Локомотивное депо Ртищево

Локомотивное депо Ртищево
Локомотивное депо.jpg
Административное здание
Ремонтного локомотивного депо Ртищево (2011)
Номер

ТЧ-8

Подразделение

Юго-Восточная железная дорога

Год основания

1871

Основные серии локомотивов

На 2008 год: тепловозы ЧМЭ3, 2ТЭ116, ТЭП70

Местонахождение

Ртищево

Станция

Ртищево-1, Ртищево-2 и Шуклино

Локомотивное депо Ртищево — предприятие железнодорожного транспорта в городе Ртищево, занимавшееся ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава. В 2009 году, в рамках реорганизации локомотивного комплекса ОАО «РЖД», было разделено на эксплуатационное локомотивное депо Ртищево-Восточное и ремонтное локомотивное депо Ртищево.

История развития депо

Конец XIX — начало XX века

Паровозное депо Ртищево 1871 года постройки
Паровозные депо Ртищево 1890-х годов постройки

Паровозное (ныне локомотивное) депо на 12 стойл было открыто на станции Ртищево 29 января 1871 года. Построено оно было при прокладке главной линии Тамбово-Саратовской железной дороги. С Саратовской стороны поезда поступали на станцию Ртищево под управлением паровозов депо Аткарск, а позднее депо Саратов. В направлении Тамбова поезда вели паровозы депо Ртищево до станции Кирсанов, где передавали локомотивам депо Тамбов. В 1890-х годах на станции Ртищево было построено ещё одно паровозное депо, таким образом, общее количество стоил увеличилось до 29. В 1895 году открылось движение по линии Пенза — Балашов и депо стало обслуживать эти плечи.

К 1902 году в депо Ртищево входили следующие станции: Салтыковка, Екатериновка, Байка, Сердобск, Балтинка, Ртищево (река Ольшанка), Ртищево (пруд), Вертуновка, Кистендей, Аркадак и Нефтекачка Ртищево[1].

1930—1940-е годы

В 1933 году началось строительство здания цехов и других объектов паровозного депо на станции Ртищево-2[2], которое было закончено в конце сентября 1937 года[3]. 1 января 1938 года депо Ртищево-2 было сдано в эксплуатацию[2].

Депо-1 и депо-2 существовали независимо друг от друга и подчинялись Ртищевскому отделению паровозного хозяйства Рязано-Уральской железной дороги. В конце 1930-х годов в них начинает внедряться горячая промывка паровозов, позволившая в пять раз сократить их простой в ремонте[2].

В годы Великой Отечественной войны за самоотверженную трудовую помощь фронту коллективу депо Ртищево-II трижды присуждалось переходящее Красное знамя Комитета Обороны Союза ССР[3].

1950-е годы

Тепловозы ТЭ-3 в депо Ртищево (1958)

11 июня 1956 года на участке Ртищево — Пенза первый тепловоз с поездом весом на 900 тонн выше обычного сделал первые рейсы. Вели состав машинист Корчма и помощник Фролов. Такую же поездку совершили позже машинист Ивакин и помощник Хондаков[4].

С 1957 года линия Пенза — Ртищево — Поворино, как наиболее грузонапряжённая, полностью переводится на тепловозную тягу. Тепловозы ТЭ-3 приписки локомотивного депо Ртищево стали водить грузовые поезда до станции Поворино[5].

В конце 1950-х годов машинист депо Ртищево-II Александр Николаевич Мещеряков первым на сети дорог СССР выступил инициатором обслуживания тепловоза ТЭ3 вдвоём вместо трёх человек и предложил сменный способ обслуживания тепловозов, эксплуатации составов на длинных тяговых плечах. Это позволило высвободить из рабочего парка депо Ртищево-II 9 локомотивов и только за один год снизить стоимость перевозок на 18,6 %. Почин Мещерякова нашёл широкое распространение в локомотивных депо страны. К концу 1959 года переход на удлинённые тяговые плечи был осуществлён уже по всей дороге[6].

1960-е годы

Локомотивное депо Ртищево. Административное здание (середина 1960-х годов)
Электровоз ВЛ60к-2114 (2011; станция Ангрен, Узбекистан)

В 1960 году локомотивные депо на станциях Ртищево-1 и Ртищево-2 были объединены. В начале 1960-х годов Ртищевское локомотивное депо ввело новую систему оценки качества работы машинистов, выполнения ими правил технической эксплуатации и дорожных инструкций. С 1964 года эта система была внедрена на всех железных дорогах страны[7].

