Лихаревы

Лихаревы
Герб рода Лихаревых
Герб рода Лихаревых
Том и лист Общего гербовника:

V, 34

Часть родословной книги:

VI

Родоначальник:

Бахты-Хози (Иван Лихарь)

Близкие роды:

Тевяшевы и Фустовы

Место происхождения:

Золотая Орда

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

д Уваровка, д. Змеёвка

Лихаревы на «Родоводе»

Ли́харевы — российский старинный дворянский род татарского происхождения.

Происхождение рода

Согласно предоставленной родословной род Лихаревых происходит от знатного татарина Бахты-Хози, принявшего в крещении имя Ананий и прозванный Иван Лихарь. Он вместе с двумя братьями Кадыр-Хози (родоначальник Тевяшевых и Фустовых) и Минат-Хози, выехал в 1393 году из Золотой Орды к великому князю Василию Дмитриевичу[1][2].

Многие из Лихаревых в XVI и XVII веках служили дворянские службы в разных чинах, в том числе стольниками и воеводами. Стольник Иван Петрович и Осип Никитич Лихаревы в 1667 и 1670 годах за службу, ратоборство и храбрость жалованы были поместьями[1][2].

В марте 1774 года воеводой Саратова был назначен надворный советник А. В. Лихарев[П 1]. К месту назначения он выехал в июле в сопровождении вооружённой охраны, в составе которой находились канониры. К этому времени на правобережье Волги перебросился пугачёвский бунт, захватив широкую полосу Прихопёрья. Перебравшись через Хопёр Лихарев задержался некоторое время в сельце Уваровке в усадьбе своих родственников[П 2]. Здесь воевода занялся приведением в повиновение «непослушных» крестьян и наказанием наиболее строптивых из них. Попытка уваровцев дать отпор была быстро подавлена охраной Лихарева, а воевода усилил репрессии. Через несколько дней он двинулся со своим караваном дальше на восток. Верстах в десяти за Уваровкой на караван совершили внезапное нападение несколько десятков крестьян, однако огонь охраны, поразивший насмерть одного и ранивший несколько человек, принудил их отступить. Весть о расправе с уваровцами быстро распространилась по округе. В начале августа в окрестностях села Белгаза (ныне Аткарского района Саратовской области) Лихарев с караваном был захвачен ватагой пугачёвского «полковника» Иванова. Многие из его слуг и охраны при этом перебежали к восставшим. Воеводу вместе с сестрой утопили в реке Белгазе[3].

Экслибрис для Древлехранилища рода Лихаревых[П 3] (худ. Александр Меркуриевич Литвиненко, 1923 год)

В 1914 году было создано Учреждение взаимного вспомоществования дворян Лихаревых. Устав этого объединения был утверждён 4 февраля, а в мае 1914 года по этому случаю в Москве был созван съезд членов этого дворянского рода. Инициатором замысла, главным основателем и бессменным председателем правления новосозданного учреждения стал петербургский домовладелец Михаил Николаевич Лихарев (1879—1952). В своей основе лихаревское учреждение представляло собой родовую кассу взаимопомощи, капитал которой формировался из членских взносов, окказиональных пожертвований и поступлений средств по духовным завещаниям. Однако с самого начала оно стало решать не только экономические, но и обширные культурно-исторические задачи. Особое значение имело предпринятое М. Н. Лихаревым издание единственного в России семейно-родового периодического издания — «Родового листка», первый номер которого вышел 31 мая 1914 года. За период с 1914 по 1918 год вышло восемнадцать выпусков «Листка», в которых содержится обширный и ценный материал по генеалогии и семейной истории Лихаревых. С ноября 1914 года М. Н. Лихарев являлся действительным членом Историко-Родословного общества. В своей квартире он основал семейный музей «Древлехранилище рода Лихаревых», в котором были собраны материалы по истории рода. В 1924 году Михаил Николаевич был арестован, позднее освобождён с ограничением проживания. Проживал в Саратове. Несмотря на то, что его семейный музей подвергся разгрому и опустошению, М. Н. Лихарев пытался сделать всё возможное и невозможное, чтобы сохранить родовую организацию. В апреле 1926 он вновь был арестован, приговорён к 3 годам ссылки в Сибирь и отправлен в Колпашево Нарымского края. В 1952 году скончался.[5][6].

Род Лихаревых внесён в VI часть родословных книг Московской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской и Тульской губерний[1].

Герб рода Лихаревых

Щит разделён диагонально на два поля, голубое и красное, из коих в 1-м изображены две золотые шестиугольные звезды; а во 2-м — золотой полумесяц, а между ними видна серебряная стрела, пущенная диагонально из лука означенного в правом нижнем углу. Щит увенчан дворянским шлемом с дворянской на нём короной. Намёт на щите голубой, подложен золотом. Щит держат два медведя[2].

