Кривский, Павел Александрович

Павел Александрович Кривский
Павел Александрович Кривский
Павел Александрович Кривский
Герб Кривских
Coat of Arms of Saratov gubernia (Russian empire).png
Предводитель дворянства Саратовской губернии
1896 — 1902
Предшественник: Голицын, Лев Львович
Преемник: Мельников, Михаил Фёдорович
1876 — 1887
Предшественник: Бернов, Иван Иванович
Шахматов, Александр Иванович (и.д.)
Преемник: Голицын, Лев Львович
 
Рождение: 30 ноября 1829(1829-11-30)
Саратовская губерния, Российская империя
Смерть: 12 апреля 1905(1905-04-12) (75 лет)
г. Санкт-Петербург, Российская империя
Место погребения: семейный склеп при Покровской церкви с. Борки Сердобского уезда (до 1918)
Род: Кривские
 
Военная служба
Годы службы: 1848—1856
Род войск: кавалерия
Звание: ротмистр
 
Семья
Отец: подполковник Александр Яковлевич
Мать: Елизавета Дмитриевна (ур. Колокольцова)
Супруга: Варвара Алексеевна (ур. Трубачёва)
Дети: две дочери
 
Награды
Орден Белого орла (Российская империя) Орден Святого Владимира II степени
2 ст.
Орден Святого Владимира III степени
3 ст.
Орден Святой Анны I степени
1 ст.
Орден Святого Станислава (Российская империя)
1 ст.
Орден Святого Станислава II степени
2 ст.
Орден Льва и Солнца 1 степени (Персия)

Павел Александрович Кри́вский (30 ноября 1829[П 1] — 12 апреля 1905, Санкт-Петербург) — земский деятель, предводитель саратовского губернского дворянства, шталмейстер Двора Его Императорского Величества, член Государственного совета Российской империи.

Биография

1827—1856

Павел Кривский в молодые годы

Павел Кривский родился в 1829 году в семье потомственного дворянина подполковника Александра Яковлевича Кривского, владевшего землями в Сердобском и Аткарском уездах Саратовской и Кирсановском уезде Тамбовской губерний. Мать — Елизавета Дмитриевна (1798 — 11 февраля 1874) происходила из дворян Пензенской губернии; она была дочерью статского советника, пензенского губернского предводителя дворянства Дмитрия Аполлоновича Колокольцова.

13 июня 1848 года Павел окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Москве, откуда был выпущен корнетом в Кавалергардский полк. 23 апреля 1850 года был произведён в поручики. 17 октября 1851 года, как один из деятельных участников дуэли, Кривский был переведён во Владимирский уланский полк с сохранением чина. 1 июня 1853 года Павел Кривский вернулся в гвардию, его перевели в лейб-гвардии Кирасирский Его Величества полк. 23 апреля 1854 года он был произведён в штабс-ротмистры. Через два года, 26 апреля 1856 года, Кривский был уволен в отставку по болезни, получив чин ротмистра.

1856—1876

Павел Александрович вернулся в Саратовскую губернию в имение матери. С 18 мая 1861 по 23 июня 1863 года он, вместе с братом Владимиром, занимал должность мирового посредника по Сердобскому уезду. На этой должности Кривский развернул деятельность, способствующую утверждению крестьянской реформы в собственном и соседних имениях. Прямой, независимый и временами резкий, Кривский, чтобы всегда оставлять за собой полную свободу действий, никогда даже не останавливался в помещичьих усадьбах, а всегда в волостных правлениях и на съезжих, что усиливало доверие к нему населения. Это привело к обострению отношений Кривского с уездными помещиками. На имя саратовского губернатора князя В. А. Щербатова поступила просьба от предводителя Сердобского уездного дворянства «удалить вредных филантропов братьев Кривских».

П. А. Кривский переехал на жительство в Саратов, где 14 января 1864 года был определён корреспондентом Главного управления государственного коннозаводства по Саратовской губернии, с присвоением чина коллежского асессора. В 1866 году он был пожалован в камер-юнкеры, а в 1869 году получил чин коллежского советника. В том же году Кривский был избран в почётные мировые судьи по Сердобскому судебному мировому округу. В 1870 году Павел Александрович пожалован придворным званием камергера Двора. В 1873 году Кривский, как опытный хозяин, был приглашён министром государственных имуществ П. А. Валуевым в «Особую комиссию для исследования положения сельского хозяйства и сельской производительности в России» и в том же году произведён в статские советники.

1876—1905

На чрезвычайной баллотировке 19 октября 1876 года П. А. Кривский был избран Саратовским губернским предводителем дворянства[1]. На этой должности он прослужил четыре выборных трёхлетних срока — до 31 декабря 1887 года. В апреле 1878 года[П 2] Павел Александрович был пожалован в должность шталмейстера Двора Его Императорского Величества. В 1882 году — произведён в действительные статские советники.

