Кривские

Кривские
Герб рода Кривских
Герб рода Кривских
Том и лист Общего гербовника:

XII, 57

Губернии, в РК которых внесён род:

Костромская, Курская, Новгородская, Саратовская, Харьковская

Часть родословной книги:

VI

Родоначальник:

Агей Андреевич Кривский

Подданство:

Российская империя

Имения:

с. Борки

Кривские на «Родоводе»

Кри́вские — русский дворянский род.

Происхождение рода

Род восходит к XVII веку. Агей[1] Андреевич Кривский[2] был воеводой в Осташкове (1612). Предки фамилии Кривских с 1619 года владели поместьями в Галичском уезде и несли дворянские службы. Потомки этого рода, владея наследственно имениями предков, служили Российскому престолу в военной службе и состояли в разных чинах.

Род Кривских внесён в VI часть родословной книги Костромской губернии. Есть ещё несколько родов Кривских, более позднего происхождения.

Герб рода Кривских

В зелёном щите волнообразный золотой столб, сопровождаемый двумя серебряными мечами с золотыми рукоятками, остриями вверх.

Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: зелёная ромбовидной формы доска, обременённая в середине волнообразным столбом. По углам доски по золотому трилистнику. Намёт: справа зелёный с золотом, слева зелёный с серебром.

Герб внесён в XII часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи[3].

Связь рода с Ртищевским краем

с. Борки. На этом месте находилось имение Кривских. Яблоня, посаженная П. А. Кривским в конце XIX — начале XX веков
Кирпич, изготовленный в имении Кривских. «ОВК» (Ольга Волкова-Кривская)

Во владении Кривских находилось имение в селе Борки Сердобского уезда (ныне Ртищевского района). Этот поместный надел Кривские получили до 1736 года. Его первым владельцем был, по видимому, Яков Герасимович Кривский — помещик Аткарской округи, титулярный советник, расправный судья. Межевание участка, согласно Планам дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, состоялось в 1801 году, утверждение межевания — в 1844 году. На это время владельцами села являлись его дети: коллежский советник Павел Яковлевич Кривский, его брат — подполковник, участник Отечественной войны 1812 года Александр Яковлевич Кривский (ок. 1789 (?) — 1853) и супруга последнего — Елизавета Дмитриевна Кривская (ур. Колокольцова). В их собственности находились два участка общей площадью 1597 казённых десятин (каз. дес.) 165 квадратных саженей (кв. саж.) (ок. 1744,97 га).

Имя кавалера ордена Святого Владимира 4 степени Павла Яковлевича Кривского упоминается в сборниках «Общий штат Российской империи» за 1821—1828 год. С 1821 по 1828 год он был советником Камышинского соляного правления Департамента горных и соляных дел. На 1821 год имел чин титулярного советника, на 1826—1828 год — коллежского асессора.

После смерти Александра Яковлевича его надел унаследовали сыновья: Павел Александрович (1827—1905) — шталмейстер Двора Его Императорского Величества, предводитель саратовского губернского дворянства и Владимир Александрович — прапорщик. На 1860 год за Елизаветой Дмитриевной Кривской числились три участка общей площадью 860 каз. дес. (939,58 га); получивший к этому времени чин статского советника, Павел Яковлевич владел участком площадью 196 каз. дес. (214,14 га); Павел Александрович — двумя участками общей площадью 1025 каз. дес. 417 кв. саж. (1120,30 га); Владимир Александрович владел тремя участками общей площадью 1000 каз. дес. (1092,54 га).

В межевых документах за 1896 год владельцем земель села Покровского (Борки тож) указан только Павел Александрович Кривский. За ним числилось семь участков общей площадью 2966 каз. дес. 2215 кв. саж. (3240,71 га).

Усадьба Кривских располагалась на противоположном от села берегу реки Изнаир, на возвышенном месте. Окружена была тенистым парком, включавшим в себя и молодой сосновый бор, который был посажен владельцами поместья. Перед усадьбой был маленький пруд и плодовый сад. С восточной стороны к берегу спускались сиреневые аллеи. Вели они к роднику, который повелел выкопать и благоустроить для своих нужд сам Павел Александрович. От родника к усадьбе был проведён паровой водопровод. С западной стороны от усадьбы, гранича с глубоким оврагом росли молодые сосны. У южной оконечности бора на спуске к реке была выстроена беседка, из которой открывался вид на село и Покровскую церковь, около которой находился семейный склеп Кривских.

На землях Кривского, окружающих усадьбу с восточной стороны, был пруд в пойме Изнаира — любимое место лодочных прогулок, овчарня овец и пастбище. Примерно в километре от усадьбы находился маленький кирпичный завод для нужд поместья и села. Кирпич клеймили буквами «О. В. К.», что означало: Ольга Волкова-Кривская.

Частные владения Кривских охраняли черкесы и лезгины. Крестьяне допускались в поместье только на работы, плата за которые выдавалась в конце дня.

Овца породы инфантадо

Благодаря стараниям Павла Александровича имение Кривских, было признано одним из лучших в Саратовской губернии. В 1899 году оно было внесено в справочник «Вся Россия», как выдающееся хозяйство. П. А. Кривский успешно занимался овцеводством, разводил овец мериносов поры инфантадо. На 1898 год хозяйство насчитывало 5000 голов. Заведено стадо было покупкой овец из овчарен известного овцевода М. М. Мерцалова и Котляревского. Целью хозяйства Кривский ставил выведение неприхотливых, легко откармливающихся животных, с хорошим корпусом и возможно большим количеством длинной средней тонкости шерсти. Средний выход шерсти на 1898 год составлял 10 ½ — 12 фунтов. Овцеводство Кривского получило много высших премий и наград[4].

После смерти П. А. Кривского усадьбу, вероятнее всего, унаследовала его дочь Ольга Павловна Волкова (ур. Кривская). В 1905 году во время крестьянских волнений усадьба Кривских была сожжена.

Сразу после событий 1917 года склеп Кривских был обворован. Церковь разрушили в середине 1930-х годов, а склеп в середине 1950-х годов разобрали на кирпич для строительства телятника. Останки рода Кривских перезахоронили на сельском кладбище, однако точное местонахождение могилы в настоящее время не известно.

Примечания

  1. В ЭСБЕ опечатка — Алей
  2. В старой орфографии — Кривской
  3. Часть XII Общего гербовника никогда не издавалась и хранится в единственном экземпляре в Российском государственном историческом архиве, г. Санкт-Петербург.
  4. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. — Т. 2. — Издание А. С. Суворина, 1899. — ст. 382

Источники