Герб Лихаревых помещён в V часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи[2].

Связь рода с Ртищевским краем

Имением, которое находилось в сельце Петровском (Андреевка, Уваровка тож)[П 4], владело несколько поколений Лихаревых. По воспоминаниям последнего владельца усадьбы Николая Николаевича Лихарева, она располагалась на берегу реки Изнаир окружённая вековыми деревьями и садом[7].

Первым владельцем усадьбы в Уваровке был, вероятно, капитан артиллерии Степан Алексеевич Лихарев (1728 — ?). Он также являлся помещиком сельца Протасовка Зарайского уезда и деревни Голыговщино Егорьевского уезда. Был женат на дочери надворного советника Василия Ларионовича Коробьина — Анне Васильевне Коробьиной[1]. В 1800 году Анне Васильевне[П 5] к сельцу Петровскому (Уваровка тож) было нарезано 408 десятин 2340 саженей земли[8], кроме того за ней (с прочими) числилось 66 дворов и 292 души[9].

В 1818 году два участка казённой земли общей площадью 321 десятина 2255 саженей было отмежёвано к сельцу Петровскому капитанше Варваре Ивановне Лихаревой[8].

К 1843 году во владении сына Степана Алексеевича и Анны Васильевны Лихаревых поручика Фёдора Степановича Лихарева (1784 — ?)[1] находилась часть нарезаной земли сельца Петровского (Андреевка тож) площадью 256 десятин 808 саженей[10].

На 1884 год во владение отставного артиллерии подполковника[П 6] Петра Фёдоровича Лихарева находилось 108 десятин 1080 саженей земли сельца Петровское (Уваровка тож)[10]. Пётр Фёдорович Лихарев на 1880—1883 год занимал должность почётного мирового судьи по Сердобскому судебному мировому округу, а также избирался гласным от землевладельцев Сердобского уездного земского собрания (на 1880 год)[11][12].

На 1895 год 915 десятин сельца Петровское числилось уже за Николаем Петровичем Лихаревым[П 7]. В имении в это время было развито овцеводство[13].

На 1900—1903 год 1300 десятинами земли при сельце Уваровке (Андреевка тож) владели дети Николая Петровича: Михаил Николаевич, Сергей Николаевич, Николай Николаевич и Екатерина Николаевна Лихаревы и Татьяна Николаевна Сабурова (ур. Лихарева)[14][15].

Николай Николаевич Лихарев

Николай Николаевич Лихарев (1865—1941) проживал в имении при сельце Уваровке с начала 1890-х годов[16] и лично вёл хозяйство[17]. Позже, в конце 1890-х, в имении поселился его брат артиллерии поручик Михаил Николаевич Лихарев[П 8]. В течение нескольких трёхлетий с 1898 по 1916 год он избирался гласным Сердобского уездного земского собрания[19], а в 1900 году являлся кандидатом в депутаты Саратовского дворянского депутатского собрания от Сердобского уезда[20]. На 1901—1916 год Михаил Николаевич занимал должность почётного мирового судьи по Сердобскому уезду[21][22]. К 1906 году братья Лихаревы переехали в Саратов. Михаил Николаевич первоначально проживал в доме Пискунова на Часовенной улице (ныне — часть улицы Челюскинцев), а затем с 1910 года — на Большой Казачьей в собственном доме. На 1907 год он являлся членом Саратовской губернской земской управы[23]. На 1910—1912 год М. Н. Лихарев являлся членом Саратовской губернской земской управы и Губернского по воинской повинности присутствия на 1910—1916 год — членом Саратовского губернского земского собрания от Сердобского уезда. На 1910 год он являлся также членом Губернского комитета по делам мелкого кредита, на 1912 год — кандидатом в члены, а на 1914 год — членом Саратовской губернской дворянской кассы взаимопомощи[24][25][26][27]. В 1910—1911 году Михаил Николаевич был редактором издания «Агрономические известия Саратовской губернии» (вышло всего три номера)[28]