На 1880 год Павел Александрович являлся председателем Саратовского губернского училищного совета, почётным попечителем Саратовского Александро-Марьинского реального училища, а также гласным Саратовского губернского земского собрания от Сердобского уезда и гласным от землевладельцев Сердобского уездного земского собрания. С 20 сентября 1886 по 5 марта 1887 года Кривский заседал в Особой комиссии при министерстве внутренних дел вместе с четырьмя губернаторами и числе четырёх предводителей дворянства, для обсуждения проекта местного управления и проекта положения земских учреждений. Кривский был противником усиления бюрократического воздействия на земское самоуправление. Он говорил: «Ведь какие мы ни есть, всё же мы местные, а что такое губернаторы-пришельцы! Сегодня здесь, завтра там; ничем они с земством не связаны».

В декабре 1887 года Кривский из опасения, что его обострившиеся отношения с министром внутренних дел графом Д. А. Толстым нанесут ущерб дворянским интересам, отказался от должности предводителя и не баллотировался. Оставив службу, Кривский поселился в своем родовом имении в селе Борки Сердобского уезда (ныне Ртищевского района). Тут он устроил себе новую усадьбу, перенеся её из села на другую сторону, на высокий берег реки Изнаир. Он сам занимался сельским хозяйством, коневодством и овцеводством. Павел Александрович имел конезавод на 500 голов. Он разводил лошадей упряжных, горных и рысистых пород. Они удостаивались высших наград на 10 российских выставках, взяв 6 золотых и 4 серебряных медали. На 1902 год численность производителей составляла 6 жеребцов и 60 маток.

В усадьбе имелась овчарня на 300 овец. Шерсть его овец породы «инфантадо» была очень высокого качества, а отдельные экземпляры баранов и маток получали высшие награды на разных выставках не только в России, но и за границей, например, в Париже и Чикаго. В 1891 году он получил «во внимание к заслугам по улучшению овцеводства в России» большую золотую медаль «За полезную деятельность по сельскому хозяйству», а позднее его овцеводство получило Государственный герб.

Церковь Покрова Божьей матери и св. Николая в селе Борки Ртищевского района, около которой находился склеп Кривских (ныне не существует)

24 марта 1896 года Кривский был пожалован в шталмейстеры, а 26 декабря того же года — вновь избран саратовским дворянством в губернские предводители. Он прослужил в этой должности ещё два выборных срока. В следующем году, 22 марта, он был приглашён в комиссию при Министерстве внутренних дел для рассмотрения, по Высочайшему повелению, составленного им проекта «Правил о найме на сельские работы». 16 марта 1898 года Кривскому Высочайше повелено было «присутствовать в Особом совещании по делам дворянского сословия на правах члена совещания». 6 мая 1902 года П. А. Кривский вынужден был оставить должность губернского предводителя, так как его назначили членом Государственного совета, с присутствованием в департаменте законов.

Павел Александрович Кривский умер в Санкт-Петербурге 12 апреля 1905 года. Его тело было перевезено в Саратовскую губернию и похоронено около Покровской церкви в семейном склепе в селе Борки.

Сразу после событий 1917 года склеп Кривских был обворован. Церковь разрушили в середине 1930-х годов, а склеп в середине 1950-х годов разобрали на кирпич для строительства телятника. Останки рода Кривских перезахоронили на сельском кладбище, однако точное местонахождение могилы в настоящее время не известно.

Семья

Павел Александрович Кривский был женат на дочери Санкт-Петербургского полицмейстера действительного статского советника Варваре Алексеевне Трубачёвой (8 октября 1833 — 30 июля 1889). На 1879—1883 год она являлась председательницей Саратовского дамского попечительства о бедных.

В браке родилось пятеро детей: три сына, умершие во младенчестве, — Александр (1858—1859), Владимир (1861—1862), Владимир (1863—1863) и две дочери: Елизавета (4 мая 1858 — 1901; была замужем с 14 января 1886 года за Г. А. Лопатиным) и Ольга (23 июня 1865 — ?; была замужем за Волковым). Ольга Павловна на 1888 год проживала в с. Борки. Ольга и Елизавета на 1883 год являлись сотрудницами Дамского комитета попечительства о бедных[2].

Награды

  • Орден Белого орла (1902)
  • Орден Святого Владимира II степени (апрель 1899)
  • Орден Святого Владимира III степени (апрель 1878)
  • Орден Святой Анны I степени (1886)
  • Орден Святого Станислава I степени (1883)
  • Орден Святого Станислава II степени (1869)
  • Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1888)

Примечания

  1. По другим данным в 1827 году.
  2. По другим данным — в 1877 году

Источники

  1. Саратовский сборник. Материалы для изучения Саратовской губернии. Т. 1. — Саратов: Издание Саратовского статистического комитета, 1881. — С. 12
  2. Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883