Лицей № 3 имени П. А. Столыпина

(перенаправлено с «Лицей № 3»)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей № 3 имени
Петра Аркадьевича Столыпина
МОУ «Лицей № 3» (2007)
МОУ «Лицей № 3» (2007)
Основан

1948

Директор

Светлана Владимировна Рудаева

Тип

средняя общеобразовательная школа

Адрес

Ртищево, ул. Пугачёвская, 6

Телефон

+7 (84540) 4-17-04

Эл. почта

Сайт: http://moysosh3.ucoz.ru/

МОУ «Лицей № 3 имени Петра Аркадьевича Столыпина» — среднее учебное заведение муниципального подчинения в городе Ртищево, основанное в 1948 году. С апреля 2012 года носит имя российского государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина.

История

1938—1947

Решение об отводе участка под строительство новой городской средней школы на 400 мест было принято 8 сентября 1938 года[1] на заседании президиума Ртищевского горсовета. Площадь участка составляла 1 га, он располагался по улице Почтовой[2] между городской аптекой и каланчой городской пожарной команды.

В связи с отсутствием в городе дровяного топлива, строительство школы было запроектировано с центральным водяным отоплением. Для строительства использовался кирпич и другой строительный материал из разобранных зданий Никольской церкви села Курган № 2 и Никольской церкви села Песчанка.

27 июля 1939 года был утверждён штат новостроящейся средней школы, который состоял из директора, завуча, завхоза, пионервожатых (2 единицы), библиотекаря, заведующих кабинетами (3 единицы по совместительству), счетовода, военрука и техсотрудников (10 единиц). Директором школы «Новостройка» (так школа назвалась в официальных документах) стал Бударин.

В связи с началом Великой Отечественной войны, сразу после сдачи в эксплуатацию в здании школы разместилась воинская часть и был установлен коммутатор 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи.

С 1945 года здание находилось в ведении авиационной части, здесь размещались курсанты. Летом 1946 года авиачасть перебазировалась в Балашов, оставив здание без надлежащей охраны и наблюдения. Лишь спустя какое-то время была прислана команда из пяти красноармейцев для несения караульной службы. В связи с этим Ртищевский райисполком обратился с письменной просьбой о содействии в передаче здания школы городу к Председателю Совета министров РСФСР М. И. Родионову.

1947—1996

Начальная школа № 3 (1948)
Городская средняя школа № 3 и братская могила красногвардейцев с бюстом В. И. Ленина на цоколе (1955)
Двор СОШ № 3 (1980-е)

30 октября 1947 года состоялась передача школьного здания, освобождённого воинской частью, на баланс Гороно. 16 апреля 1948 года — принято решение о восстановлении школьного здания и открытия в нём начальной школы — филиала при начальной школе № 2. Начальная школа № 3 открылась в сентябре 1948 года. Сначала в ней были только начальные классы: два первых, три вторых и два третьих. Несмотря на то, что классы были с очень высокой наполняемостью, они занимали только первый этаж. На втором располагалась военная комендатура. Также, до 1 июля 1949 года в здании школы № 3 располагалась городская библиотека.

Первый коллектив школы, возглавляемый директором Антониной Павловной Вдовиной, состоял из семи человек. В него входили Мария Ивановна Четверекова, Зинаида Фёдоровна Дудакова, Надежда Васильевна Платонова, Евдокия Петровна Мелёхина, Анна Ивановна Калачова, Елена Тимофеевна Одноворченко и Ираида Борисовна Иванова.

5 апреля 1949 года произошла реорганизация начальной школы № 3 в семилетнюю. При школе был создан драмкружок под руководством А. П. Вдовиной. Многие свои выступления учащиеся показывали в разных организациях города и района. 27 сентября 1951 года и 2 октября 1952 года исполком Ртищевского горсовета подавал просьбы в Саратовский облисполком о реорганизации семилетней школы в среднюю. В 1953 году просьба о реорганизации была удовлетворена.

