Ртищево. С начала 1990-х на нижнем этаже восточного крыла здания располагается отдел ЗАГС по городу Ртищево и Ртищевскому району.

Здание администрации

Организации, расположенные на улице

Красная, 20Б. Медицинский Di центр

На улице расположены следующие организации и учреждения:

  • по нечётной стороне:
    • № 5 — дополнительный офис «Ртищевский» филиала № 6411 банка ВТБ24

Транспорт

По улице проходят городские автобусные маршруты № 5 и 6.

Примечания

  1. Сеть магазинов «Гроздь»
  2. Компания ООО «Орион-ТелеКом» зарегистрирована 21 августа 2001 года.
  3. Средняя зарплата в России в июне 2002 года составляла 4522 рубля.

Литература

  • Александрова Л. Ещё одна аптека // Перекрёсток России. — 31 мая 1997
  • Александрова Л. К вопросу о партийном имуществе // Путь Ленина. — 8 октября 1991
  • Борисов Ю. Как это было… // Перекрёсток России. — 2 ноября 1993
  • Булда Ф. Газ — городу // Путь Ленина. — 4 августа 1965
  • Власова О. Программа реализуется // Перекрёсток России. — 24 сентября 2013 (Архивировано из первоисточника 7.09.2015).
  • Дмитриева Г. В коридорах власти // Перекрёсток России. — 16 апреля 1992
  • Дмитриева Г. Магазин будет работать // Перекрёсток России. — 22 декабря 1994
  • Дмитриева Г. Судьба партийного имущества // Путь Ленина. — 20 сентября 1991
  • Дуюнова Г. Магазин «Возрождение» // Перекрёсток России. — 28 марта 1998
  • К Дню города // Перекрёсток России. — 26 октября 1996
  • К Дню города // Перекрёсток России. — 5 ноября 1996
  • Кавунов П. А. Города Саратовской области: Издание второе, доп. и перераб., — Саратов: Сарат. кн. изд-во, 1963. — С. 166—167
  • Ковыряев М. На строительстве водопровода // Путь Ленина. — 7 октября 1960
  • Орлов Г. Новое административное здание // Путь Ленина. — 31 января 1975
  • Перекрёсток России. — 27 февраля 1993
  • Перекрёсток России. — 20 декабря 1994
  • Перекрёсток России. — 23 августа 1997
  • Перекрёсток России. — 21 марта 1998
  • Перекрёсток России. — 8 октября 1998
  • Перекрёсток России. — 25 июля 2002
  • Перекрёсток России. — 15 апреля 2003
  • Путь Ленина. — 17 июня 1980
  • Ртищево: антикризисная модель развития // Новые времена. — 26 июня 2009 (Архивировано из первоисточника 7.09.2015).
  • Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.
  • Фомин С. Кому нужен телефон, обращайтесь в «Орион» // Перекрёсток России. — 22 июня 2002
  • Шадчина Г. Компактно, комплексно// Путь Ленина. — 4 октября 1977

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома

Ссылки