Линейная техническая библиотека на станции Ртищево

Тип

Структурное подразделение ОАО «РЖД»

Направления деятельности

Обеспечение библиотечного обслуживания специалистов железнодорожного транспорта, учащихся железнодорожных профессий

Год основания

1929

Расположение

Ртищево, Железнодорожная улица, 70А (здание ГКЦ)

Линейная техническая библиотека на станции Ртищево — структурное подразделение ОАО «РЖД», входящее в Юго-Восточный центр научно-технической информации и библиотек.

История

Предыстория

На станции Ртищево в конце 19 века имелась небольшая железнодорожная библиотека. Она располагалась в деревянном доме недалеко от паровозного депо. Заведовал ей некто Баженов[1].

15 января 1928 года в городе Ртищево была создана общественная библиотека, в фонд которой вошла, в частности, библиотека Союза паровозных бригад, численностью в 300 книг[2].

1929—1935 годы

Рабочий клуб имени В. И. Ленина на станции Ртищево (1934 год)

Техническая библиотека на станции Ртищево была основана в 1929 году приказом начальника Рязано-Уральской железной дороги на базе библиотеки, созданной в конце XIX века на пожертвования рабочих[3]. На тот момент библиотека располагалась в здании бывшей Александро-Невской церкви, которое занимал рабочий клуб имени Ленина[2].

О начальных этапах работы библиотеки сведений сохранилось мало[4].

1935—1960-е годы

С 1935 года библиотека расположилась во Дворце культуры железнодорожников (с 1998 года — Городской культурный центр). В то время она занимала небольшое помещение, книги и подшивки газет хранились на деревянных стеллажах до потолка. В небольшом шкафчике со стеклянными дверцами была устроена выставка книг[3].

На 1 января 1944 года в библиотеке было 898 читателей, книжный фонд составлял 7980 экземпляров[4].

На 1945 год в библиотеке работали 2 человека — заведующий — бывший железнодорожник Лев Николаевич Байчман (1897 — ?) и библиотекарь Е. Байчман[4].

В 1947 году работали 20 так называемых передвижек: на отдалённых участках узла, где работники ЮВЖД не могли пользоваться стационарной библиотекой, были организованы передвижные, имеющие определённый набор книг[4].

В 1948 году появился новый вид массовой работы — радиоинформация. Библиотека сообщала по радио о поступлении новинок, книгах по отдельным вопросам и профессиям, о работе в зимних условиях и прочее[4].

В 1950-х годах особое внимание уделялось литературе по тепловозам, причиной чему послужило появление тепловозной тяги на дороге. Во Дворце культуры занимались курсанты — будущие машинисты тепловозов, которым библиотека помогала в подборе литературы. При этом, если своего фонда было не достаточно, книги заказывались не только в дорожной, но и в центральной библиотеке МПС СССР[4].

В библиотеке существовала традиция: переписка с новаторами производства, известными на транспорте людьми, авторами книг. Потом их письма обсуждались на читательских конференциях, а советы новаторов передавались на места для дальнейшего внедрения[4].

1960-е — 1985 год

В 1963 году заведующей назначили выпускницу Ленинградского библиотечного института Нину Ефимовну Ордынец. По её заказу в локомотивном депо изготовили два выставочных стенда (используются и по сей день); деревянные стеллажи заменили металлическими[3].

В середине 1970-х годах заведующей была Тамара Петровна Гладышева. В это время закладывался стиль и методы работы библиотеки, уделялось большое внимание расстановке фонда и ведению каталогов[3].

В 1979 году заведующей стала Тамара Васильевна Боброва. В это время активно пополнялся фонд библиотеки, увеличилось количество читателей, расширилась зона обслуживания, включавшая линейные предприятия на станциях Сердобск, Вертуновская, Тамала и других[3].

В штате библиотеки, кроме заведующей, работали библиотекари Галина Правикова и Галина Бобровская. Они проводили различные конкурсы мастерства. Так, например, в цехе нестандартного оборудования проводился День наивысшей производительности труда. Рабочие должны были сделать деталь за наиболее короткое время, которое засекалось секундомером. Победителя ждала денежная премия[5].