В 1962 году начинается электрификация так называемого «Балашовского грузонапряжённого хода» Пенза — Харьков[5]. В июле 1965 года для прохождения практики непосредственно при обкатке электровозов в электровозное депо Россошь Юго-Восточной железной дороги были направлены десять лучших машинистов депо Ртищево-II: Шабельников, Корнилаев, Донцов, Кобец и другие вместе с машинистом-инструктором Востриковым[8]. Ртищевское локомотивное депо было реконструировано под электровозную тягу. Оно впервые в сети дорог начало эксплуатацию электровозов ВЛ60к по системе многих единиц[П 1]. Работники депо совместно с представителями Новочеркасского электровозостроительного завода провели большую работу по наладке и некоторым схемным изменениям отдельных узлов электровозов, которые учитывались при последующих выпусках их с завода[9].

14 декабря 1965 года состоялось открытие электровозного движения на участке Ртищево-II — Колышлей. Первым по маршруту прошёл грузовой состав весом 3250 тонны, который вёл электровоз ВЛ60к № 2115/2114. Управлял им почётный машинист, депутат Саратовского областного Совета депутатов трудящихся Владимир Петрович Хохлов, его помощником был Евгений Агуреев[10].

27 декабря 1965 года по участку Ртищево—Пенза прошёл первый электровоз, а 29 декабря в Ртищево состоялось торжественное открытие электрифицированного участка Пенза — Ртищево — Поворино. Первый состав, который прошёл по участку, вёл электровоз ВЛ60к-2110. Им управлял передовой машинист Н. И. Сергеев[11].

К началу 1967 года работниками депо было не только освоено производство ремонта электровозов, но и внедрено более 150 рационализаторских предложений, направленных на улучшение качества ремонтных работ и повышение производительности труда[9].

14 февраля 1967 года один из двух электровозов ВЛ80к, поступивших в депо Ртищево, совершил первый пробный рейс на участке Ртищево — Поворино. Испытание нового электровоза руководство депо поручило одному из опытных и технически грамотных машинистов Юрию Тимофеевичу Обухову[12]. На протяжении всего 1967 года электровозы проходили эксплуатационные испытания на пензенском и поворинском направлениях. Их проводили машинисты Ю. Виндюрин, В. Черкасов, инженер А. А. Андреев, машинисты-инструкторы А. Востриков, В. Кочнев, Ухаров и другие[13].

1970—1980-е годы

В 1975 году за внедрение новой системы ремонта электровозов серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР была награждена группа инженеров и рабочих Ртищевского локомотивного депо Приволжской железной дороги. Ими был создан цикл оздоровления локомотивов, благодаря которому их пробеги значительно увеличились между профилактическим и большим периодическим ремонтом. Новая система ремонта давала ежедневную экономию в 185 тысяч рублей. Производительность труда возросла на 3,5 %[7].

Бывшие цеха, оборудованные в старых зданиях депо[П 2]
Rtishchevo. Locomotive depot.jpg Цех нестандартного оборудования.jpg Литейный цех.jpg
Цех по подъёмочному ремонту паровозов (2006) Цех нестандартного оборудования (2015) Литейный цех (2016)

2000-е годы

К середине 2008 года в локомотивном депо Ртищево трудились 544 машиниста и 479 помощников, из них 339 машинистов — 1-го класса. Перевозку пассажиров и груза осуществляли 493 бригады. На предприятии действовало 37 общественных инспекторов по безопасности движения поездов[15].

В 2009 году на базе локомотивного депо Ртищево были созданы два новых предприятия — ремонтное и эксплуатационное депо. Эти структурные изменения осуществлялись в рамках реорганизации локомотивного комплекса ОАО «РЖД», на базе которого были созданы Дирекция тяги и Дирекция по ремонту тягового подвижного состава в качестве филиалов ОАО «РЖД»[16].

Ремонтное локомотивное депо

Тепловозы 2ТЭ116 в депо (2014)

Ремонтное локомотивное депо Ртищево в качестве структурного подразделения вошло в состав Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Юго-Восточной железной дороги. Предприятие занимается техническим обслуживанием, текущим и плановым ремонтом локомотивов[16]. В настоящее время в депо производится ремонт только тепловозов. Депо обслуживает основное направление Ртищево — Кочетовка.

В начале 2013 года ремонтному локомотивному депо Ртищево был передан на баланс пункт технического обслуживания локомотивов в Пензе (ТО-2), ранее принадлежавший Куйбышевской железной дороге. На этом участке производится техническое обслуживание электровозов ВЛ80[17].

Эксплуатационное локомотивное депо

Эксплуатационное локомотивное депо Ртищево-Восточное сохранилось в составе Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги (ныне Мичуринского региона ЮВЖД). Оно осуществляет содержание локомотивов и локомотивных бригад на планируемый объём перевозок и грузов, а также обеспечивает безопасность движения[16].

