Куванов, Александр Васильевич

Александр Васильевич Куванов
А. В. Куванов (сер. 1940-х годов)
А. В. Куванов (сер. 1940-х годов)
Редактор газеты «Путь Ленина»
(19441949)
Предшественник

Валентин Гаврилович Дорогов

Преемник

Салосин

Род деятельности

краевед, журналист

Дата рождения

4 ноября 1912(19121104)

Место рождения

д. Старый Погорелец, Костринская волость, Тихвинский уезд, Новгородская губерния, Российская империя[1]

Дата смерти

12 декабря 1987

Место смерти

Саратов, РСФСР, СССР

Алекса́ндр Васи́льевич Кува́нов (4 ноября 1912, д. Старый Погорелец Тихвинского уезда — 12 декабря 1987, Саратов) — ртищевский историк-краевед, журналист, редактор газеты «Путь Ленина» (19441949). Персональный пенсионер местного значения, ветеран труда. Член КПСС с 1938 года.

Биография

А. В. Куванов в Ртищевском музее боевой и трудовой славы (1980-е)
Могила А. В. Куванова в г. Саратове

Александр Куванов родился в 1912 году в деревне Старый Погорелец в семье железнодорожного рабочего. В 1929 году он окончил Галичскую семилетнюю школу. Затем, с 1929 по 1931 год, учился в Тихвинской совпартшколе второй ступени.

В 1932 году Александр Куванов поступил в Коммунистический институт журналистики имени В. В. Воровского (ликвидирован в августе 1941 года) в Ленинграде. По окончании учёбы в 1934 году Александр Васильевич был направлен в Саратов. Работал литературным сотрудником областной газеты, затем редактором в районных газетах Питерского, Жирновского, Широкобуеракского районов, в районных газетах Аткарского и Вольского районов Саратовской области. А. В. Куванов сотрудничал с ТАСС, печатался в ряде центральных газет и журналов.

В 1944 году А. В. Куванов переехал в Ртищево, где до 1949 года работал редактором объединённой газеты «Путь Ленина», затем вторым секретарём Ртищевского горкома КПСС.

В 1947 году по рекомендации секретаря обкома КПСС А. И. Ключникова впервые из городов и районов Саратовской области в Ртищево было создано общество «Знание», первым председателем которого был назначен А. В. Куванов. За время работы в обществе лектором-международником Кувановым было прочитано в различных коллективах города и района более 4000 лекций.

В 1960-х годах А. В. Куванов являлся заведующим городским отделом культуры. Он принимал деятельное участие в устроении гастролей на селе Ртищевского народного театра.

С 1981 по 1984 год А. В. Куванов возглавлял Ртищевский музей боевой и революционной славы (ныне Ртищевский историко-краеведческий музей). На протяжении многих лет он занимался изучением истории Прихопёрья, Ртищевского района. Им было опубликовано 138 краеведческих очерков и статей, среди которых «Ртищево — хорошее название», «Цвети, земля Ртищевская», «Всё останься в памяти крылатой», цикл очерков «Ртищево», «Прикоснись сердцем к подвигу» и др. Большая часть его работ вошла в двухтомный сборник «Хранитель времени», выпущенный Ртищевским краеведческим музеем к 100-летию со дня рождения А. В. Куванова в ноябре 2012 года. В краеведческих статьях А. В. Куванова, вышедших в конце 1970-х — начале 1980-х годов, зачастую встречаются фактические ошибки и искажения.

А. В. Куванов был награждён правительственными наградами, грамотами Всесоюзного, Республиканского и областного общества «Знание», премирован путёвкой на Кубу, был в составе делегации Всесоюзного общества «Знание» в Звёздном городке.

Умер Александр Васильевич Куванов 12 декабря 1987 года в Саратове, похоронен там же.

Примечания

  1. Ныне д. Старый Погорелец, Тихвинский район, Ленинградская область, Российская Федерация

Источники

  • Златорунский В. Дело большой важности (к открытию сезона в Ртищевском народном театре) // Путь Ленина. — 15 декабря 1961
  • Куванов А. В., некролог // Путь Ленина. — 16 декабря 1987
  • Программа краеведческой конференции «Редактор. Журналист. Краевед», посвящённой 100-летию со дня рождения А. В. Куванова