Куванов, Александр Васильевич

Александр Васильевич Куванов
Александр Васильевич Куванов
А. В. Куванов (сер. 1940-х годов)
Редактор газеты «Путь Ленина»
1944 — 1949
Предшественник: Валентин Гаврилович Дорогов
Преемник: Салосин
 
Рождение: 4 ноября 1912(1912-11-04)
д. Старый Погорелец, Костринская волость, Тихвинский уезд, Новгородская губерния, Российская империя[П 1]
Смерть: 12 декабря 1987(1987-12-12) (75 лет)
г. Саратов, РСФСР, СССР
Профессия: журналист
Партия: КПСС значок.png
с 1938

Александр Васильевич Куванов (4 ноября 1912, д. Старый Погорелец Тихвинского уезда — 12 декабря 1987, Саратов) — ртищевский историк-краевед, журналист, редактор газеты «Путь Ленина» (19441949). Персональный пенсионер местного значения, ветеран труда. Член КПСС с 1938 года.

Биография

А. В. Куванов в Ртищевском музее боевой и трудовой славы (1980-е)
Могила А. В. Куванова в г. Саратове

Александр Куванов родился в 1912 году в деревне Старый Погорелец, в семье железнодорожного рабочего[1]. В 1929 году он окончил Галичскую семилетнюю школу. Затем, с 1929 по 1931 год, учился в Тихвинской совпартшколе второй ступени.

В 1932 году Александр Куванов поступил в Коммунистический институт журналистики имени В. В. Воровского (ликвидирован в августе 1941 года) в Ленинграде. По окончании учёбы в 1934 году Александр Васильевич был направлен в Саратов. Работал литературным сотрудником областной газеты, затем редактором в районных газетах Питерского, Жирновского, Широкобуеракского районов, в районных газетах Аткарского и Вольского районов Саратовской области[1]. А. В. Куванов сотрудничал с ТАСС, печатался в ряде центральных газет и журналов.

В 1944 году А. В. Куванов переехал в Ртищево, где до 1949 года работал редактором объединённой газеты «Путь Ленина»[1]. Затем он был избран вторым секретарём Ртищевского горкома КПСС.

В июле 1947 года было создано Саратовское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (с января 1965 года — Саратовская областная организация общества «Знание»)[2]. Затем, по рекомендации секретаря обкома КПСС А. И. Ключникова (назначен на должность в 1949 году), в Ртищево было создано районное отделение общества — первое в Саратовской области. Его председателем был назначен А. В. Куванов. За время работы в обществе лектором-международником Кувановым было прочитано в различных коллективах города и района более 4000 лекций.

В 1960-е годы А. В. Куванов занимал должность заведующего Ртищевского городского отдела культуры. Он принимал деятельное участие в устроении гастролей на селе Ртищевского народного театра[3].

С 1981 по 1984 год А. В. Куванов возглавлял Ртищевский музей боевой и революционной славы (ныне Ртищевский историко-краеведческий музей). На протяжении многих лет он занимался изучением истории Прихопёрья, Ртищевского района. Им было опубликовано 138 краеведческих очерков и статей, среди которых «Ртищево — хорошее название», «Цвети, земля Ртищевская», «Всё останься в памяти крылатой», цикл очерков «Ртищево», «Прикоснись сердцем к подвигу» и др[1]. Большая часть его работ вошла в двухтомный сборник «Хранитель времени», выпущенный Ртищевским краеведческим музеем к 100-летию со дня рождения А. В. Куванова в ноябре 2012 года. В краеведческих статьях А. В. Куванова, вышедших в конце 1970-х — начале 1980-х годов, зачастую встречаются фактические ошибки и искажения.

А. В. Куванов был награждён правительственными наградами, грамотами Всесоюзного, Республиканского и областного общества «Знание», премирован путёвкой на Кубу, был в составе делегации Всесоюзного общества «Знание» в Звёздном городке.

Умер Александр Васильевич Куванов 12 декабря 1987 года в Саратове, похоронен там же.

Примечания

  1. Ныне — д. Старый Погорелец, Тихвинский район, Ленинградская область, Российская Федерация

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 А. В. Куванов. Некролог // Путь Ленина. — 16 декабря 1987. — С. 4
  2. Календарь знаменательных и памятных дат Саратовской области на сайте Саратовской областной универсальной научной библиотеки
  3. Златорунский В. Дело большой важности (к открытию сезона в Ртищевском народном театре) // Путь Ленина. — 15 декабря 1961. — С. 4
  • Программа краеведческой конференции «Редактор. Журналист. Краевед», посвящённой 100-летию со дня рождения А. В. Куванова