Летний Сад улица

† Улица Летний Сад
Дом № 111 на бывшей улице Летний Сад,ныне № 118а по улице Алексея Громова (2006)
Дом № 111 на бывшей улице Летний Сад,
ныне № 118а по улице Алексея Громова (2006)
Упоминается с

1889

Упразднена

1987

Причина ликвидации

Вошла в состав Коммунистической улицы

Протяжённость

около 0,2 км

Улица Летний Сад — упразднённая улица города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Улица Летний Сад располагалась в северо-западной части города (район угольного склада) и проходила с востока на запад. Начиналась от моста для автогужевого транспорта, располагавшегося в западной горловине станции Ртищево I (ныне на этом месте построен путепровод) и заканчивалась у железнодорожной ветки Ртищево-I — Новое Шуклино. Пересечений с другими улицами и примыканий не было.

Протяжённость улицы составляла около 200 м. Вплоть до конца 1950-х годов была застроена лишь нечётная сторона, чётная, по всей видимости, на всём протяжении проходила вдоль территории летнего сада. Застройка — малоэтажная («частный сектор»).

Происхождение и история названия

Карта-схема улицы Летний Сад на начало 1960-х, наложенная на современную (2013) карту города

Своё название улица получила от находившегося поблизости небольшого общественного летнего сада, первого в Ртищево. В избирательных списках указывалась как «дома Летнего сада».

История

Улица Летний Сад была одной из старейших улиц города Ртищево. Согласно документам, хранящимся в архиве Бюро технической инвентаризации, первые дома на ней были построены 1889 году. Большую их часть составляли так называемые «общественные дома», то есть ведомственные, обслуживанием которых занималась Ртищевская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения.

Небольшой Летний сад, располагавшийся по чётной стороне улицы рядом с полотном железнодорожного угольного склада, был устроен здесь, вероятно, в начале XX века. До начала 1930-х годов центр культурной жизни на лето перемещался сюда. В саду был построен летний театр с хорошо оборудованной сценой, на которой шли постановки ртищевского общественного театра, в частности, спектакли «Бесприданница» и «Луна слева», а также демонстрировались кинофильмы. В саду находилась танцевальная площадка, где три раза в неделю устраивали танцы под струнный и духовой оркестры. Были в Летнем саду аттракционы и даже фонтан. К 1936 году летний сад перестал отвечать культурным потребностям города — не удовлетворяли его малые размеры, а работающий круглые сутки угольный склад был источником угольной пыли. В конце 1950-х годов территория бывшего Летнего сада была застроена жилыми домами.

В январе 1962 года практически все дома улицы Летний Сад были включены в состав новообразованной улицы Радищева, за исключением трёх жилых домов, размещённых в районе дистанции защитных лесонасаждений фасадами на улицу Почтовую (ныне Алексея Громова).

К концу 1980-х годов улица была уже малоизвестна в городе. Её жители столкнулись с трудностями при вызове «скорой медицинской помощи», доставке корреспонденции и т. д. 4 ноября 1987 года по просьбе граждан улица Летний Сад была упразднена, а дома включены в состав улицы Коммунистической (ныне Алексея Громова).

Радищева 25.jpg Радищева 29.jpg Летний сад 1932.jpg
Дом № 81 1900 года постройки по улице Летний Сад
(ныне № 25 по улице Радищева)
Дом № 87 по улице Летний Сад
(ныне № 29 по улице Радищева).
Самый старый сохранившийся жилой дом в городе
1889 года постройки
Члены объединённого пленума райкома и районной контрольной комиссии у здания летнего театра
в летнем саду (20 мая 1932)

См. также

Литература

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 2. Протокол № 61 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 2.06.36 — С. 279