В 1960 году в средней школе № 3 открылся первый в городе школьный музей. Основу его экспозиции составили материалы о героях гражданской и Великой Отечественной войн, множество фотографий, большая коллекция монет и денежных знаков, которые в течение пяти лет собирались и систематизировались школьниками под руководством А. П. Вдовиной. Она преподавала в школе историю и одной из первых в городе начала серьезно заниматься краеведением. Впоследствии материалы школьного музея были переданы в городской музей.

20 февраля 1961 года школа была реорганизована в 11-летнюю с производственным обучением.

В конце 1970-х годов началось строительство пристройки к школе со спортивным залом, столовой, актовым залом и кабинетом физики, которое было завершено в 1980 году. В 1978 году в новый спортзал было закуплено в Саратове спортоборудование и инвентарь. В 1981 году, по инициативе учителя физической культуры Александра Васильевича Архипова, зал пополнился нестандартным оборудованием. Он явился также инициатором строительства площадки с нестандартным оборудованием, тира, созданием лыжной базы в старой мастерской.

С приходом учителя биологии Людмилы Александровны Кузнецовой в школе был создан кружок «Натуралист», члены которого являлись корреспондентами Всесоюзного журнала «Юный натуралист», неоднократно становились победителями конкурса «Клуб Почемучек» и награждались Дипломами, значками, поощрительными призами. В настоящее время кружок продолжает свою работу.

В сентябре 1986 года была сдана в эксплуатацию вторая пристройка на 180 ученических мест для шестилеток. Там же вне плана был сделан малый зал размером 5,5×12 м. В том же году был впервые набран класс шестилеток. Их первым учителем стала Любовь Афанасьевна Белавина.

1996—2012

В 1996 году встал вопрос об укреплении старой части здания. Однако в августе следующего года комиссия, состоящая из специалистов проектных групп области, сделала вывод, что необходима полная реконструкция старой части здания. Реконструкцию планировалось закончить к 1 августа 1998 года. Однако в результате реконструкции произошло обрушение части здания. В 1997 году было принято решение о сносе старого здания и строительстве нового.

На протяжении четырёх лет занятия среднего и старшего звена учащихся (с 5 по 11 класс) средней школы № 3 проводились в здании средней школы № 7 во вторую смену, младшие классы занимались в средней школе № 2, первый и третий классы — на Станции юных техников в первую смену.

Торжественная сдача в эксплуатацию нового здания средней школы № 3 на 600 мест состоялась 28 августа 2001 года. На открытии школы присутствовали губернатор Саратовской области Д. Ф. Аяцков, министр образования Саратовской области С. Б. Суровов, глава администрации г. Ртищева и Ртищевского района А. А. Громов.

с 2012

А. П. Санинский и Д. Ф. Аяцков открывают мемориальную доску П. А. Столыпину
Мемориальная доска П. А. Столыпину

23 марта 2012 года вышло распоряжение Администрации Ртищевского муниципального района, согласно которому МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» было присвоено имя П. А. Столыпина. 25 апреля 2012 года состоялась торжественная церемония присвоения школа № 3 имени П. А. Столыпина, на которой присутствовали директор Поволжского института управления Д. Ф. Аяцков, начальник отдела довузовского образования института Т. Б. Бабановская, глава Ртищевского муниципального района А. П. Санинский, глава администрации Ртищевского муниципального района Т. А. Приходько. На церемонии также состоялось открытие мемориальной доски и бюста П. А. Столыпину.

В сентябре 2012 года школа была преобразована в лицей. В 2014 году МОУ «Лицей № 3 имени П. А. Столыпина» вошёл в «Рейтинг школ повышенного уровня Российской Федерации — 2013», заняв 502 рейтинговое место.

Интересные факты

На территории школы находилась Братская могила красногвардейцев, погибших в боях с чехословацкими легионерами и при подавлении эсеровского мятежа в городе Саратове в 1918 году, сооружённая в 1927 году. Над могилой на цоколе был установлен бюст В. И. Ленина, изготовленный скульптором-любителем Н. Козиным. Могила была принята на учёт и охранялась государством, как памятник истории.