По итогам 2010 года коллектив Эксплуатационного локомотивного депо Ртищево-Восточное Юго-Восточной железной дороги вошёл в число победителей сетевого соревнования коллективов железных дорог, других филиалов и структурных подразделений[18].

Тяговые плечи

По состоянию на 2008 год тепловозы депо Ртищево обслуживали плечи: Ртищево — Мичуринск-Уральский (пассажирские поезда, тепловозы ТЭП70), Ртищево — Кочетовка (грузовые поезда, тепловозы 2ТЭ116).

На 2008 год локомотивы депо Ртищево водили фирменные пассажирские поезда «Саратов», «Волжские дали»[19].

Подвижной состав

Электровозы на тракционных путях депо Ртищево-2
Тепловоз 2ТЭ25К-0001 «Пересвет» во время эксплуатационных испытаний с поездом на перегоне Ртищево-1 — Вертуновская (2006)

По воспоминаниям машиниста депо А. И. Захарова к концу XIX века в паровозном депо Ртищево насчитывалось порядка 40—50 паровозов серии «П» и серии «Т»[20]. В 1903 году в депо Ртищево поступили паровозы серии О[2] и их разновидности — Ов[20]. Также в то время эксплуатировались паровозы серий А и У. В 1914 году в депо Ртищево были приняты в эксплуатацию паровозы серии Э[2].

Во время гражданской войны паровозный парк депо Ртищево сильно сократился. Три паровоза угнали восставшие чехословаки, один был пущен навстречу составу мятежников, несколько забрали для уральского фронта. В депо осталось всего 15—20 паровозов, которые нечем было топить, так как перестал поступать уголь[20].

В 1926 году в депо появились паровозы серии Эу (усиленный), в 1932 году — серии Эм (модернизированный) с повышенным котловым давлением и усиленным пароперегревателем. В годы первых пятилеток локомотивный парк Ртищевского паровозного депо пополнился новыми паровозами серии М[2].

Во второй пятилетке, в конце сентября 1937 года в депо Ртищево-II поступили паровозы серии ФД[3], а в начале третьей пятилетки поезда на направлении Кирсанов—Аткарск водили паровозы Со с конденсацией пара[2]. На 1 декабря 1942 года приписной паровозный парк в двух депо составлял 150 паровозов.

В 1956 году в депо начали поступать первые двухсекционные тепловозы ТЭ3, которые впоследствии взяли на себя весь объём грузовых перевозок[21]. Первый тепловоз пришёл в депо 10 июня[22]. Вскоре в депо появились и пассажирские тепловозы[21].

В середине июня 1965 года в депо Ртищево поступили первые 15 электровозов ВЛ60[23]. Осенью к ним добавились более совершенные электровозы ВЛ60к[24].

С середины февраля 1967 года в депо с Новочеркасского завода начали поступать электровозы серии ВЛ80к[12]. К январю 1968 года прибыли первые пять электровозов этой серии[13]. В 1975 году в депо поступило несколько электровозов ВЛ80т с автоматическим реостатным торможением[25].

В 2003 году в локомотивное депо Ртищево с Октябрьской железной дороги поступили первые тепловозы ТЭП70, предназначенные для пассажирских перевозок[26]. Первым освоили тепловозы этой серии машинист 1-го класса Владимир Владиславович Рахинский и его помощник Сергей Анатольевич Лапин. Локомотивы испытывались на участке Кочетовка — Пенза.

В 2006 году с Брянского машиностроительного завода в локомотивное депо Ртищево поступил новый тепловоз 2ТЭ25К-0001 «Пересвет». Здесь проводились его эксплуатационные испытания. Тепловоз обкатывали две бригады в составе машинистов Сергея Ходина и Юрия Свечникова и их помощников Олега Лукьянова и Сергея Бычкова[27].

На 2008 год в приписном парке депо Ртищево имелись тепловозы ЧМЭ3, 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭП70БС.

Некоторые начальники депо

  • Келлер, Роберт Генрихович (на 1894)[2]
  • Жаринов, Виктор Николаевич (на 18971902)[28][29]
  • Степанов, Семён Александрович (на 19031906)[30][31]
  • Давидович, Георгий Григорьевич (1908 и.о. — ?)[2]
  • Середницкий (на 1917)[32]
  • Онацкий (на 1934—1935)
депо Ртищево-I
  • Тусеев, Михаил Ермолаевич (на 1939)
  • Виденеев (на 1945)
  • Варламов (на 1950)
депо Ртищево-II
  • Николаев (до января 1939)
  • Сачков (на 1939)
  • Цукерман, Саул Моисеевич (до 1957)
  • Иваник, Виталий Филимонович (1957—1959)
объединённое депо
  • Рыков, Михаил Алексеевич (на 1961)
  • Олейник, Пётр Афанасьевич (на 1967)
  • Сидоров, Лев Алексеевич (на 1969)
  • Стенин С. И. (на 1985)
  • Гуркин, Сергей Леонидович (апрель 19861995)
  • Гоголев, Виктор Петрович (на 2006—2008)
эксплуатационное депо Ртищево-Восточное
  • Гришанцев, Сергей Васильевич (с осени 2009)
ремонтное депо Ртищево
  • Почтарёв, Владимир (на 2012 г.)
  • Репалов, Владимир Витальевич (апрель — май 2013 и.о.)[33]
  • Гузов, Сергей (май 2013 — ?)[33]