Сергей Николаевич Лихарев (24 июня 1872 — после 8 февраля 1914) был военным. С 1 сентября 1889 года он вступил в службу в кадетский корпус. В 1891 году он окончил по 1-му разряду Николаевское кавалерийское училище и 5 августа был переведён из портупей-юнкеров корнетом в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк. В декабре 1895 года ему было присвоено звание поручика гвардии, 8 августа 1898 года — штабс-ротмистра гвардии, а 15 апреля 1900 года переименован в ротмистры армейской кавалерии. С апреля 1902 по май 1913 года Сергей Николаевич являлся постоянным членом ремонтной комиссии Тамбовского района, а затем до октября 1913 года — постоянным членом ремонтной комиссии Воронежского района[П 9]. «За отличие по службе» 26 февраля 1910 года ему было присвоено звание подполковника. 17 октября 1913 года С. Н. Лихарев был уволен в отставку по болезни с мундиром, пенсией и производством в полковники[29]. Сергей Николаевич был женат на дочери отставного штабс-ротмистра Ивана Александровича Сабурова — Надежде Ивановне Сабуровой. При этом одна из сестёр Лихаревых — Татьяна Николаевна была замужем за родным братом Надежды Ивановны — Дмитрие Ивановиче Сабурове (1870 — ?)[30].

Екатерина Николаевна Лихарева родилась в 1895 году в Уваровке. После Октябрьской революции 1917 года проживала в посёлке Черусти (ныне Шатурского района Московской области), работала машинисткой. 15 февраля 1930 года была арестована и приговорена к 3 годам лишения свободы[31]. Дальнейшая её судьба неизвестна.

Примечания

  1. В некоторых источниках упоминается имя Степан
  2. Вероятнее всего капитана артиллерии Степана Алексеевича Лихарева.
  3. У памятника с гербом Лихаревых по левую и правую стороны сидят татарский воин и русский витязь, попирающий Коран; вдали видны мечеть и русский храм[4].
  4. Ныне — деревня Ярославка Ртищевского района.
  5. У М. С. Полубоярова, вероятно, опечатка — Даниловна
  6. В Памятной книжке Саратовской губернии за 1880 год ошибочно указано звание подпоручик.
  7. Интересный факт, в справочнике «Вся Россия» за 1895 год та часть селения, которой владел Н. П. Лихарев называлась сельцо Петровское, а которая находилась во владении Василия Павловича Шевелёва — Уваровка.
  8. По воспоминаниям Николая Николаевича Лихарева к 1905 году собственное имение Михаила Николаевича находилось при деревне Змиевке Малиновской волости (ныне — с. Змеёвка Ртищевского района)[18].
  9. Упоминается также дата 8 февраля 1914 года.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Лихаревы на сайте История, культура и традиции Рязанского края
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Герб Лихаревых в Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи
  3. Мещеряков С. Эпизод крестьянского восстания 1774 года // Путь Ленина. — 12 октября 1960. — С. 4
  4. Коллекционерус
  5. Сахаров И. В. Семейно-родовые организации российских дворян / История российских дворянских организаций и учреждений, их сегодняшнее состояние и перспективы развития. Материалы к Второму научному семинару. — СПб, 1996 (Архивировано из первоисточника 21.02.2016).
  6. Заклеймённые властью. Книга памяти
  7. Лихарев Н. Фамильный барин (Из воспоминаний) // Новое время. (Белград). — 1930. 8—11 мая
  8. 8,0 8,1 Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 1, 1767—1911. — рукопись
  9. Ведомость, сочинённая по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, принадлежащего того уезда к карте собственнаго Его императорскаго величества депо (1794—1808 гг.) / под. ред. М. С. Полубоярова, 2011. — Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. ВУА, д. 19014, лл. 33-48
  10. 10,0 10,1 Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 2, 1911. — рукопись
  11. Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880. — С. 338, 347
  12. Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883. — С. 212
  13. Вся Россія. Русская книга промышленности, торговли, сельскаго хозяйства и администраціи. Торгово-промышленный адресъ-календарь Россійской имперіи. — Изданіе А. С. Суворина, 1895. — С. 34—35
  14. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. — Т. 2. — Издание А. С. Суворина, 1900. — С. 253
  15. Вся Россия. Адрес-календарь Российской империи (Справочная книга по торговле и промышленности на 1902 год). — Издание А. С. Суворина, 1903. — С. 85
  17. 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург: издание Н. Н. Ольшанскаго, 1913
  18. Лихарев Н. Малиновское дело // Новое время. (Белград). — 1930. 29, 30, 31 августа
  20. Адрес-календарь Саратовской губернии на 1900 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1900. — С. 308, 340
  24. Памятная книжка Саратовской губернии на 1910 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1910. — С. 60, 61, 64, 248
  25. Памятная книжка Саратовской губернии на 1912 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1912. — С. 61, 65, 127
  26. Памятная книжка Саратовской губернии на 1914 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1914
  28. ФЭБ: Агрономические известия Саратовской губернии
  29. Лихарев Сергей Николаевич на сайте «Русская Императорская армия»
  30. Шумков А. А. Сабуровы. Фрагмент поколенной росписи на сайте «Всероссийское генеалогическое древо»
  31. Списки жертв политических репрессий на сайте «Мемориал»