Малинница

Малинница
Callophrys rubiRE.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Булавоусые

Семейство:

Голубянки

Род:

Callophrys

Вид:

Малинница

Международное научное название

Callophrys rubi (Linnaeus, 1758)

Вид в таксономических базах
CoL

15552943

Малинница, или Голубянка малинная (лат. Callophrys rubi) — дневная бабочка семейства голубянок (Lycaenidae).

Описание

Длина переднего крыла 13—16 мм; размах крыльев — 20—34 мм. Лоб коричневый. Окрашена контрастно: верхняя сторона крыльев оливково-бурая или красновато-коричневая, без рисунка, иногда с золотистым отливом; нижняя — травянисто-зелёная, обычно с хорошо выраженными белыми точками или белой линией на задних крыльях. 3адние крылья с явственными выступами по внешнему краю.

Распространение

Ареал

Ареал вида охватывает Северную Африку, почти всю Европу и умеренную зону Азии до бассейна Амура. Заходит далеко на север.

В Ртищевском районе отмечена в роще Красный Луч.

Места обитания

Обитает на поросших кустарником косогорах, крупнотравных лугах, опушках светлых лесов и просеках. В Альпах поднимается до высоты около 1 800 м.

Образ жизни

Время лёта

Одно поколение в год. Одна из самых ранних весенних бабочек. Период лёта — с конца апреля до начала июня, на севере — июнь — июль.

Размножение

Яйцо светло-зелёное, приплюснутое у полюсов. Откладываются поодиночке на нижней стороне листьев, иногда на стеблях кормового растения гусеницы. Эмбриональный период 7—8 дней.

Гусеница. Светло-зелёная, с жёлтой средней линией спины, окаймлённой чёрным, и светлыми линиями по бокам туловища.

Куколка. Бурая со светлыми бородавками; лежит под камнями, листьями или мхом, в почве. Зимует.

Кормовые растения

Взрослые особи посещают вересковые и брусничные растения.

Гусеница полифаг, питаются почками и бутонами из семейств вересковых, розоцветных, крушиновых и бобовых. Кормовыми растениями являются: жарновец метельчатый (Sarothamnus scoparius), дроки (Genista tinctoria, G. pilosa, G. germanica), ракитник (Chamaecytisus), эспарцет посевной (Otiobrychis viciifolia), солнцецвет монетолистный (Helianthemum nummularium), крушина слабительная (Rhamnus catharticus), крушина ломкая (Frangula alnus), лядвенец (Lotus corniculatus), рубусы (Rubus caesius, R. idaeus), черника (Vaccinium myrtillus) и другие.

Литература

  • Моргун Д. В. Булавоусые чешуекрылые европейской части России и сопредельных стран. Определитель-справочник. — М.: МГСЮН, 2002. — С. 134
  • Моуха Й. Бабочки. — Прага: Артия, 1979. — С. 156
  • Мурзин В. С. Бабочки. — М.: Тропа, 1993. — С. 38
  • Некрутенко Ю., Чиколовець В. Денні метелики Україны. — Київ: Видавництво Раєвського, 2005 (укр.). — С. 84
  • Татаринов А. Г., Долгин М. М. Булавоусые чешуекрылые. — Спб.: Наука, 1999 (Фауна европейского Северо-Востока России. Булавоусые чешуекрылые; Т. VII, ч. 1). — С. 137—138