Знаменитые люди депо

Примечания

  1. На участках дорог с тяжёлым профилем пути или при вождении поездов большой массы мощно­сти одного локомотива недостаточно, поэтому соединяют вместе несколько электров­озов, которыми может управлять один машинист.
  2. В августе 2016 года появились объявления о сдаче зданий бывших цехов в аренду[14].

См. также

Источники

  1. Приказы по РУЖД за 1902 год
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 История. Локомотивному депо Ртищево — 135 лет. — Обозреватель. Регион.ru. — 27 января 2006
  3. 3,0 3,1 3,2 Цукерман С. Локомотивному депо Ртищево II двадцать лет // Путь Ленина. — 4 октября 1957
  4. Первые рейсы тепловоза // Путь Ленина. — 15 июня 1956
  5. 5,0 5,1 Чурсин Г. И. Балашовскому железнодорожному узлу 100 лет. — Балашов: Изд-во Балашовского пединститута, 1994. — С. 28, 63
  6. Шишмарёв Н. А. Город Ртищево. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. — (Города Саратовской области). — 120 c. — С. 54—55
  7. 7,0 7,1 Воротников А. А. Вторгаясь в жизнь: По страницам газеты «Правда». — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. — С. 69, 127
  8. Дебда М. Скоро придут электровозы // Путь Ленина. — 2 июля 1965
  9. 9,0 9,1 Никольская С., Добряков Б. Время больших перемен // Путь Ленина. — 1 января 1967
  10. Аношин Б. Поезда ведут электровозы // Путь Ленина. — 17 декабря 1965
  11. Путь электровозам открыт // Путь Ленина. — 1 января 1966
  12. 12,0 12,1 На линии — ВЛ-80к // Путь Ленина. — 19 февраля 1967
  13. 13,0 13,1 Чопоров В. Самые мощные в мире // Путь Ленина. — 23 января 1968
  14. Аренда коммерческой недвижимости — Ртищево на сайте Domofond.ru (Архивировано из первоисточника 20.10.2016). (Архивировано из первоисточника 20.10.2016).
  15. Старостина Н. Депо славится умелыми кадрами и крепкими семьями // Перекрёсток России. — 8 июля 2008 (архивная копия)
  16. 16,0 16,1 16,2 Ашкапова С. Магистраль. — Перекрёсток России. — 20 октября 2009
  17. Ефремов К. Ремонт «по шерсти». Бывшие чужие своими ныне стали // Вперёд. — 7 июня 2013 (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  18. ОАО «РЖД» выбрало лучшие предприятия на сети железных дорог России // новости на сайте «ПЛАСТРОН-Ко». — 11 февраля 2011 (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  19. Служебное расписание движения пассажирских поездов на 2008 год
  20. 20,0 20,1 20,2 Так было…: Воспоминания старого машиниста, пенсионера А. И. Захарова // Путь Ленина. — 19 сентября 1967
  21. 21,0 21,1 Фёдоров С. Кое-что о тяге // Перекрёсток России. — 27 января 2001
  22. Букатин М. К переходу на тепловозную тягу // Путь Ленина. — 15 июня 1956
  23. Григорьев А. Первые электровозы // Путь Ленина. — 30 июля 1965
  24. Путь Ленина. — 2 ноября 1965
  25. Хохлов В. Осваиваем новые электровозы // Путь Ленина. — 22 октября 1975
  26. Как это было. Начало пути // Вперёд. — 5 апреля 2013 (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  27. Захарченко Д. Ответственное дело // Перекрёсток России. — 4 августа 2006
  28. Адрес-календарь Саратовской губернии на 1898 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1898. — С. 264
  30. Памятная книжка Саратовской губернии на 1904 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1904. — С. 95
  32. Тусеев А. С. От Февраля к Октябрю // Путь Ленина. — 18 апреля 1967
  33. 33,0 33,1 Ефремов К. Затяжной ремонт: Репортаж из локомотивного депо Ртищево: в организационных вопросах планирования — большой провал // Вперёд. — 25 мая 2013 (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).