Директора

ФИО Портрет Срок полномочий Биографическая справка
Бударин Boss-icon.png
27 июля 1939 — ?
Антонина Павловна Вдовина Вдовина А.П.jpg
(род. 25.12.1920)
1948—1953 См. основную статью
Антонина Фёдоровна Перепёлкина Crystal Clear kdm user female vcentered.png
на май — август 1953
Александр Петрович Ермаков Boss-icon.png
1953—1957
Николай Иванович Усачёв Boss-icon.png
(1919 — 25.01.1966)
1957—1964 См. основную статью
Юрий Васильевич Розанов Boss-icon.png
1964—1967
Зинаида Кузьминична Генералова Crystal Clear kdm user female vcentered.png
1967—1979
Раиса Афанасьевна Салина Салина Р.А.jpg
(род. 26.09.1941)
1979—1988
Валентина Сергеевна Холяпина Холяпина В.С.jpg
(род. 28.03.1945)
1988—2001
Татьяна Алексеевна Приходько ПриходькоТА.jpg
(род. 9.01.1957)
2002—2005 См. основную статью
Светлана Владимировна Рудаева Rudaeva.JPG
(род. 21.09.1973)
с 1 декабря 2005 См. основную статью

Ведущие учителя

Директор СОШ № 3 Раиса Афанасьевна Салина и некоторые педагоги (конец 1980-х)

Известные выпускники

Примечания

  1. Указанная на официальном сайте школы № 3 дата принятия решения о строительстве школы на улице Пугачёвской 5 января 1936 года является ошибочной. 5 января 1936 года было принято решение о строительстве здания школы № 1.
  2. До масштабной перенумерации домовладений, проходившей в Ртищево с 1961 по 1962 год, школа располагалась по адресу улица Почтовая, 7А (ныне Алексея Громова).

Источники

  • Архив Ртищевского горайисполкома:
    • Письмо от 6 января 1947 года Председателю Совета Министров РСФСР Родионову с просьбой о содействии в передаче здания школы городу
    • Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 12. Протокол № 28 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 27.06.39 — С. 268
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 13. Протокол № 29 заседания президиума Ртищевского Горсовета Саратовской области от 8 сентября 1938 года. — С. 166
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 15. Протокол № 23 заседания президиума Ртищевского Горсовета Саратовской области от 27/VII-39 года. — С. 142 об.
  • Александрова Л. Протянули руку помощи // Перекрёсток России. — 16 октября 1997
  • Кузнецова Н. Так начиналась наша школа // Перекрёсток России. — 25 октября 1997
  • Одинцова В. Не зарастёт народная тропа… // Путь Ленина. — 14 ноября 1984
  • Перекрёсток России. — 1 сентября 2001
  • Путь Ленина. — 20 февраля 1987
  • Минувшее проходит предо мною…: Экскурсия по школьному музею 100-го батальона ВНОС и 243-го ОЗАД / составитель А. С. Овчинникова
  • Постановление Администрации Ртищевского муниципального района № 547 от 23.03.2012 г. «О присвоении муниципальному общеобразовательному учреждению „Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ртищево Саратовской области“ имя русского государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина»
  • Указ Президента РФ от 8 января 1999 г. № 37 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 января 1999 г. — № 2. — ст. 285
  • Саратовская область. В г. Ртищево открылась новая школа // ИА Волгаинформ. — 29 августа 2001
  • Ртищевской школе присвоили имя Столыпина // Региональное информационное агентство РИАСАР. — 26 апреля 2012 (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  • МОУ «Лицей № 3 им. П. А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области» вошёл в рейтинг школ повышенного уровня РФ // новости на официальном сайте Администрации Ртищевского муниципального района. — 20 марта 2014 (Архивировано из первоисточника 25.11.2015).