с 1985 года

Наталья Николаевна Монахова и Светлана Валентиновна Суворова (2019)

В сентябре 1985 года, после присоединения Ртищевского отделения к Юго-Восточной железной дороге, линейная библиотека на станции Ртищево вошла в сеть технических библиотек ЮВЖД[3].

В 1996 году Галину Вячеславовну Правикову назначили заведующей[3]. В 2004 году, благодаря помощи Отделения дороги, в помещении библиотеки был сделан ремонт, заменены столы в читальном зале[5].

С 2007 года в библиотеке работают Светлана Валентиновна Суворова — библиотекарь 1 категории и Наталья Николаевна Монахова — библиотекарь 2 категории[3][2]. В 2015 году приказом начальника Юго-Восточной железной дороги Наталье Монаховой была объявлена Благодарность[6]. В 2016 году ртищевская библиотека стала призёром дорожного конкурса на лучшее мероприятие, проведённое к 150-летию ЮВЖД[7]. В 2017 году С. В. Суворова и Н. Н. Монахова были названы в числе лучших специалистов технических библиотек ЮВЖД[8].

С 2012 года библиотека работает в автоматизированной библиотечной системе «Ирбис»[2].

Деятельность

Линейная техническая библиотека на станции Ртищево — одна из четырёх самых крупных технических библиотек на Юго-Восточной железной дороге (на 2014 год). Ежегодно она обслуживает более 2 тысяч пользователей[2].

В библиотеке возможен доступ к сетям Интернет и Интранет, к сайту Дорожной научно-технической библиотеки Юго-Восточной железной дороги, а также к автоматизированной поисковой системе АСПИЖТ[2].

Работники линейной технической библиотеки проводят различные мероприятия в школе-интернате № 3 ОАО «РЖД».

Фонды

Выставка к 90-летию библиотеки (2019)

Книжный фонд технической библиотеки на станции Ртищево насчитывает 27 тысяч экземпляров[9], из них 18 тысяч на железнодорожную тематику[10].

Фонд технической библиотеки предназначен в первую очередь для специалистов железнодорожного транспорта. Его также используют студенты вузов, учащиеся техникума и школьники[3]. В фондах имеются книги по экономике, менеджменту, философии, физике, математике, химии, слесарному и токарному делу, строительству и другие[2].

Интересные факты

В 1950-е годы существовала налаженная связь с Харбинской библиотекой Всекитайского профсоюза железнодорожников, с которой происходил обмен опытом работы по распространению технической литературы[4].

Источники

  1. Земскова Г. Страницы истории // Перекрёсток России. — 27 мая 1997. — С. 4
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Нам 85! // Перекрёсток России. — 27 мая 2014. — С. 3 (Архивировано из первоисточника 30.03.2019).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Суворова С., Монахова Н. Нам 80 лет // Перекрёсток России. — 26 мая 2009. — С. 2
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Суворова С. На рельсах истории // Вперёд. — 7 марта 2019 (Архивировано из первоисточника 30.03.2019).
  5. 5,0 5,1 Суворова С., Монахова Н. Библиотека отмечает юбилей // Вперёд. — 30 апреля 2009 (Архивировано из первоисточника 30.03.2019).
  6. Минаков В. Проводники технических знаний // Вперёд. — 29 мая 2015 (Архивировано из первоисточника 30.03.2019).
  7. Третьякова Н. Самые читающие — электроснабженцы // Вперёд. — 10 февраля 2017 (Архивировано из первоисточника 30.03.2019).
  8. Мостипан Г. Проводники корпоративной культуры // Вперёд. — 26 мая 2017 (Архивировано из первоисточника 30.03.2019).
  9. Суворова С., Монахова Н. Почти вековой юбилей // Перекрёсток России. — 27 мая 2011. — С. 6
  10. Официальная группа Юго-Восточной железной дороги «ВКонтакте» (Архивировано из первоисточника 30.03.19).