Кузнечная улица

Кузнечная улица
Улица Кузнечная, 1. ООО «Кварц»
Улица Кузнечная, 1. ООО «Кварц»
Упоминается с

1903

Протяжённость

на 1954 год — ок. 0,397 км

Почтовые индексы

412031

Кузнечная улица — центральная улица города Ртищево, возникшая в начале XX века.

Расположение и общие сведения

План-схема улицы Кузнечной (на 1954 год)

Улица Кузнечная расположена в центральной части города между улицами Железнодорожной и Октябрьской. В настоящее время на улице находится одно здание, в котором расположено ООО «Кварц».

История

Начало формирования улицы относится к началу XX века. Первое упоминание в документах, хранящихся в архиве Бюро технической инвентаризации, относится к 1903 году. Земля арендовалась у крестьян 2-го Ртищевского общества (село Ртищево). Формирование улицы в основном закончилось к 1910 году[1]. Она начиналась от Дворянской (Пролетарской) улицы и выходила к северной окраине поселкового кладбища (ныне городской парк), а после его ликвидации в начале 1930-х годов на площадь имени В. И. Ленина.

Окончательно Кузнечная улица сформировалась в 1930 году, когда в продолжение чётной стороны были построены два дома[1]. Улица проходила с запада на восток; примыканий и пересечений с другими улицами не имела. Протяжённость улицы составляла около 400 метров. Застройка — малоэтажная («частный сектор»). В конце нечётной стороны улицы располагалась швейная артель.

На 31 августа 1938 года в 36 домовладениях, расположенных на улице Кузнечной, проживали 282 человека[2].

В конце 1959-х — начале 1960-х годов, в связи со строительством многоквартирных домов на 2-й Железнодорожной улице (ныне Железнодорожная), нечётная сторона Кузнечной улицы была полностью снесена. Начало формирования нового Парковского переулка (улица Левице) и генеральная реконструкция Пролетарской улицы, обусловило снос в конце 1960-х — середине 1970-х годов домов в начале и в конце чётной стороны улицы Кузнечной. Однако самый массовый снос случился в конце 1980-х годов, в связи с началом строительства на улице Октябрьской детского сада (ныне жилой дом № 5)[1].

Последние два дома (№ 42 и 44), располагавшиеся на улице Кузнечной были снесены в 2001 году[1], улица фактически прекратила существование. В сентябре 2009 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области по адресу улица Кузнечная, 1 было зарегистрировано ООО «Кварц». Предприятие занимается производством общестроительных работ, разборкой и сносом зданий, производством земляных работ, устройством покрытий зданий и сооружений[3].

Кузнечная улица 1930-е.jpg Кузнечная улица 2005.jpg Кузнечная аншлаг.jpg
Вид на улицу Кузнечную со стороны 2-й Железнодорожной улицы (1930-е) Руины последнего частновладельческого дома по улице Кузнечной (2005) Аншлаг на доме № 56 по улице Железнодорожной (2011)

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  2. План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году. Приложение к протоколу президиума Ртищевского горсовета от 31/VIII-38 г. — С. 162—162об (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 13)
  3. ООО «Кварц» на сайте КвериКом (Архивировано из первоисточника 7.09.2015).